Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Аварийные ситуации

Аварийные ситуацииС работником во время выполнения им своих непосредственных обязанностей может произойти аварийная ситуация. Что это означает для медицинского работника и как избежать таких неприятных ситуаций, будет рассказано в данной статье.

Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Не секрет, что каждый медицинский работник ежедневно в процессе реализации должностных обязанностей выполняет десятки различных манипуляций, таких, например, как:

Проведение аудита деятельности медицинской организации
по обращению с медицинскими отходами (класс А, Б, В, Г), по проведению дезинфекции, ПСО и стерилизации медицинских изделий, использованию дезсредств., по всем дезинфекционно-стерилизационным мероприятиям
Подробнее

Что может произойти?

Что может произойти?При выполнении выше указанных манипуляций медицинский работник может оказаться в совершенно различных аварийных ситуациях, например:

Стоит помнить о том, что возникновение аварийной ситуации не всегда приводит к несчастному случаю на производстве. Для того чтобы разграничивать эти понятия, советуем ознакомиться с нашей статьей «Несчастный случай».

Правила работы медицинского персонала

Правила работы медицинского персоналаДля того чтобы избежать подобных аварийных ситуаций следует соблюдать правила работы и техники безопасности при выполнении разного рода мероприятий. Работодателю следует внедрить в работу персонала локальные Инструкции с четких алгоритмом действия в тех или иных ситуациях (например, Инструкция по правилам обращения с медицинскими отходами, Инструкция по правилам учета, хранения и использования дезинфицирующих средств, иные инструкции).

Так, например, Департамент здравоохранения г. Москвы в своем Письме от 26.10.2006 № 44-18-3461 обязал подведомственные ему учреждения здравоохранения разработать в каждом учреждении инструкцию по охране труда при выполнении работ с кровью и другими биологическими жидкостями пациентов для проведения инструктажа на рабочем месте с работниками «группы риска». К данному Письму Департамент здравоохранения Москвы приложил и примерную инструкцию.

К основным правилам работы медицинского персонала можно отнести следующее:

  1. Каждым медицинский работник должен соблюдать меры личной гигиены (соблюдать стандарт обработки рук, работать, используя средства индивидуальной защиты и др.);
  2. Медицинские работники должны соблюдать меры предосторожности при работе с колющим, режущим инструментарием, с иглами;
  3. Необходимо исходить из того, что каждый пациент потенциально опасен в отношении инфекционных заболеваний;
  4. При работе в кабинетах, где возможен контакт медицинского персонала с биологическими жидкостями пациентов, должна быть аптечка «Анти-ВИЧ».
  5. При аварийных ситуациях провести экстренную профилактику;
  6. По окончании работы произвести необходимые манипуляции:
    • Разовые инструменты поместить в непрокалываемый контейнер;
    • Предметы, подлежащие дальнейшему использованию, поместить в емкости для обработки;
    • Поверхности столов обработать дезинфицирующими средствами.
Проведение экспертизы ППК (программы производственного контроля)
инструкции по обращению с медицинскими отходами, журналов и иных документов медицинской организации по соблюдению сан-эпид режима
Подробнее

Аптечка «Анти-ВИЧ»

Аптечка «Анти-ВИЧ»Единый состав такой аптечки не установлен, но с учетом данных, отраженных в выше указанном Письме, в Приложении 12 к СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 и с учетом положений СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 № 1 можно вывести, что в состав аптечки должно входить следующее:

Профилактика возникновения аварийных ситуаций

Профилактика возникновения аварийных ситуацийВ соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны проводить профилактические мероприятия.

Очень часто в процессе работы медицинского персонала случаются уколы и порезы. Для того, чтобы избежать возможного инфицирования работнику следует соблюдать правила работы с колющим и режущим инструментарием, а также знать и соблюдать технику безопасности, которая заключается в обязательном проведении профилактических мероприятий.

Профилактические мероприятия проводятся исходя из положения, что каждый пациент расценивается как потенциальный источник гемоконтактных инфекций (гепатит B, C, ВИЧ и других).

План профилактических мероприятий должен быть составлен в каждой медицинской организации и утвержден руководителем данной организации. Такое требование содержится в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (СанПиН 2.1.3.2630-10), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58.

Готовые инструкции по соблюдению техники безопасности
при выполнении различных мероприятий медицинским персоналом
Подробнее

Мероприятия, направленные на профилактику

Мероприятия, направленные на профилактикуСуществует несколько основных мероприятий и правил, которые должны быть организованы в медицинской организации и должны соблюдаться сотрудниками. Поэтому каждый медицинский сотрудник должен знать и соблюдать:

Для справки: марганцовка (перманганат калия) относится к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ и входит в Таблицу III Списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681.
Проведение аудита деятельности медицинской организации
по обращению с наркотическими средствами и психотропными веществами (НС и ПВ)
Подробнее
Инструкция!
По правилам обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами в ЛПО
Подробнее

Профилактика ВИЧ-инфекции в ЛПУ

Профилактика ВИЧ-инфекции в ЛПУСогласно Методическим рекомендациям «Предупреждение заражения, в том числе медицинских работников, вирусом иммунодефицита человека на рабочем месте», утвержденным Минздравсоцразвития России 06.08.2007 № 5961-РХ, в России наиболее часто профессиональному риску заражения ВИЧ подвергаются:

В этой связи медицинскому персоналу очень важно соблюдать все необходимые меры предосторожности и осуществлять целый комплекс профилактических мероприятий, большинство из них содержаться в различных нормативных актах, например, в таких, как Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 № 1 «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» (вместе с «СП 3.1.5.2826-10. Санитарно-эпидемиологические правила...»). Не менее важными будут и отличные знания медицинского персонала о том, как поступать в той или иной аварийной ситуации, связанной с риском заражения ВИЧ-инфекцией.

1 2
Меры предосторожности
  • Посещать занятия по профилактике инфекций, передающихся парентеральным путем;
  • Перед любой работой с травмоопасными инструментами заранее спланировать свои действия, в том числе, касающиеся их обезвреживания;
  • Стараться не пользоваться опасным медицинским инструментарием, если можно найти безопасную и достаточно эффективную замену ему;
  • Не надевать колпачки на использованные иглы;
  • Своевременно выбрасывать использованные иглы в специальный (непрокалываемый) мусороуборочный контейнер.
  • Без промедления сообщать обо всех случаях травматизма при работе с иглами, другими острыми предметами, инфицированными субстратами;
  • Оказывать содействие администрации при выборе устройств (системы забора крови и др.);
  • Оказывать предпочтение устройствам с защитными приспособлениями;
  • Подготовка медицинских работников всех уровней.
Мероприятия по профилактике
  • Проведение дезинфекции и стерилизация медицинского инструментария и оборудования в медицинских учреждениях, применение одноразового инструментария;
  • Обеспечение и контроль за безопасностью практик медицинских манипуляций;
  • Контроль и оценка состояния противоэпидемического режима в ЛПУ проводится органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • Обеспечить соблюдение установленных требований к сбору, обеззараживанию, временному хранению и транспортированию медицинских отходов;
  • Оснащение необходимым медицинским и санитарно-техническим оборудованием, современным атравматическим медицинским инструментарием, средствами дезинфекции, стерилизации и индивидуальной защиты в соответствии с нормативно-методическими документами;
  • Изделия однократного применения после использования при манипуляциях у пациентов подлежат обеззараживанию/обезвреживанию, их повторное использование запрещается.
  • При подозрении на случай внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией провести:
  • внеплановое санитарно-эпидемиологическое расследование с целью выявления источника, факторов передачи, установления круга контактных лиц, как среди персонала, так и среди пациентов, находившихся в равных условиях с учетом риска возможного инфицирования, и реализации комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению инфицирования.
Действия медицинского работника, в уже совершившейся аварийной ситуации
  • В случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, смазать ранку 5%-м спиртовым раствором йода;
  • При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70%-м спиртом, обмывают водой с мылом и повторно обрабатывают 70%-м спиртом;
  • При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта: ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта, слизистую оболочку носа и глаза обильно промывают водой (не тереть);
  • При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на халат, одежду: снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс (бак) для автоклавирования.

Как можно быстрее начать прием антиретровирусных препаратов в целях постконтактной профилактики заражения ВИЧ.

Необходимо
Проведение аудита соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов медицинской организации, включая критерии ее размещения и функционирования.
Подробнее

Антиретровирусные препараты

Антиретровирусные препаратыДля экстренной профилактики заболевания лицам, подвергшимся риску заражения ВИЧ-инфекцией, назначают антиретровирусные препараты.

Прием антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов.

Все медицинские организации должны быть обеспечены или иметь при необходимости доступ к экспресс-тестам на ВИЧ и антиретровирусным препаратам. Запас антиретровирусных препаратов должен храниться в любой медицинской организации по выбору органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, но с таким расчетом, чтобы обследование и лечение могло быть организовано в течение 2 часов после аварийной ситуации. В уполномоченном ЛПУ должен быть определен специалист, ответственный за хранение антиретровирусных препаратов, место их хранения с доступом, в том числе в ночное время и выходные дни.

Оформление аварийной ситуации

Оформление аварийной ситуацииПо информации, опубликованной в Письме Минздрава России от 22.03.2013 № 14-1/10/2-2018, ежемесячно 65% медицинских работников получают микротравмы кожного покрова, однако официально регистрируют не более 10% травм и аварийных ситуаций.

Стоит помнить о том, что сотрудники медицинских организаций должны незамедлительно сообщать о каждом аварийном случае руководителю подразделения, его заместителю или вышестоящему руководителю.

Рядом методических документов Минздрава России, Минтруда России и Роспотребнадзора предписано проводить обязательный учет и расследование аварийных ситуаций у медицинских работников, выполняющих профессиональные обязанности, и по каждому случаю должна сразу делаться запись в журнале учета микротравм или в журнале учета аварийных ситуаций.

При этом унифицированной формы таких журналов нет. Однако на основании требований СанПиН 2.1.3.2630-10 к информации, подлежащей регистрации в таком журнале, медицинская организация может обычно без труда разработать форму такого журнала самостоятельно.

Аварийная ситуация может случиться с каждым медицинским работником. Но всегда стоит помнить о том, что вероятность ее наступления можно уменьшить за счет беспрекословного соблюдения требований охраны труда и исполнения всех должностных инструкций.

Нормативные правовые акты:

Готовое решение!
Документация по оформлению трудовых отношений с работниками медицинской организации
Подробнее