Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя

Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателяВ данной статье ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА продолжает цикл статей, посвященный профессиональным стандартам в сфере здравоохранения. Напомним, в предыдущих статьях мы пришли к выводу, что медицинские и фармацевтические работники, не прошедшие ординатуру, но имеющие свидетельство об аккредитации (до изготовления бланков такого свидетельства - выписку из протокола аккредитационной комиссии), на практике будут допущены к медицинской или фармацевтической деятельности в организациях здравоохранения, не зависимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, в рамках профессиональных стандартов.

В свою очередь, нам на сегодняшний день применение профессиональных стандартов в этом качестве видится незаконным с чем отчасти соглашается и Министерство здравоохранения РФ. Действительно, в письме № 16-5/10/2-4126 «Об аккредитации специалистов» Минздрав сообщил, что в нормативные-правовые акты РФ уже готовятся соответствующие поправки.

В свою очередь мы анонсировали, что сами профстандарты к такому повороту событий пока тоже не очень готовы, в связи с чем законодателю следовало бы задуматься еще и о том, чтобы привести к единому знаменателю их положения и исправить имеющиеся в них на сегодняшний ошибки и неточности. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Однако прежде чем приступить к чтению рекомендуем Вам ознакомиться также с иными статьями данного цикла:

Анализ наименования профессиональных стандартов

Анализ наименования профессиональных стандартовКак известно, на данный момент в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты:

Первое, что бросается в глаза – это довольно нетипичное название последних двух профстандартов. Судите сами – для врачей с высшим медицинским образованием уже приняты профстандарты «Специалист в области педиатрии» и «Специалист в области медико-профилактического дела», готовятся к утверждению проекты «Специалист по акушерству и гинекологии», «Специалист в области анестезиологии и реаниматологии», «Специалист в области хирургии» и т.д., а тут Минтруд «делает ход конем», утверждая профстандарт «Врач-стоматолог» и «Провизор». Интересное совпадение, учитывая то, что именно в отношении этих двух специальностей в 2016 года начала проводится первичная аккредитация выпускников вузов.

Анализ квалификационных требований профессиональных стандартов

Анализ квалификационных требований профессиональных стандартовЕсли обратить внимание на квалификационные требования к специалистам, отраженные в профстандартах «Специалист по педиатрии» и «Специалист в области медико-профилактического дела», то мы увидим, что таковые идентичны Приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее - Приказ № 707н), так как содержат и требование о наличии сертификата специалиста, и указание на обязательное прохождение медицинским работником ординатуры или интернатуры, и широкий спектр возможных должностей. В свою очередь профессиональные стандарты «Врач-стоматолог» и «Провизор», а также, что интересно, недавно проходивший общественное обсуждения проект профстандарта «Врач-педиатр участковый», не содержат многих ключевых требований того же Приказа № 707н, в частности об обязательном наличии послевузовского профессионального образования, что явно указывает на их общее предназначение – они разработаны для специалистов, прошедших только первичную аккредитацию (выпускники вузов).

Следуя этой логике и с учетом того, что в свидетельстве об аккредитации согласно Приказу Минздрава России от 06.06.2016 № 352н будет ссылка на профстандарт, мы полагаем, что таковой будет играть разделительную роль, то есть давать различие в объеме полномочий и квалификационных возможностей в рамках занятия той или иной должности для лиц разного уровня профессиональной подготовки (примечание: уровень образования и возможные должности как раз привязаны к обобщенной трудовой функции). Естественно объем полномочий не может и не должен быть идентичен для лиц, прошедших первичную аккредитацию (уровень образования - специалитет) и лиц, прошедших первичную специализированную аккредитацию (уровень образования - ординатура). По крайней мере, мы надеемся, что будет именно так и законодателю не придет в голову уровнять в полномочиях вчерашних выпускников и лиц, прошедших помимо вуза еще и двухлетнюю ординатуру.

Таким образом, можно сделать вывод, что действующие и планируемые профессиональные стандарты на самом деле законодателем условно поделены на 2 группы:

  1. для лиц, прошедших первичную аккредитацию и обладающих лишь общей квалификацией уровня «специалитет» (профстандарты «Врач-стоматолог», «Провизор» и «Врач-педиатр участковый»);
  2. для лиц, прошедших первичную специализированную, а также периодическую аккредитацию или сертификацию, обладающих конкретной специализацией и имеющих подготовку в ординатуре или интернатуре (профстандарты «Специалист по педиатрии» и «Специалист в области медико-профилактического дела).

К слову, наш вывод подтверждает отчет о пресс-конференции, посвященной новым механизмам государственного допуска к медицинской деятельности в РФ посредством непрерывного медицинского образования (НМО), опубликованный на сайте Стоматологической Ассоциации России, согласно которому стандарт «Врач-стоматолог» касается выпускников с 2016 г., а для специалистов, ранее получивших дополнительное профессиональное образование и сертификат «стоматолога-терапевта», «стоматолога-ортопеда» и др. следует ждать или реорганизации номенклатуры специальностей, либо ассоциация будет вынуждена инициировать создание Государственных профессиональных стандартов по каждой из стоматологических специальностей, так как в 2021г. будут проведены первые аккредитационные процессы для действующих врачей и стандарты специальностей к тому времени должны быть утверждены Минтрудом.

Добавим также, что с нашей точки зрения, условное деление профстандартов на две группы, видится логичным, так как в таком случае квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с различным уровнем образования действительно могли бы быть урегулированы соответствующими профессиональными стандартами, что мы собственно и рекомендовали сами в статье «Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностью».

Учитывая деление профстандартов, анализу в данной статье были подвержены только лишь уже утвержденные стандарты «первой группы»: «Врач-стоматолог» и «Провизор». Однако отметим, что дальнейшие выводы также должны быть учтены и при разработке профессиональных стандартов по таким базовым специальностям (направлениям подготовки) как «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело», в отношении которых идентичные профстандарты могут быть утверждены в ближайшем будущем так как первичная аккредитация по данным специальностям будет проводиться с 2017 года (примечание: не следует путать с профстандартами второй группы).

Анализ квалификационной составляющей профстандарта «Врач-стоматолог»

ТребованиеПоложение профстандартаКомментарии ФМП
Возможные наименования должностей
Врач-стоматолог
По всей видимости, данная должность «перекочевала» в профстандарт из Приказа № 707н, согласно которому ее могут занимать работники, обладающие специальностью «Стоматология общей практики». Однако, выпускники 2016 года не обладают соответствующей квалификацией для занятия должности «врач-стоматолог», так как не имеют дополнительного послевузовского образования в соответствии с Приказом № 707н.
По нашему мнению, в данном случае должность медицинских работников необходимо называть соответственно имеющейся у них квалификации. Так, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (далее – Приказ № 1061) уровню «специалитет» по специальности «Стоматология» соответствует квалификация «Врач-стоматолог общей практики». К слову в дипломах выпускников стоматологического факультета с 2014 года специальность указывается также «Стоматолог общей практики».
Таким образом, возможное наименование должности в данном профессиональном стандарте должно быть указано, как мы полагаем, «Врач-стоматолог общей практики». Однако заметим, что для этого необходимо включить соответствующую должность и в Приказ № 1183н, в котором пока как и в приказе № 707н фигурирует лишь должность «Врач-стоматолог» (Подробнее читайте в статье «Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностью»).
Требования к образованию и обучению
Высшее образование - специалитет
Видится странным, что специальность не конкретизирована. Согласно пункту 6 Постановления № 23, разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными Приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н (далее – МР). В свою очередь в подпункте 5 пункта 7 раздела II МР указано, что в этой части профстандарта указываются требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) и (или) основных программ профессионального обучения.
Учитывая предназначение данного профессионального стандарта, в данном случае более логичным видится указать требования к образованию и обучению врачей-стоматологов общей практики: высшее образование – специалитет по направлению подготовки «Стоматология».
Кроме того, на наш взгляд, корректнее было бы также перенести в данный раздел описательную часть позиции «Другие характеристики», которые как раз и отражают требования к уровню дополнительного профессионального образования медицинских работников в части прохождения периодической аккредитации.
Требования к опыту практической работы
-
Пожалуй, единственный пункт, который не вызывает никаких вопросов с учетом того, что данный профстандарт предназначен только для выпускников вузов.
Особые условия допуска к работе
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям
Данный пункт вызывает наибольшее недоумение. Опустим требования об обязательном наличии медицинских осмотров, а также отсутствие судимости, так как это установлено иными нормативными-правовыми актами. Мы считаем недопустимым отсутствие требования об обязательном наличии свидетельства об аккредитации врача-стоматолога.
Так, согласно подпункту 5 пункта 7 раздела II МР в особых условиях допуска к работе должно указываться, в том числе, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы.
В настоящее время согласно действующему законодательству РФ право на осуществление медицинской деятельности может быть подтверждено как сертификатом специалиста, так и свидетельством об аккредитации специалиста (п.1 ч.1 ст. 100 и ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ), Письмо Минздрава России от 14.12.2015 № 16-5/10/2-7567).
Что интересно, другие профессиональные стандарты и проекты профессиональных стандартов по врачам-специалистам (которые мы ранее условно записали в профстандарты «второй группы») в данной части солидарны в требовании обязательного наличия сертификата специалиста и (или) свидетельства об аккредитации.
Если же исходить из того, что профстандарт предназначен только для выпускников 2016 года, то в этом случае данный пункт обязательно должен содержать норму о наличии свидетельства об аккредитации.
Другие характеристики
Профессиональное развитие специалиста.
Для профессионального роста и присвоения квалификационной категории требуется выполнение критериев, соответствующих специальности.
Основные пути повышения квалификации:
  • программы повышения квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки;
  • стажировки;
  • тренинги в симуляционных центрах;
  • использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары)1;
  • участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах
Согласно подпункту 5 пункта 7 раздела II МР в позиции «Другие характеристики» указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности.
В рассматриваемом случае описание данного раздела, по всей видимости, является отражением основного принципа аккредитации специалистов, который выражается в том, что лица, завершившие освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, должны непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки в течение всей жизни, а также постоянно повышать профессиональный уровень и расширять квалификацию. Соблюдение этого принципа является подтверждением готовности осуществлять медицинскую деятельность и носит название «периодическая аккредитация».
Таким образом, в этой позиции речь идет о требованиях к дополнительному профессиональному образованию медицинских работников, которое, как мы говорили ранее, корректнее отражать в разделе «Требования к образованию и обучению». В данном разделе было бы уместно отразить, например, информацию о том, что лица, претендующие на присвоение квалификационной категории, должны соответствовать особым критериям, утвержденным законодательно. К слову такая информация указана в одноименном разделе в профстандарте «Специалист по педиатрии» и профстандарте «Специалист в области медико-профилактического дела».

Анализ квалификационной составляющей профстандарта «Провизор»

ТребованиеПоложение профстандартаКомментарии ФМП
Возможные наименования должностей
  • Провизор
  • Провизор-технолог
Наличие должности «провизор» подтверждает мысль, выраженную нами в статье «Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностью», согласно которой в отношении выпускников, прошедших процедуру первичной аккредитации специалистов, наименование должности необходимо указывать соответственно полученной квалификации. Так, согласно Приказу № 1061 для уровня специалитета по направлению подготовки «Фармация» соответствует квалификация «провизор». Однако, такая должность есть и в приказе № 1183н в отличии от должности «врач-стоматолог общей практики», о которой мы говорили выше. При этом таковой должности нет в Приказе № 707н, так как после прохождения ординатуры провизоры согласно Приказу № 1061 и Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» «превращаются» в «провизора-технолога», «провизора-аналитика» или «провизора-менеджера».
Кроме вышесказанного, учитывая предназначение данного профессионального стандарта для выпускников, прошедших лишь первичную аккредитацию специалистов, наличие должности «провизор-технолог» в рассматриваемом профстандарте считаем ошибочным в связи с отсутствием у выпускников соответствующей для занятия данной должности специализации. Для должности «провизор-технолог» необходимо утверждение профессионального стандарта, предназначенного для лиц, получивших послевузовское образование и прошедших первичную специализированную аккредитацию (сертификацию).
Требования к образованию и обучению
  • Высшее образование – специалитет
  • Повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности
Как и в случае с профстандартом «Врач-стоматолог», мы полагаем более корректным указать в соответствии с Приказом № 1061 требования к образованию и обучению провизоров: высшее образование – специалитет по направлению подготовки «Фармация».
Кроме того, ошибкой можно считать и наличие необходимости провизоров повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности, которое по всей вероятности было позаимствовано из приказа № 707н и пункта 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденных Приказом Минздрава от 3 августа 2012 г. № 66н. Однако, мы полагаем, что это противоречит принципу непрерывного образования аккредитованных специалистов, согласно которому повышать свои навыки медицинским и фармацевтическим работникам придется ежегодно. Таким образом, корректнее было бы это требование исключить.
Требования к опыту практической работы
-
Вновь данная часть профстандарта не вызывает никаких вопросов.
Особые условия допуска к работе
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Опять же стоит обратить внимание на грубую ошибку законодателя, который в части особых условий допуска к работе «забыл» указать обязательное наличие у провизора свидетельства об аккредитации или сертификата специалиста.
Другие характеристики
Профессиональное развитие специалиста.
Для профессионального роста и присвоения квалификационной категории (второй, первой и высшей) требуется выполнение критериев, соответствующих специальности.
Основные пути повышения квалификации:
  • программы повышения квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки;
  • стажировки;
  • тренинги в симуляционных центрах;
  • использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
  • участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах
Как и в случае с профстандартом «Врач-стоматолог» данный раздел является отражением основного принципа аккредитации специалистов, который выражается в обязательной «периодической аккредитации» и содержит скорее описание требований к дополнительному профессиональному образованию фармацевтов, которые корректнее перенести в раздел «Требования к образованию и обучению».

Резюме

РезюмеТаким образом, на наш взгляд, профессиональные стандарты «Врач-стоматолог» и «Провизор» в части возможных наименований должностей, требований к образованию и обучению работников и, что наиболее важно, особых условий допуска к работе не соответствуют действующему законодательству. Исключение данных недоработок, а также приведение действующих и разрабатываемых профессиональных стандартов к единому виду является очень важным шагом на пути к установлению возможности допуска выпускников медицинских и фармацевтических факультетов, прошедших процедуру первичной аккредитации, к профессиональной деятельности. К слову, другие действующие профстандарты «второй группы» для уже работающих специалистов, а не выпускников, также требуют корректировки, однако мы не сочли возможным и необходимым анализировать и их в рамках настоящего цикла статей, посвященных профессиональным стандартам работников сферы здравоохранения.

Однако всего лишь корректировкой профстандартов дело не обойдется – требуется значительная доработка и действующего законодательства. Рекомендуем ознакомиться с позицией ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА по данному вопросу, которая подробно отражена в статье: «Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностью».

  1. 1http://nmorosminzdrav.ru/ и http://www.sovetnmo.ru