Новый порядок диспансеризации взрослого населения с 1 января 2018 года
Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Новый порядок диспансеризации взрослого населения с 1 января 2018 года

Новый порядок диспансеризации взрослого населения с 1 января 2018 года

С 1 января 2018 года вступил в силу новый Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный Приказом Минздрава России от 26.10.2017 № 869н (далее – Порядок № 869н и Приказ № 869н, соответственно). В соответствии с названным порядком в медицинских организациях осуществляется диспансеризация следующих групп взрослого населения (в возрасте от 18 лет и старше)*:

*Примечание: Порядок № 869н не подлежит применению в случаях, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ установлен иной порядок проведения диспансеризации отдельных категорий граждан (таким иным порядком является, например, Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н).

Отметим, что до 1 января 2018 года указанный вид диспансеризации осуществлялся в соответствии с аналогичным порядком, совсем недавно утвержденным Приказом Минздрава России от 03.02.2015 № 36ан (далее – Порядок № 36ан, Приказ № 36ан), который, соответственно, утратил свою юридическую силу.

Напомним, что Порядок № 36ан, в свою очередь, заменил в 2015 году Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный Приказом Минздрава России от 03.12.2012 № 1006 и, что между двумя данными порядками был ряд существенных различий (подробная информация о данных различиях представлена в статье Факультета Медицинского Права «Новый порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

Сообщаем, что новый Порядок № 869н также ввел немалое количество новшеств в правила диспансеризации взрослого населения.

Так, в частности, Порядком № 869н внесены изменения в:

Ниже представлена подробная информация о вышеотмеченных изменениях.

Общее о диспансеризации взрослого населения

Под диспансеризацией в соответствии с ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ) понимается комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Объем диспансеризации (перечень осмотров (консультаций) врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий) зависит от возраста и пола гражданина и определяется в соответствии с п. 13, 14 Порядка № 869н и Приложением № 1 к нему.

Целями осуществления диспансеризации взрослого населения по новому Порядку № 869н являются (примечание: указанные цели во многом повторяют цели, определенные Порядком № 36ан, но, все-таки, имеют ряд особенностей):

Периодичность диспансеризации взрослого населения

Сообщаем, что в соответствии с Порядком № 869н общая периодичность проведения диспансеризации для взрослого населения осталась той же (1 раз в 3 года) в определенные возрастные периоды (предусмотрены Приложением № 1 к Порядку № 869н). Также сохранились и исключительные случаи, когда диспансеризация проводится ежегодно для определенных категорий граждан (например, для инвалидов ВОВ, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и пр.).

При этом, Порядком № 869н введена норма о том, что чаще чем 1 раз в 3 года будут производиться следующие исследования для следующих категорий граждан:

Обращаем внимание также на то, что, как и ранее, проведение диспансеризации предполагается в два этапа. При этом, следует учитывать, что в перечни осмотров (консультаций), исследований и иных медицинских мероприятий в рамках каждого из этапов диспансеризации были внесены изменения (то есть изменился объем диспансеризации). Информация о данных изменениях будет представлена ниже.

Об изменениях объема диспансеризации взрослого населения

Напомним, что перечень медицинских мероприятий, составляющих объем диспансеризации, определен п. 13, 14 Порядка № 869н, а также Приложением № 1 к Порядку.

Отметим, что объем диспансеризации в новом Порядке № 869н был существенно сокращен по сравнению со старым. При этом, появились и некоторые новые виды медицинских мероприятий, которые не были предусмотрены предыдущим порядком.  

Так к числу исследований, которые были полностью исключены из объема диспансеризации взрослого населения в рамках обоих этапов относятся следующие:

Также были существенно сдвинуты возрастные рамки проведения некоторых исследований и манипуляций. К таковым, в частности, относятся следующие:

БЫЛО (Порядок № 36ан) СТАЛО (Порядок № 869н)
1. Измерение внутриглазного давления
для граждан в возрасте 39 лет и старше для граждан в возрасте от 60 лет и старше
2. Осмотр (консультацию) врачом-хирургом или врачом-урологом
для мужчин в возрасте от 42 до 69 лет при впервые выявленных по результатам анкетирования признаках патологии мочеполовой системы или при отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям предстательной железы, а также для мужчин вне зависимости от возраста в случае подозрения на онкологическое заболевание предстательной железы по результатам УЗИ. для мужчин в возрасте 45 лет и 51 года при повышении уровня простат-специфического антигена в крови более 1 нг/мл
3. Осмотр (консультацию) врачом-офтальмологом для граждан, имеющих повышенное внутриглазное давление
для граждан в возрасте 39 лет и старше для граждан в возрасте 60 лет и старше
4. Осмотр фельдшером (акушеркой), взятие с использованием щетки цитологической цервикальной мазка (соскоба) с поверхности шейки матки (наружного маточного зева) и цервикального канала на цитологическое исследование (далее - мазок с шейки матки), цитологическое исследование мазка с шейки матки
для женщин в возрасте от 30 до 60 лет 1 раз в 3 года. для женщин в возрасте от 21 года до 69 лет включительно 1 раз в 3 года

Категории граждан, для которых предусмотрено профилактическое консультирование

Уточнения были внесены и в категории граждан для которых проводится индивидуальное или групповое (школы для пациентов) углубленное профилактическое консультирование в отделении (кабинете) медицинской профилактики (центре здоровья, фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте). Такими гражданами по Порядку № 869н являются следующие:

Примечание: ранее по Порядку № 36ан индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое профилактическое консультирование (школа пациента) было предусмотрено для граждан с выявленными факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний, имеющих указанные заболевания или имеющих высокий и очень высокий абсолютный суммарный сердечно-сосудистый риск.

Новые медицинские манипуляция в рамках диспансеризации

К новым видам медицинских манипуляций, введенным Порядком № 869н в рамках первого этапа диспансеризации взрослого населения, относятся, в частности, следующие

Кроме того, напомним, что Порядком № 869н учащено проведение таких диагностических процедур, как маммография для женщин от 51 года до 69 лет и исследование кала на скрытую кровь для граждан в возрасте от 49 до 73 лет (подлежат проведению 1 раз в 2 года). По мнению некоторых специалистов, указанное позволит эффективнее выявлять факторы риска у мужчин и женщин трудоспособного возраста и повысит выявляемость раковых патологий на ранних стадиях.1

Структура исследований в рамках диспансеризации взрослого населения

Отметим, что соответствующие изменения в объеме диспансеризации были учтены и в Приложении № 1 к Порядку № 869н, при этом, изменился не только состав исследований и манипуляций, но и их структура. Так, Порядок № 869н разграничил пять следующих отдельных перечней исследований и иных мероприятий в рамках диспансеризации взрослого населения:

Примечание: Порядком 36ан был установлен единый для всех возрастов и полов Перечень осмотров врачами-специалистами, исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации в определенные возрастные периоды, который был разделен лишь на первый и второй этап диспансеризации.

Задачи диспансеризации взрослого населения и ответственные лица

Сообщаем, что, как и ранее, руководитель медицинской организации и медицинские работники отделения (кабинета) медицинской профилактики (в том числе входящего в состав центра здоровья) являются ответственными за организацию и проведение диспансеризации населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации (п. 9 Порядка № 869н).

Неизменным так же осталось то, что врач-терапевт (врач-терапевт участковый, врач-терапевт цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач)) (далее - врач-терапевт) является ответственным за организацию и проведение диспансеризации населения терапевтического, в том числе цехового, участка (участка врача общей практики (семейного врача)), обслуживаемой территории (далее - участок).

А фельдшер фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта является ответственным за проведение диспансеризации населения фельдшерского участка в случае возложения на него отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по проведению диспансеризации, в порядке, установленном соответствующим Приказом Минздравсоцразвития от 23.03.2012 № 252н.

При этом, некоторые изменения коснулись основных задач лиц, ответственных за проведение диспансеризации. В частности, к числу основных задач фельдшера при проведении диспансеризации добавлены такие, как:

А основные задачи врача-терапевта дополнены следующими:

Также информируем о том, что Порядком № 869н введена обязанность медицинского работника, уполномоченного руководителем медицинской организации, осуществлять информационное взаимодействие со страховыми медицинскими организациями в целях организации информирования граждан, подлежащих диспансеризации в текущем году, или их законных представителей о возможности прохождения диспансеризации в соответствии с Правилами ОМС.

О новых требованиях и возможностях при проведении диспансеризации

Сообщаем, что изменения, произведенные Приказом № 869н коснулись в некоторой степени и требований, предъявляемых к организациям, которые вправе осуществлять диспансеризацию взрослого населения.

Так, как и ранее, осуществление такой диспансеризации допускается в медицинских организациях, а также в иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее – медицинские организации), участвующих в реализации государственных и территориальных программ гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части оказания первичной медико-санитарной помощи.

При этом, в новом порядке изменился перечень работ (услуг), который должна предусматривать лицензия такой медицинской организации.

Так, по Порядку № 869н лицензия должна предусматривать работы (услуги) по: «медицинским осмотрам профилактическим», «терапии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», «акушерству и гинекологии»* или «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», «акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)», «акушерскому делу», или «лечебному делу», «офтальмологии», «неврологии», «оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)», «хирургии», или «колопроктологии», «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» или «лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике», «эндоскопии» (примечание: выделенные наименования работ (услуг) являются нововведениями и в Порядке № 36ан отсутствовали).

*Примечание: для лицензий на осуществление медицинской деятельности, выданных до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

Порядком № 869н установлено, что в случае если у медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «медицинским осмотрам профилактическим», «терапии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», отсутствует лицензия на медицинскую деятельность в части выполнения иных работ (услуг), перечисленных выше, указанная медицинская организация заключает договор для проведения диспансеризации с иными медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения требуемых работ (услуг).

Указанное означает, что в настоящее время, для медицинских организаций, намеренных осуществлять диспансеризацию взрослого населения, введена возможность осуществлять данную деятельность на основании лицензии, предусматривающей не только работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим» или «терапии», но и работы (услуги) по «общей врачебной практике (семейной медицине)».

Критерии определения групп здоровья гражданина по результатам диспансеризации

Отметим, что критерии определения групп здоровья остались практически неизменны в отношении большинства групп (изменения были внесены лишь в критерии определения II группы здоровья)*, а основная часть новшеств коснулась предлагаемых для граждан той или иной группы здоровья тактик медицинского наблюдения.

*Примечание: в соответствии с Порядком № 869н ко II группе здоровья, наряду с гражданами, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний), отнесены также граждане, у которых выявлено ожирение и (или) гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) лица, курящие более 20 сигарет в день, и (или) лица с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и которые так же не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Тактика медицинского наблюдения в зависимости группы здоровья

Подробная информация об изменениях тактики медицинского наблюдения в зависимости от установленной гражданину группы здоровья представлена в следующей сравнительной таблице:

По порядку № 36ан По порядку № 869н
Гражданам, отнесенным к I группе состояния здоровья в рамках диспансеризации проводится краткое профилактическое консультирование
Гражданам, отнесенным к I группе здоровья в рамках первого этапа диспансеризации проводится краткое профилактическое консультирование врачом-терапевтом, включающее рекомендации по здоровому питанию, уровню физической активности, отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя, а лицам с высоким относительным сердечно-сосудистым риском дополнительно в отделении (кабинете) медицинской профилактики (центре здоровья, фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте) проводится индивидуальное профилактическое консультирование
Гражданам, отнесенным ко II группе состояния здоровья, в рамках диспансеризации проводится коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте, при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции указанных факторов риска. Эти граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта (для фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в удаленной или труднодоступной местности)
Гражданам, отнесенным ко II группе здоровья, в рамках первого этапа диспансеризации проводится краткое профилактическое консультирование врачом-терапевтом.
Лицам с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском, и (или) курящим более 20 сигарет в день, и (или) у которых выявлено ожирение, и (или) гиперхолестеринемия, с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, проводится индивидуальное профилактическое консультирование в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте.
Гражданам с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача на втором этапе диспансеризации проводится углубленное (индивидуальное или групповое) профилактическое консультирование.
Гражданам II группы здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.
Граждане II группы здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом
Гражданам с IIIа группой состояния здоровья, имеющим факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, и гражданам с IIIб группой состояния здоровья, имеющим высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно-сосудистый риск, проводится коррекция имеющихся факторов риска (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в рамках диспансеризации в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте (для фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в удаленной или труднодоступной местности)
Гражданам IIIа и IIIб группы здоровья, имеющим факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, в рамках первого этапа диспансеризации проводится краткое профилактическое консультирование врачом-терапевтом.
В рамках второго этапа диспансеризации гражданам в возрасте до 72 лет с выявленной ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями, хронической ишемией нижних конечностей атеросклеротического генеза или болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, и всем гражданам в возрасте 75 лет и старше в целях коррекции выявленных факторов риска и (или) профилактики старческой астении проводится углубленное (индивидуальное или групповое) профилактическое консультирование в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте.
При наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.

Критерии эффективности диспансеризации взрослого населения

Сообщаем, что существенные изменения были произведены также и в основные критерии эффективности диспансеризации взрослого населения (Порядком № 869н данные критерии были уточнены и ужесточены по сравнению с Порядком № 36ан):

По порядку № 36ан По порядку № 869н
1. Охват диспансеризацией населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации и подлежащего диспансеризации в текущем году (плановое значение - не менее 21% прикрепленного населения) 1. Охват диспансеризацией населения, подлежащего диспансеризации в текущем году (плановое значение - не менее 63%)
2. Охват индивидуальным углубленным профилактическим консультированием граждан со II и IIIа группой состояния здоровья, а также граждан с IIIб группой состояния здоровья, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно-сосудистый риск (плановое значение - не менее 60% от имеющих медицинские показания для проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования) 2. Охват индивидуальным профилактическим консультированием на первом этапе диспансеризации граждан, имеющих высокий относительный и высокий и очень высокий абсолютный сердечно-сосудистый риск, не менее 90% от общего их числа;
3. Охват групповым профилактическим консультированием (школа пациента) граждан с II и IIIа группами состояния здоровья, а также граждан с IIIб группой состояния здоровья, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно-сосудистый риск (плановое значение - не менее 60% от имеющих медицинские показания для проведения группового профилактического консультирования) 3. Охват углубленным (индивидуальным или групповым) профилактическим консультированием на втором этапе диспансеризации граждан в возрасте до 72 лет с впервые выявленной ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями или болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, не менее 70% от общего их числа
___ 4. Охват углубленным (индивидуальным или групповым) профилактическим консультированием на втором этапе диспансеризации граждан в возрасте до 72 лет, имеющих риск пагубного потребления алкоголя и (или) риск потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, не менее 70% от общего их числа
___ 5. Охват углубленным (индивидуальным или групповым) профилактическим консультированием на втором этапе диспансеризации граждан в возрасте 75 лет и старше не менее 70% от общего их числа
___ 6. Охват граждан с впервые выявленными болезнями системы кровообращения, высоким и очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском диспансерным наблюдением, не менее 80% от общего их числа

В завершение считаем необходимым отметить, что несмотря на уменьшение количества исследований в рамках объема диспансеризации плановые показатели ее эффективности стали гораздо выше, что должно быть достигнуто за счет увеличения охвата диспансеризации прикрепленного населения. Это, конечно, радует, однако новый Порядок № 869н упускает из виду механизмы реализации, то есть способы информирования и привлечения населения. Следует надеяться, что показатели не останутся столь эффективными только на бумаге.

Однако полагаем, что эффективность диспансеризации следует оценивать не только по критерию охвата, но и по результативности самой диспансеризации, то есть ее способности действительно выявлять имеющиеся у населения заболевания, что стало достаточно сомнительным с новым порядком.

Отметим, что представители профессионального медицинского сообщества высказывают серьезные опасения о том, что проведение диспансеризации по Порядку № 869н вообще утрачивает свою целесообразность и становится формальным мероприятием «для галочки» и бессмысленной тратой бюджетных средств, поскольку установленный в настоящее время перечень исследований и прочих медицинских манипуляций (из которого были исключены такие важные исследования, как общий анализ мочи, клинический и биохимический анализ крови, исследования по определению холестерина липопротеидов высокой плотности, холестерина липопротеидов низкой плотности, триглицеридов и пр.) в действительности не позволяет выявлять возможные заболевания граждан и, соответственно, реализовывать иные цели проведения диспансеризации. Однако мы не являемся медиками, поэтому по большей части можем судить только о юридической стороне вопроса.

  1. 1http://vladmedicina.ru/news/primorye/2018-01-09-onkonastorozhennost.htm.