Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Независимая оценка качества оказанных медицинских услуг

Независимая оценка качества оказанных медицинских услугВ июле 2014 года наряду с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в РФ» законодателем были введены положения о независимой экспертизе (оценке) качества оказанных медицинских услуг (статья 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – ФЗ № 323)). Подобная норма была введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 526-ФЗ.

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями представляет собой одну из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности (часть 1 статьи 79.1 ФЗ № 323).

Следует заметить, что подобная оценка не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.

Более подробная информация о контроле качества и безопасности медицинской деятельности, об экспертизе и контроле качества медицинской помощи представлена в статьях на сайте ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА в разделе «Контроль качества медицинской помощи».

Понятие общественного контроля

Понятие общественного контроляСогласно статье 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» (далее – ФЗ № 212) под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. При этом к субъектам общественного контроля, в том числе относятся общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 9 ФЗ № 212).

Медицинские организации, в отношении которых проводится независимая оценка качества оказания услуг в обязательном порядке

Медицинские организации, в отношении которых проводится независимая оценка качества оказания услуг в обязательном порядкеИз правового анализа положений стати 79.1 ФЗ № 323 следует, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями (далее – независимая оценка) проводится в обязательном порядке в отношении медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

При проведении указанной оценки используется общедоступная информация о медицинских организациях, размещаемая, в том числе в форме открытых данных.

Уполномоченные органы, осуществляющие организацию и проведение независимой оценки

Уполномоченные органы, осуществляющие организацию и проведение независимой оценкиОрганизация и проведение независимой оценки осуществляется общественными советами по её проведению, которые создаются соответствующими уполномоченными органами (федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в случае передачи полномочий в сфере охраны здоровья – органы местного самоуправления) с участием общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, медицинских профессиональных некоммерческих организаций (часть 4 статьи 79.1 ФЗ № 323).

При этом уполномоченными органами функции общественных советов по проведению подобной оценки могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы. В таких случаях общественные советы по проведению независимой оценки качества медицинских услуг не создаются (часть 6 статьи 79.1 ФЗ № 323).

Например, в соответствии с Положением об Общественном совете при Минздраве России функции по организации и проведению независимой оценки возложены на Общественный совет при Минздраве России (Приказ Минздрава России от 23.03.2015 № 133).

Организация и проведение независимой оценки

Организация и проведение независимой оценкиОрганизация и проведение независимой оценки осуществляется в соответствии с положениями статьи 79.1 ФЗ № 323, а также на основании Методических рекомендаций по проведению указанной оценки, утвержденной Приказом Минздрава России от 14.05.2015 № 240 (далее - Методические рекомендации).

Пунктом 11 указанных Методических рекомендаций установлено, что органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья (Минздравы субъектов РФ, Департаменты, иные органы) на основании перечня медицинских организаций, утвержденного в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно до 1 февраля текущего года направляют в Общественный совет при Минздраве России и в соответствующие общественные советы сведения о медицинских организациях, участвующих в реализации подобной программы, на текущий год по форме (приложение № 1 к Методическим рекомендациям). В свою очередь общественные советы на основании вышеуказанного перечня утверждают перечень медицинских организаций, в отношении которых будет проводится независимая оценка (пункт 12 Методических рекомендаций).

Также Методическими рекомендациями установлено, что в целях обеспечения технической возможности выражения пациентами мнений о качестве оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, уполномоченные органы размещают на своих официальных сайтах в сети «Интернет» и на сайтах медицинских организаций анкету для оценки качества оказания услуг медицинским организациями в виде интерактивной формы (пункт 13 Методических рекомендаций). Форма подобной анкеты утверждена в виде приложения № 2 и № 3 к указанным Методическим рекомендациям.

При этом должна обеспечиваться возможность заполнения размещаемых анкет, как на официальных сайтах этих органов, так и на официальных сайтах медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В случае обращения граждан о предоставлении возможности заполнения анкеты на бумажном носителе уполномоченные органы и медицинские организации обеспечивают возможность заполнения анкеты на бумажном носителе, которые в последующем ежемесячно направляются в общественный совет.

Общие критерии независимой оценки

Общие критерии независимой оценкиВ соответствии с частью 2 статьи 79.1 ФЗ № 323 независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями предусматривает оценку условий услуг по таким общим критериям, как:

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка, утверждены Приказом Минздрава России от 28.11.2014 № 787н.

Указанные показатели разделены в зависимости от общих критериев независимой оценки, утвержденных частью 2 статьи 79.1 ФЗ № 323, а также от оказываемых условий медицинской помощи.

Например, к ним относятся:

  1. В амбулаторных условиях:
    • показатели, характеризующие открытость и доступность информации о медицинской организации – показатель рейтинга на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в сети Интернет; полнота, актуальность и понятность информации о медицинской организации на официальном сайте медицинской организации и другие;
    • показатели, характеризующие комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения – доля потребителей услуг, которые записались на прием к врачу (получили талон с указанием времени приема и ФИО врача) при первом обращении в медицинскую организацию; доступность записи на прием к врачу: по телефону, с использованием сети Интернет, в регистратуре лично, лечащим врачом на приеме при посещении и другие;
    • показатели, характеризующие время ожидания предоставления медицинской услуги – средний срок ожидания диагностического исследования с момента получения направления на диагностическое исследование (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи); доля потребителей услуг, которых врач принял во время, установленное по записи и другие;
    • показатели, характеризующие доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации – доля потребителей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников медицинской организации; другие;
    • показатели, характеризующие удовлетворенность оказанными услугами медицинской организации – доля потребителей услуг, удовлетворенных оказанными услугами; доля потребителей, готовых рекомендовать медицинскую организацию для получения медицинской помощи.

Аналогичные показатели установлены для общих критериев оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в стационарных условиях, за исключением показателей, характеризующих время ожидания предоставления медицинской услуги, к которым относятся: среднее время ожидания в приемном отделении медицинской организации; средний срок ожидания плановой госпитализации с момента получения направления на плановую госпитализацию (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Сроки организации и проведения независимой оценки

Сроки организации и проведения независимой оценкиНезависимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями проводится не чаще одного раза в год и не реже чем один раз в три года (часть 8 статьи 79.1 ФЗ № 323).

Об информации, предоставляемой медицинскими организациями, необходимой для проведения независимой оценки

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 79 ФЗ № 323 на медицинские организации возложена обязанность предоставлять информацию гражданам в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», необходимую для проведения независимой оценки.

Объем информации, необходимой для проведения независимой оценки и размещаемый на официальных сайтах медицинских организаций в сети «Интернет» утвержден Приказом Минздрава России от 30.12.2014 № 956н.

В соответствии с указанным Приказом в перечень данной информации, кроме информации о медицинской организации, о её медицинской деятельности, о медицинских работниках, также входит и информация:

Уполномоченными органами на уровне субъектов РФ также самостоятельно утверждаются нормативные правовые акты, относящиеся к проведению независимой оценки медицинских организаций, участвующих в территориальных программах на уровне субъектов РФ.

Например, Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 17.08.2015 № 688 «О проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве», утверждены соответственно Положение о проведении независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве, а также Типовой перечень информационных материалов для проведения независимой оценки.

Иные обязанности уполномоченных органов и медицинских организаций при проведении независимой оценки

Следует отметить, что на уполномоченные органы и медицинские организации также возложена обязанность по обеспечению на своих сайтах в сети «Интернет» технической возможности выражения мнений пациентами о качестве оказания услуг медицинскими организациями (часть 14 статьи 79.1 ФЗ №323).

Результаты независимой оценки качества медицинских услуг

Результаты независимой оценки качества медицинских услугИнформация о результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями размещается соответственно:

Так, например, результаты независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями Москвы и Московской области за 2015 год отражены на сайте Департамента здравоохранения г. Москвы и Министерства здравоохранения Московской области соответственно: