Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Минздрав крепчал и танки наши быстры или о новой системе приема в ординатуру

Начиная с лета 2017 года прием на обучение по программам ординатуры осуществляется в новом порядке, утвержденном Приказом Минздрава России от 11.05.2017 № 212н «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры» (далее - Порядок № 212н, Приказ № 212н, соответственно).

Основным нововведением Порядка № 212н является кардинальное изменение системы приема абитуриентов на обучение по программам ординатуры – а именно, введение балльной системы, при которой сумма конкурсных баллов складывается из двух следующих составляющих:

  1. баллов, присуждаемых за вступительное испытание, проводимое в форме тестирования;
  2. баллов, начисленных за индивидуальные достижения.

Обращаем внимание, что такая балльная система подлежит применению как в рамках конкурса на бюджетные, так и на платные места в ординатуре.

Напомним, что ранее прием на обучение по программам ординатуры осуществлялся, в первую очередь, по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно, а учет результатов индивидуальных достижений носил второстепенный характер и осуществлялся исключительно по усмотрению и в порядке, установленном непосредственно образовательной организацией (например, в случае, если у поступающих были равные результаты вступительных испытаний и равный средний балл при обучении по программе специалитета).

Отметим, что принятие Порядка № 212н вызвало широкий негативный резонанс как среди абитуриентов, поступающих в ординатуру в этом году, так и среди иных представителей медицинского сообщества, поскольку, по мнению последних, новые правила приема в ординатуру создают нечестную конкуренцию и нелогичное распределение баллов для участия в конкурсе на поступление и фактически лишают выпускников 2017 года права выбирать свой дальнейший путь в профессии.

Так, в настоящее время петиция об отмене Приказа № 212н была подписана уже более 6 500 человек (данная петиция опубликована на сайте change.org по следующей ссылке: https://goo.gl/jucg3e).

В связи с указанным, Факультетом Медицинского Права в настоящей статье произведен анализ нового Порядка № 212н и выявлены основные правовые проблемы, связанные с ним.

О предпосылках утверждения нового порядка приема в ординатуру

Сообщаем, что утверждение нового порядка приема на обучение по программам ординатуры стало одним из этапов активно осуществляемой в последние годы реформы системы медицинского образования, а также системы допуска медицинских работников к медицинской деятельности.

Напомним, что в рамках данной реформы была упразднена интернатура, а также запущен процесс поэтапного перехода от процедуры сертификации к процедуре аккредитации специалистов (сроки и этапы аккредитации специалистов утверждены Приказом Минздрава России от 25.02.2016 № 127н).

Так, выпускники «специалитетов» ряда медицинских и фармацевтических специальностей («Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» и др.), не имеющие послевузовского профессионального образования (то есть не обучавшиеся в интернатуре или ординатуре) уже прошли процедуру первичной аккредитации специалистов в 2016 и 2017 гг. на основании Приказа Минздрава РФ от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (далее – Приказ № 334н).

Отметим, что в настоящее время наличия свидетельства об аккредитации специалиста и высшего образования уровня «специалитет» достаточно для того, чтобы лицо было допущено до занятия медицинской должности общей практики (допуск таких специалистов к медицинской деятельности осуществляется на основании положений ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ, а также в рамках профессиональных стандартов).

Обучение же по программам ординатуры будет необходимо только тем специалистам, которые планируют осуществлять работу по более узкой специализации.

В связи с указанным, многие восприняли введенную новым Порядком № 212н балльную систему за аккредитацию выпускника и личные достижения, как политику ограничения числа студентов, которым удастся «просочиться» на ординатуру – а остальным прямая дорога на работу по общим специальностям в поликлиники.

Общие сведения об ординатуре

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273-ФЗ) программы ординатуры представляют собой вид образовательных программ высшего образования, подготовка по которым обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских или фармацевтических работников (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 9 ст. 82).

Прием на обучение по программам ординатуры может осуществляться только образовательной организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим специальностям ординатуры.

Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается Минздравом России по согласованию с Минобрнауки (напомним, что до вступления в силу Приказа № 212н порядок приема на обучение по программам ординатуры осуществлялся в соответствии с Приказом Минздрава России от 06.09.2013 № 633н (далее – Приказ № 633н)).

А в части, не урегулированной законодательством об образовании, правила приема на обучение по программам ординатуры в конкретную образовательную организацию устанавливаются самостоятельно данной образовательной организацией (утверждаются локальным нормативным актом).

К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское и (или) высшее фармацевтическое образование (при приеме на обучение учитываются квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам).

Отметим, что согласно п. 7 Порядка № 212н прием на обучение образовательной организацией осуществляется по следующим условиям поступления на обучение (далее - условия поступления) с проведением отдельного конкурса по каждой совокупности этих условий:

При этом, установлено, что абитуриент вправе одновременно поступать в образовательную организацию по различным условиям поступления (п. 14 Порядка № 212н).

Как указано выше, основным нововведением Порядка № 212н стало то, что сумма конкурсных баллов для поступления в ординатуру складывается из баллов, присуждаемых не только за вступительное испытание, но и за индивидуальные достижения абитуриента.

Подробная информация о новом порядке проведения вступительных испытаний, о правилах начисления баллов за индивидуальные достижения, а также об иных нововведениях в правилах приема на обучение по программам ординатуры представлена ниже.

О вступительном испытании по новому Порядку № 212н

Порядком № 212н впервые введено положение о том, что единственной возможной формой вступительного испытания при приеме в ординатуру является тестирование. Это, по мнению Минздрава России, исключит предвзятость по отношению к студенту на уровне конкретного образовательного учреждения или экзаменатора.

Напомним, что согласно действовавшему ранее Приказу № 633н вступительные испытания при приеме в ординатуру могли проводиться как в форме письменного экзамена, так и в устной или какой-либо иной форме на выбор непосредственно образовательной организации (отметим, что зачастую экзамены проводились в устной форме).

Порядком № 212н установлено, что тестирование должно проводиться с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Минздравом РФ.

Результаты тестирования формируются автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий (при этом, результат тестирования формируется в баллах (1 балл равен 1 %).

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (примечание: хоть это прямо и не указано в Порядке № 212н, но логически следует, что максимальное количество баллов, которое может быть присуждено за тестирование – 100 баллов).

Отдельное внимание считаем необходимым обратить на особенности приема на обучение в ординатуру, установленные п. 33 Порядка № 212н на 2017/18 учебный год:

Таким образом, из указанного следует, что при приеме на обучение на 2017/2018 учебный год единственным возможным способом пройти вступительное испытание для поступления в ординатуру является прохождение теста в рамках процедуры аккредитации.

Об учете индивидуальных достижений поступающих при приеме в ординатуру

Согласно введенной Порядком № 212н новой системе учета индивидуальных достижений, поступающий на обучение в ординатуру вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях (данные сведения должны быть подтверждены предоставленными поступающим документами).

Однако, по нашему мнению, предоставление поступающим сведений об индивидуальных достижениях является не правом, а единственно возможным способом реально участвовать в конкурсе на поступление как на бюджетные, так и на платные места в ординатуре. Это связано с тем, что за индивидуальные достижения может быть начислено значительное количество баллов, которые включаются в общую сумму конкурсных баллов.

Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения исходя из следующих критериев:

Учитываемые индивидуальные достиженияКоличество начисляемых баллов
Стипендиаты Президента РФ, Правительства РФ (если назначение стипендии осуществлялось в период получения высшего медицинского или высшего фармацевтического образования)100
Стипендиаты именных стипендий (если назначение стипендии осуществлялось в период получения высшего медицинского или высшего фармацевтического образования)50
Документ об образовании и о квалификации, удостоверяющий образование соответствующего уровня с отличием100
Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством РФ:
менее 3 лет50
3 года и более80
стаж работы в медицинских организациях, расположенных в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, от 1 года60 (за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа)
Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организациюСуммарно не более 50 баллов

После представленной таблицы, в первую очередь, хотелось бы обратить внимание на то, что ряд вопросов вызывает логика Минздрава РФ, примененная при распределении баллов за различные индивидуальные достижения.

Так, получается, что президентская стипендия или окончание ВУЗа с отличаем оцениваются выше, чем 5 лет работы в должности медицинского работника, в том числе, в медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте.

Что касается начисления баллов за наличие опыта работы в должностях медицинских работников, считаем необходимым отдельно остановиться на ряде моментов, которые нам представляются не вполне ясными и последовательными, а именно:

Относительно индивидуальных достижений, устанавливаемых непосредственно образовательными организациями, сообщаем, что к примерам таковых могут относиться следующие: наличие научных публикаций, рекомендаций, грамот, благодарностей, дипломов победителей олимпиад, участие в научных конференциях и пр. Как правило, за подобные виды индивидуальных достижений образовательными организациями присуждается от 10 до 25 баллов (напомним, что максимальное количество баллов, которые могут быть начислены за индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию, не должно суммарно превышать 50 баллов).

Таким образом, из анализа представленной выше информации о баллах, присуждаемых за индивидуальные достижения действительно становится ясно по какой причине выпускники 2017 года выступают за отмену Порядка № 212н.

Так, получается, что максимальное количество баллов (100), набранное на вступительном испытании (аккредитационном тесте) эквивалентно количеству баллов, которое будет присуждено, например, лицу, окончившему ВУЗ с «красным» дипломом или же лицу, которому на втором курсе была назначена стипендия Президента РФ. А значит, что у выпускника, отлично подготовившегося к сдаче теста и выучившего всю необходимую программу практически не будет шансов поступить в ординатуру, если у него нет «красного» диплома, президентской стипендии или каких-либо иных индивидуальных достижений.

Об изменениях в правилах приема документов от поступающих в ординатуру

К числу иных изменений, внесенных Приказом № 212н в правила приема на обучение по программам ординатуры, относятся, в том числе, изменения, связанные с правилами приема от абитуриентов документов, необходимых для поступления.

В частности, Порядком № 212н установлены более «гибкие» сроки для приема таких документов.

Кроме того, изменен и порядок приема документов для поступления: ранее поступающий должен был подавать их только непосредственно в приемную комиссию образовательной организации, а в настоящее время документы могут быть также направлены через операторов почтовой связи общего пользования, либо в электронной форме (если такая возможность предусмотрена в организации) (п. 16 Порядка № 212н).

Также Порядком № 212н установлено, что поступающие могут предоставлять как оригиналы, так и копии документов, подаваемых для поступления, при этом, заверение копий указанных документов не нужно (единственное, при поступлении на обучение на места в пределах целевой квоты поступающий одновременно с подачей заявления о приеме должен предоставить оригинал документа об образовании).

О совершенствовании процесса информирования поступающих

Ряд уточнений Порядком № 212н введен в процесс информирования абитуриентов о приеме на обучение.

Так, в новых правилах приема на обучение в ординатуру скорректирован и расширен перечень информации, которую приемная комиссия обязана размещать на официальном сайте образовательной организации и на своем информационном стенде (п. 11 Порядка № 212н).

Также новым Порядком № 212н введена обязанность приемной комиссии начиная со дня начала приема документов, необходимых для поступления, размещать и ежедневно обновлять на официальном сайте образовательной организации и на информационном стенде информацию о количестве поданных заявлений о приеме и списки лиц, подавших документы, необходимые для поступления, на места в пределах целевой квоты, на основные места в рамках контрольных цифр, на места по договорам об оказании платных образовательных услуг (при этом указываются сведения о приеме или об отказе в приеме документов (с указанием причин отказа) (п. 13 Порядка).

О незначительных изменениях порядка апелляции

В новом Порядке № 212н, как и в старом, поступающему (его доверенному лицу) предоставлено право подать в апелляционную комиссию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения тестирования и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов тестирования.

При этом, в порядке, утвержденном Приказом № 633н было установлено, что в ходе рассмотрения заявления проверяется только правильность оценки результатов вступительного испытания. В новом же Порядке № 633 установлено, что проверяется соблюдение установленного порядка проведения тестирования и (или) правильность оценивания результатов тестирования.

Изменения внесены и в способы подачи апелляции. Ранее это можно было сделать только посредством подачи письменного заявления непосредственно в апелляционную комиссию, а в настоящее же время подача апелляции может быть осуществлена также почтовым отправлением или по электронной почте (с учетом правил, установленных п. 16 Порядка № 212н).

Кроме того, срок рассмотрения апелляции сокращен на один день (по новым правилам рассмотрение должно быть осуществлено не позднее следующего рабочего дня после дня подачи апелляции).

О новом порядке формирования списков поступающих и зачисления их на обучение

В соответствии с п. 47 Порядка № 212н по каждому конкурсу должен быть сформирован отдельный список поступающих в течение 10 рабочих дней с даты завершения тестирования (размещение списков осуществляется на официальном сайте и на информационном стенде образовательной организации и обновляются ежедневно (не позднее начала рабочего дня) до издания соответствующих приказов о зачислении (сведения, подлежащие указанию в списках поступающих установлены в п. 48 Порядка № 212н)).

Ранжирование списка поступающих осуществляется по следующим основаниям (п. 48 Порядка № 212н):

Зачисление проводится в соответствии с ранжированным списком до заполнения установленного количества мест.

Незаполненные (освободившиеся до завершения зачисления) места в пределах целевой квоты добавляются к основным местам в рамках контрольных цифр по тем же условиям поступления.

Зачисление на места по договорам об оказании платных образовательных услуг проводится после зачисления на места в рамках контрольных цифр либо вне зависимости от сроков зачисления на места в рамках контрольных цифр.

Приказы о зачислении на обучение размещаются в день их издания на официальном сайте образовательной организации и на информационном стенде и должны быть доступны пользователям официального сайта в течение 6 месяцев со дня их издания.

Заключение

Представляется очевидным, что такое кардинальное изменение порядка приема в ординатуру связано с целенаправленной реализацией задачи пополнения первичного амбулаторно-поликлинического звена, в котором уже много лет ощущается острый дефицит.

Теперь же, когда молодые специалисты, пройдя первичную аккредитацию стали допущены до самостоятельного занятия медицинской деятельностью на должностях врачей общей практики (к таким должностям относятся следующие: врач-стоматолог, врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач по общей гигиене и другие) без послевузовского образования, будучи по факту лишенными возможности поступить в ординатуру, первичное звено «чудесным» образом окажется пополненным. Однако пополнено кем? Недоучившимися студентами, брошенными на самое ответственное, если вдуматься, звено медицины. Со страхом можно представить себе новоиспеченных педиатров-участковых и терапевтов-участковых, в задачи которых входит диагностика и лечение еще живых граждан.

При этом, полагаем, что если все-таки принять данную реформу за состоявшийся факт, то все равно невозможно не отметить, что выпускники ВУЗов оказались в несколько ущемленном положении. 6 лет они исходили из установленных раннее правил поступления в ординатуру, не делали упор на тех критериях, которые стали ключевыми и лишили их возможности получить образование уровня подготовки кадров высшей квалификации, ну или как минимум отодвинули эти возможности на несколько лет.

По мнению Факультета Медицинского Права, положение о том, что Порядок № 212н применяется при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры начиная с 2017/18 учебного года должно быть признано недействительным как несоответствующее Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) и нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы определенной группы граждан.

Так, с одной стороны, Приказ № 212н вроде бы и не нарушает принцип «закон обратной силы не имеет», так как он распространяется на порядок приема в ординатуру, начиная с 2017/18 учебного года, но, с другой стороны он совершенно очевидно применяется к отношениям, возникшим до введения его в действие.

Таким образом, полагаем, что данное положение Приказа № 212н должно быть признано недействительным, а заявитель (например, выпускник 2017 года) может также потребовать от Российской Федерации возмещения убытков, компенсации морального вреда, а также имеет право на защиту своих прав иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. Однако следует учитывать, что мнение суда достаточно непредсказуемо, и мы «сильно» допускаем, что суд не усмотрит нарушения в установлении такого порядка распространения действий Приказа № 212н, посчитав, что это не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

На наш взгляд положения Приказа № 212н должны распространяться на порядок приема в ординатуру лиц, начавших освоение программы высшего образования уровня специалитет, начиная с 2017/18 учебного года.