Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

О новом порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних

О новом порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетнихС 1 января 2018 года вступает в силу новый (и весьма неоднозначный) Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный Приказом Минздрава России от 10.08.2017 № 514н (далее – Профилактические осмотры, Порядок № 514н и Приказ № 514н, соответственно).

Напомним, что аналогичный порядок, действующий в настоящее время (а точнее, Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них), утвержден Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н (далее – Порядок № 1346н, Приказ № 1346н).

Отметим, что новый порядок содержит ряд значительных отличий от Порядка № 1346н.

Также сообщаем, что Приказом № 514н, помимо Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, были утверждены и новые:

Общая информация о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних

Профилактические осмотры представляют собой один из видов медицинских осмотров (то есть, комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития), осуществляемых в России (указанное следует из ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323-ФЗ)).

Согласно Порядку № 514н несовершеннолетние установленных возрастных групп (определены в Приложении № 1 к Порядку № 514н) подлежат Профилактическим осмотрам в следующих целях (п. 2 Порядка № 514):

*Примечание: Порядком № 514н установлено, что профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ должны проводиться в порядке, установленном Приказом Минздрава РФ от 06.10.2014 № 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».
А профилактические осмотры несовершеннолетних в целях выявления туберкулеза проводятся в порядке, установленном Приказом Минздрава РФ от 21.03.2017 № 124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» (далее – Приказ № 124н) (подробная информация о данном порядке Представлена в статье ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА «О новых Порядке и сроках проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза»).

Об отмене предварительных и периодических осмотров несовершеннолетних

Считаем важным обратить внимание на то, что в действующем в настоящее время Порядке № 1346н отдельно определены перечни профилактических, предварительных (при поступлении в образовательные учреждения в целях определения соответствия учащегося требованиям к обучению) и периодических (в период обучения в образовательных учреждениях) медицинских осмотров несовершеннолетних.

В новом же Порядке № 514н перечни предварительных и периодических медицинских осмотров отсутствуют.

Предполагается, что с 1 января 2018 года все медицинские осмотры несовершеннолетних будут проводиться в едином порядке, как профилактические. А объем таких профилактических исследований будет предусмотрен только одним перечнем - Перечнем исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних (Приложение № 1 к Порядку № 514н (далее - Перечень исследований)).

Это означает, что медицинские осмотры, которые ранее были необходимы для поступления и обучения в образовательных организациях больше проводиться не будут.

При этом, сообщаем, что отмена предварительных и периодических осмотров Порядком № 514н создает некую правовую коллизию, поскольку из иных действующих нормативных правовых актов РФ следует, что при поступлении в образовательные организации несовершеннолетние лица должны предоставлять медицинское заключение, а значит и проходить соответствующий медицинский осмотр.

Так, например, нормы о том, что прием детей, впервые поступающих в детский сад, осуществляется на основании медицинского заключения установлены в п. 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293, а также в п. 11.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Кроме того, в настоящее время продолжает применяться и Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000 № 241, которым утверждена учетная форма № 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов» и инструкция по ее заполнению. А указанная форма предполагает, в частности, включение в нее сведений и результатов проведения плановых медосмотров перед поступлением в учреждения дошкольного образования, плановых медосмотров за 1 год до поступления в образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и пр.

В связи с этим, на практике возникает вопрос о том, необходимо ли будет после вступления в силу Порядка № 514н предоставлять для поступления ребенка в детский сад (школу/ВУЗ) медицинское заключение/справку и, соответственно, проходить для ее получения какой-либо предварительный медицинский осмотр.

По нашему мнению, а также по мнению некоторых иных представителей профессионального сообщества, предоставление таких заключений/справок будет являться все-таки необходимым, если такая обязанность будет установлена в нормативном правовом акте, регламентирующем порядок поступления в образовательную организацию1.

При этом, выдача указанных заключений (справок) для предоставления в сад/школу/вуз должна будет осуществляться по результатам проведенного Профилактического осмотра, поскольку предварительные осмотры более проводиться не будут.

Полагаем, что аргументом в пользу представленной позиции может послужить и положение п. 23 Порядка № 514н, в котором указано, что копия Карты № 030-ПО/у-17 (т.е. медицинской карта, заполняемой по результатам Профилактического осмотра) подлежит выдаче на руки несовершеннолетнему (его родителю или иному законному представителю), в том числе для последующего представления в образовательные организации.

Сообщаем, что отменяя предварительные и периодические медицинские осмотры несовершеннолетних Минздрав (в пояснительной записи к Проекту Приказа Минздрава РФ «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (далее – Пояснительная запись)) указал на то, что законодательство РФ гарантирует право каждого на образование независимо от обстоятельств (а к таким обстоятельствам следует относить и состояние здоровья).

Также Минздрав в названной пояснительной записи сообщил, что действующим законодательством в сфере образования не установлено каких-либо медицинских противопоказаний к обучению или продолжению учебы при прохождении предварительных или периодических медицинских осмотров несовершеннолетних.

Кроме того, отметим, что отменив предварительные и периодические осмотры для несовершеннолетних Минздрав привел новый Порядок № 514н в соответствие с нормами ФЗ № 323-ФЗ, из которых следует, что прохождению предварительных осмотров подлежат только граждане, поступающие на работу или в образовательные организации (но только по определенным специальностям, профессиям и направлениям подготовки по основным профессиональным образовательным программам), а прохождению периодических - работающие граждане (п. 2 и 3 ч. 2 ст. 46 ФЗ № 323-ФЗ), а дети же «подпадают» только под профилактические осмотры.

При этом, полагаем, что несмотря на то, что новый порядок стал более соответствовать ФЗ № 323-ФЗ с точки зрения права, и несмотря на указанные выше аргументы Минздрава, представленные в Пояснительной записи, дискутабельным является вопрос о том, каким образом отмена указанных видов осмотров для несовершеннолетних повлияет на своевременность выявление у последних заболеваний, а также на состояние их здоровья вообще (в том числе и потому, что Перечень исследований в рамках Профилактических осмотров также был существенно сокращен).

Об изменениях в новом Перечне исследований детей в рамках медосмотра

Как нами было указано выше, законодатель существенно сократил количество и разновидности исследований в рамках Профилактических осмотров.

При этом, справедливым будет заметить, что в Перечень исследований было внесено все-таки и несколько положительных изменений. В частности, для детей 12 месяцев введен осмотр врача-травматолога-ортопеда, а для детей возраста 1 месяц – врача-детского стоматолога (хотя, по мнению некоторых представителей профессионального сообщества, стоматологический осмотр для ребенка месячного возраста как раз не является строго необходимым).

Однако, конечно же, как следует из представленного выше, корректировки Перечня исследований носят скорее негативный характер, поскольку, по нашему мнению, такое значительное сокращение числа исследований и осмотров врачами-специалистами (наряду с полным отсутствием в новом Приказе № 514н предварительных исследований поступающих в образовательные организации и периодических исследований, обучающихся в образовательных организациях) может привести к тому, что не все заболевания детей будут выявляться своевременно, что связано с тем, что существуют и «скрытые» болезни, которые нельзя определить исключительно в рамках осмотра врачом-специалистом, без определенных исследований (например, без общего анализа мочи и крови).

Полагаем, что не последнюю роль в принятии законодателем решения о сокращении Перечня исследований сыграла необходимость снижения финансовых затрат из соответствующих бюджетных средств на осуществление Профилактических осмотров (напомним, что проведение Профилактических осмотров осуществляется для граждан бесплатно (в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования)).

Кто вправе проводить профилактические осмотры

Профилактические осмотры проводятся медицинскими организациями (независимо от их организационно-правовой формы), оказывающими первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним и имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение определенных работ (оказание услуг), в том числе по «медицинским осмотрам профилактическим», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)» и пр. (полный перечень таких работ (услуг), определен в п. 10 Порядка № 514н).

Отметим, что указанный перечень работ (услуг) в основном совпадает в Порядках № 514н и 1346н. При этом, Порядком № 514н в данный перечень введено выполнение работ (оказание услуг) по «хирургии» (врач-хирург сможет участвовать в проведении Профилактического осмотра только в том случае, если в медицинской организации отсутствует врач-детский хирург и при условии, что врач-хирург прошел обучение по программам дополнительного профессионального образования в части особенностей хирургических заболеваний у детей, а медицинская организация имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «хирургии (пп. 5 п. 11 Порядка № 514н)).

В отношении Профилактических осмотров обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, установлено, что такие осмотры подлежат проведению в образовательных организациях, либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации.

Для прохождения Профилактических осмотров обучающихся в образовательных организациях такие образовательные организации обязаны будут предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

В данном случае не ясным является то, должна ли образовательная организация, в которой будет осуществляться проведение Профилактического осмотра иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности и каким образом, и кто должен определять соответствие предоставляемого образовательной организацией для медицинской организации помещения указанным выше условиям и требованиям. Или же согласно новому порядку образовательная организация лишь предоставляет помещение медицинской организации для проведения медосмотров на своей территории.

Указанные вопросы связаны с тем, что в новом Порядке № 514н не содержится каких-либо требований к образовательной организации в части наличия у последней лицензии на осуществление медицинской деятельности для проведения в ней Профилактических осмотров. В действующем же Порядке № 1346н установлено, что проведение периодических осмотров возможно в структурном подразделении образовательного учреждения, осуществляющем медицинскую деятельность, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по «педиатрии» (п. 43 Порядка № 1346н).

О действиях медицинских работников, предшествующих проведению Профилактических осмотров

Порядком № 514н установлено, что в целях организации проведения Профилактических осмотров врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) (далее - врач, ответственный за проведение ПО) медицинской организации, в которой несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь, составляются поименные списки несовершеннолетних (за исключением несовершеннолетних старше 2 лет, подлежащих диспансеризации в соответствии с законодательством РФ*). В порядке же № 1346н определено, что такие списки составляются медицинскими организациями, в которых несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь, из числа лиц, находящихся у них на обслуживании, за исключением несовершеннолетних старше 3 лет, подлежащих диспансеризации в соответствии с законодательством РФ. При этом, сведения, включаемые в данные списки в Порядках № 514н и 1346н совпадают (указывается, в частности, возраст несовершеннолетнего, планируемые дата и место проведения Профилактического осмотра и пр.).

*Примечание: Речь идет о диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 15.02.2013 № 72н), а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 11.04.2013 № 216н).

На основании составленных поименных списков несовершеннолетних уполномоченное должностное лицо медицинской организации составляет календарный план проведения Профилактических осмотров (далее - Календарный план).

Отметим, что в целом порядок действий сотрудников, связанных с составлением Календарного плана не изменился.

О даче информированного добровольного согласия на проведение Профилактического осмотра

Обращаем внимание, что необходимым предварительным условием проведения Профилактического осмотра (как по действующим, так и по новым правилам) является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего (его родителя или иного законного представителя) на медицинское вмешательство в рамках такого осмотра (далее – информированное согласие) с соблюдением требований, установленных ст. 20 ФЗ № 323-ФЗ.

При этом, Порядком № 514н введена обязанность врача, ответственного за проведение ПО, обеспечить оформление такого информированного согласия не позднее чем за 5 рабочих дней до начала его проведения и вручить (направить) указанное согласие (а также направление на Профилактический осмотр) несовершеннолетнему (родителю или иному законному представителю).

В то же время, отметим, что форма такого информированного согласия в настоящее время не утверждена, а это означает, что вопрос о том, что именно должно быть указано в данном согласии является открытым (при том, что, исходя из природы Профилактического осмотра, информированное согласие на его проведение должно включать и согласие на конкретные медицинские вмешательства врачей-специалистов в рамках осмотров, и на проводимые исследования, в том числе лабораторные (например, анализ крови, мочи и пр.), и т.д.).

О правилах и сроках проведения Профилактических осмотров

В соответствии с п. 15 Порядка № 514н в день прохождения Профилактического осмотра несовершеннолетний прибывает в место проведения Профилактического осмотра и представляет:

Напомним, что по действующим в настоящее время правилам несовершеннолетний в день проведения Профилактического осмотра обязан предъявить направление на Профилактический осмотр, а также полис ОМС.

Кроме того, Порядком № 1346н установлено, что лица, не достигшие возраста 15 лет (или не достигшие возраста 16 лет несовершеннолетние - больные наркоманией) должны прибывать в медицинскую организацию для проведения Профилактического осмотра в сопровождении родителя или иного законного представителя (в новом же порядке указанное правило отсутствует, поскольку, как нами было отмечено выше, информированное согласие от родителей (иных законных представителей) детей указанного возраста должно быть получено заранее (за 5 дней до даты проведения Профилактического осмотра)).

Сообщаем, что Порядком № 514н (как и Порядком № 1346н) выделены 2 следующих этапа проведения Профилактических осмотров, а именно:

ЭтапХарактеристика этапСроки
I этап
Осуществляется проведение тех осмотров врачами-специалистами, а также исследований, которые включены непосредственно в Перечень исследований (Приложение № 1 к Порядку № 514н)
Общая продолжительность I этапа Профилактического осмотра должна составлять не более 20 рабочих дней (в настоящее время данный срок составляет 10 рабочих дней).
II этап
Осуществляется только в том случае, если у врача, ответственного за проведение ПО или врача-специалиста, участвующего в проведении Профилактического осмотра, возникает подозрение на наличие у несовершеннолетнего заболевания (состояния), диагноз которого не может быть установлен при проведении осмотров врачами-специалистами и исследований, включенных в Перечень исследований.
В этом случае врач направляет несовершеннолетнего на дополнительную консультацию и (или) исследование (проведение таких дополнительных консультаций (исследований) и будет являться II этапом Профилактического осмотра)
Общая продолжительность Профилактического осмотра при назначении дополнительных консультаций, исследований и (или) необходимости получения информации о состоянии здоровья несовершеннолетнего из других медицинских организаций (I и II этапы) должна составлять не более 45 рабочих дней (указанный срок является аналогичным и по действующему Порядку № 1346н)

Следует учитывать также то, что обоими порядками осуществления Профилактических осмотров определено, что при проведении профилактических осмотров учитываются результаты осмотров врачами-специалистами и исследований, внесенные в медицинскую документацию несовершеннолетнего (историю развития ребенка), давность которых не превышает 3 месяцев с даты проведения осмотра врача-специалиста и (или) исследования, а у несовершеннолетнего, не достигшего возраста 2 лет, учитываются результаты осмотров врачами-специалистами и исследований, давность которых не превышает 1 месяца с даты осмотра врача-специалиста и (или) исследования.

При этом, Порядком № 514н введена норма о том, что результаты флюорографии легких (рентгенографии (рентгеноскопии), компьютерной томографии органов грудной клетки), внесенные в медицинскую документацию несовершеннолетнего (историю развития ребенка), учитываются, если их давность не превышает 12 месяцев с даты проведения исследования (в Порядке № 1346н такое положение отсутствует).

О результатах Профилактического осмотра

Действия медицинского работника, совершаемые по результатам Профилактического осмотра, остались практически такими же, как и прежде.

Так, на основании результатов Профилактического осмотра врач, ответственный за проведение ПО (п. 22 Порядка № 514н):

Данные о проведении Профилактического осмотра подлежат внесению в Карту № 030-ПО/у-17 в соответствии с Порядком ее заполнения, утвержденным Приложением № 3 К Приказу № 514н.

Также по итогам проведения Профилактических осмотров медицинская организация обязана заполнить Форму № 030-ПО/о-17 (заполняется в соответствии с порядком, утвержденным Приложением № 5 к Порядку № 514н).

  1. 1 https://www.gazeta.ru/business/2017/01/18/10481177.shtml#page1.