Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Качество медицинских услуг и претензии пациентов

Качество медицинских услуг и претензии пациентовПраво на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, а также ст. 18 и 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323-ФЗ).

Одним из важнейших средств реализации названных прав является доступность и качество оказываемой медицинской помощи.

Под медицинской помощью законодатель подразумевает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п.3 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ). При этом, в соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Таким образом, понятие медицинская помощь более широкое и в него входят и медицинские услуги, поскольку последние являются составной частью медицинской помощи. Это важно отметить, потому как, зачастую, законодатель определяет именно вопросы качества медицинской помощи, которые, исходя из резюмированного выше, также применимы и к термину медицинская услуга.

Характеристики качества медицинской помощи

Характеристики качества медицинской помощиКачество медицинской помощи является очень важным средством реализации права на здоровье граждан, поскольку именно от него в значительной степени зависит результат медицинского вмешательства, и, как следствие, то, какое влияние на жизнь и здоровье человека окажет данное вмешательство.

В п. 21 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ качество медицинской помощи определяется, как совокупность характеристик, отражающих:

  1. Своевременность оказания медицинской помощи.
    В сфере предоставления медицинских услуг вопросы, связанные со сроками оказания медицинской помощи регламентируются постановлениями Правительства РФ, различными ведомственными актами, а также договором, заключенным между медицинской организацией и пациентом. При этом, данные сроки подразделяются на две группы:
    • сроки ожидания медицинской помощи;
    • сроки оказания непосредственно медицинской помощи.

    Так, сроки ожидания медицинской помощи, при оказании пациенту платной медицинской помощи, определяются соглашением между медицинской организацией и пациентом. В случае же оказания пациенту бесплатной медицинской помощи, сроки ожидания плановой медицинской помощи определяются территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
    Средние сроки лечения по конкретным видам заболеваний устанавливаются Приказами Минздрава России, утверждающими стандарты медицинской помощи (ч. 2 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»).
    Однако, своевременность оказания медицинской помощи сводится не только к срокам ожидания и срокам оказания тех или иных медицинских услуг в составе медицинской помощи. Данный критерий отражает своевременность оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента, как то: своевременность проведенных диагностических исследований, своевременность постановки диагноза, своевременность проведённой операции, пр, то есть это некая актуальность произведенных действий имеющимся обстоятельствам.
  2. Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи;
    Напомним нашим читателям, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, которые утверждаются приказами Министерства здравоохранения РФ (ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
    При этом, порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям и включают в себя этапы оказания медицинской помощи, правила организации деятельности медицинской организации, стандарт оснащения медицинской организации, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, а также иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Стандарты же медицинской помощи разрабатываются в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз), медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания.
    Отметим также, что важнейшими источниками выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации являются клинические рекомендации (протоколы лечения), руководства, научные публикации, учебники, справочники и др., источники, которые представляют собой, так называемые, источники доказательной медицинской практики.
  3. Степень достижения запланированного результата.
    Степень достижения цели оказания медицинской помощи должна устанавливаться применительно к каждому отдельному заболеванию, пациенту и обязательно с учетом исходного состояния здоровья последнего. Это имеет очень важное значение, поскольку, как правило, пациенты считают отсутствие достижения ожидаемого результата следствием некачественно оказанной медицинской помощи.
    В связи с этим, одной из наиболее распространенных причин возникновения претензий пациентов к медицинским работникам и медицинским организациям, исходя из существующей судебной практики, является несоответствие результата полученной медицинской помощи ожиданиям пациентов.
    Однако, следует отметить, что не достижение определенного ожидаемого результата оказания медицинской помощи само по себе не является основанием определения оказанной медицинской помощи как некачественной, поскольку является субъективным критерием. Так подтверждением тому служит судебное постановление, в соответствии с которым не достижение ожидаемого пациентом результата в условиях, когда работниками медицинской организации были предприняты все необходимые действия при оказании медицинской помощи и с соблюдением той степени заботливости и осмотрительности, которая от них требовалась по характеру обязательств и условиям договора, не является основанием для признания услуги оказанной с ненадлежащим качеством (Определение Московского городского суда от 20.06.2012 по делу № 33-11398).

Нормативно-правовая регламентация вопросов качества медицинской услуги

Нормативно-правовая регламентация вопросов качества медицинской услугиИсходя из рассмотренной выше нормы, установленной в п. 21 ст. 2 ФЗ № 323-ФЗ, следует вывод о том, что под качественной медицинской помощью необходимо понимать ту медицинскую помощь, которая была оказана своевременно, с применением правильного метода профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и при условии достижения удовлетворительной степени запланированного результата.

Более широкое определение качества медицинской помощи было дано в Приказе Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», в соответствии с которым качество медицинской помощи – это система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.

Подчеркнем, что право на качество медицинской помощи гарантируется пациентам как при получении платных, так и бесплатных медицинских услуг (что закреплено во всех упомянутых выше нормативных правовых актах).

Отдельно в отношении платных медицинских услуг ст. 27 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» установлено, что их качество должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. При этом, в случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

А право на получение качественной медицинской услуги по программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи подтверждается дополнительно в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также в федеральной и территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Обращаем внимание также на то, что право на качество медицинской услуги гарантируется положениями ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»), в соответствии с которой исполнитель услуги обязан оказать услугу качество которой соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Кроме того, ч. 5 ст. 4 названного закона установлено, что, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, ее исполнитель обязан оказать услугу, соответствующий этим требованиям.

Напомним, что на основании п. 9 Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 законодательство о защите прав потребителей подлежит применению как к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг за плату, так и бесплатно (в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования).

Кроме того, в отношении медицинской услуги применимы и аналогичные нормы о качестве, установленные ст. 721 Гражданского Кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

Обеспечение качества медицинской помощи

ВОбеспечение качества медицинской помощи связи с тем, что в соответствии с п. 6 ст. 4 ФЗ № 323-ФЗ качество и доступность медицинской помощи относятся к основным принципам охраны здоровья, ст. 10 названного закона обеспечение качества и доступности медицинской помощи должно осуществляться с помощью:

Об Экспертизе качества медицинской помощи

Об Экспертизе качества медицинской помощиЭкспертиза качества медицинской помощи проводится с целью выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и степени достижения запланированного результата (ч. 1 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Отметим, что с августа 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», на основании которого стало возможным проведение экспертизы качества медицинской помощи.

Важно!!!
C 1 июля 2017 года вступят в силу новые критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава России от 15.07.2016 № 520н. Подробнее об этом читайте в статье «
Критерии оценки качества медицинской помощи»

В данном Приказе установлены критерии оценки качества медицинской помощи, которые сформированы по группам заболеваний и подразделяются в зависимости от амбулаторных или стационарных условий получения медицинской помощи.

Обращаем внимание наших читателей на то, что на сегодняшний день экспертиза качества медицинской помощи производится только в рамках программ обязательного медицинского страхования, поскольку федерального закона, регламентирующего такой вид экспертизы при оказании платной медицинской помощи пока что не принято.

В случае же когда медицинская помощь была оказана платно, для определения качества медицинской помощи пациент имеет право воспользоваться всеми возможными правовыми средствами, предоставленными ему законодательством РФ (например, получить заключение в независимой экспертной организации (ст. 41 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»), получить консультацию или заключение на основании медицинской документации у другого специалиста (ч. 4 ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») и др.).

Подробнее вопросы, связанные с экспертизой качества медицинской помощи отражены в специальной статье, подготовленной ФАКУЛЬТЕТОМ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА.

Претензии пациентов

Претензии пациентовВ соответствии с ч. 2 ст. 98 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав пациентов в сфере охраны здоровья и причинение вреда жизни или здоровью пациентов при оказании медицинской помощи.

Так, оказание некачественной медицинской помощи само по себе является нарушением права пациента, в связи с чем, будет являться предметом спора о защите прав потребителя (отметим, что в этом случае пациент будет иметь право претендовать только на компенсацию морального вреда, так как самостоятельных имущественных требований при нарушении критериев качества оказанной услуги не возникает). Однако, следует обратить внимание на то, что некачественно оказанная медицинская помощь, зачастую, приводит к нарушению иных прав пациента и к причинению вреда здоровью или жизни пациента.

С точки зрения формы защиты нарушенных прав и законных интересов пациента существуют досудебные и судебные механизмы.

Так, пациент, здоровью которого был причинен вред некачественной медицинской услугой имеет право обратиться: