Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностью

Задумки, проблемы и ошибки законодателя на пути разработки профстандартов и допуска выпускников до занятия медицинской и фармацевтической деятельностьюКак известно, в 2016 году на территории России запустился процесс первичной аккредитации по допуску выпускников медицинских и фармацевтических специальностей к осуществлению трудовой деятельности. В этом процессе важная роль по задумке законодателей отводится профессиональным стандартам (подробнее об этом читайте в статье «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»).

Согласно разъяснениям Минздрава в ответ на обращение одного из выпускников, с 2016 года планировалось введение первичной аккредитации специалистов как системы допуска к осуществлению конкретного вида медицинской деятельности именно в соответствии с профессиональными стандартами и установленными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. Кроме того, согласно комментарию Стоматологической Ассоциации России в сети «Facebook» и не только, с 1 июля 2016 года первичная аккредитация выпускников ВУЗов специалитета «Стоматология» должна была проходить на основе профессионального стандарта «Врач-стоматолог». Такая аккредитация действительно была проведена, о чем подробно освещали в СМИ, да и сама СТАР. Однако мы хотим обратить внимание на юридическую сторону этого события, так как у нас (юристов) сформировалось множество вопросов-комментариев к нашему законодателю.

Немного об аккредитации

Немного об аккредитацииСогласно Приказу Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (далее – Приказ № 334н) к первичной аккредитации допускаются выпускники медицинских и фармацевтических факультетов без прохождения послевузовского профессионального образования. Для получения свидетельства об аккредитации выпускникам с 2016 года достаточно пройти процедуру первичной аккредитации. Ординатура будет необходима лишь для тех, кто решит получить более узкую специализацию, после чего необходимо будет пройти уже первичную специализированную аккредитацию. Таким образом, впервые к медицинской и фармацевтической деятельности будут допущены лица, обладающие высшим образованием уровня «специалитет», но не имеющие подготовки в ординатуре или интернатуре (подробнее об особенностях аккредитации медицинских и фармацевтических работников читайте в одноименной статье).

Таким образом, важно понимать, что с 2016 года без прохождения ординатуры медицинские и фармацевтические работники смогут быть допущены к осуществлению определенных видов деятельности в рамках медицинской или фармацевтической специальности в организациях здравоохранения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, на основании свидетельства об аккредитации*, что к слову подтверждается и Письмом Минздрава РФ от 07.07.2016 № 16-5/10/2-4126 «Об аккредитации специалистов». Допуск к медицинской или фармацевтической деятельности таких специалистов, то есть не прошедших ординатуру, но имеющих свидетельство об аккредитации, будет осуществляться в рамках профстандартов. Такое намерение хоть и не лишено логики, с нашей точки зрения требует некоторой доработки действующего законодательства. Далее мы предлагаем свои комментарии на этот счет.

*Для справки: на сегодняшний день бланки свидетельств об аккредитации специалистов находятся на стадии изготовления. В связи с этим Минздравом России в Письме от 05.08.2016 № 16-5/10/2-4847 было предписано допускать к медицинской деятельности специалистов, успешно прошедших в 2016 году процедуру первичной аккредитации, но не получивших до настоящего времени свидетельство об аккредитации специалиста, на основании выписки из протокола аккредитационной комиссии.

Напомним, что сроки и этапы аккредитации специалистов утверждены Приказом Минздрава России от 25.02.2016 № 127н (далее – Приказ № 127н). В 2016 году этот процесс коснулся лишь выпускников по специальностям «Стоматология» и «Фармация», но уже с 2017 года к ним присоединятся также «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Медико-профилактическое дело». К 2026 году аккредитованы должны быть все медицинские и фармацевтические работники. Подробнее об этом, а также о категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, читайте в одноименной статье .

Интересно, что некоторые представители медицинской общественности уже успели негативно отреагировать на инициативу с отменой послевузовского образования. Так, в некоторых СМИ появилась информация, что профессор первого МГМУ им. Сеченова Павел Воробьев считает недопустимым затыкать дыры в амбулаторном звене неграмотными врачами: «Первичное звено – самый ответственный участок, на котором решаются 80% проблем здоровья человека. И работать там должны люди, которые обладают определенными знаниями и навыками, пройдя специальную подготовку после получения диплома, - считает эксперт. - Последипломное образование до выхода человека в самостоятельную медицинскую практику должно быть обязательным этапом подготовки. Сколько лет – зависит от специальности, но сразу после студенческой скамьи самостоятельно работать нельзя». Добавим, что на текущий момент лицо, закончившее ВУЗ, но не прошедшее ординатуру, согласно пункту 3 Приказ Минздрава России от 27.06.2016 № 419н «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» (до 08.08.2016 аналогичные положения содержал Приказ МЗ СР от 19.03.2012 № 239н) может работать только на должностях средних медицинских работников, получив допуск на основании выписки из протокола специального экзамена, что наверняка не устраивает многих специалистов, уже имеющих на руках диплом о высшем медицинском образовании. Полномочия же интернов или ординаторов юридически не урегулированы, хотя однозначно можно сказать, что прав на самостоятельное занятие медицинской и фармацевтической деятельности на врачебных и фармацевтических должностях у них нет. Теперь же лицам, окончившим ВУЗ, после первичной аккредитации будет дано право занимать определенные должности (врач-стоматолог, провизор, провизор-технолог и др).

Специализация и должности медицинских и фармацевтических работников, прошедших первичную аккредитацию

Специализация и должности медицинских и фармацевтических работников, прошедших первичную аккредитациюАккредитацией специалиста называется процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (часть 3 статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее – ФЗ № 323), пункт 2 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного Приказом № 334н). Аккредитационные комиссии также формируются по специальностям, по которым проводится аккредитация (пункт 8 Приказа № 334н).

Кроме всего прочего, недавно Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352н была утверждена форма свидетельства об аккредитации специалиста, в бланке которого указывается специальность медицинского или фармацевтического работника в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 07.10.2015 № 700н (далее – Номенклатура) и (или) номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 № 176н.

Таким образом, (исходя из термина аккредитации, а также формы свидетельства об аккредитации) выпускники медицинских и фармацевтических факультетов, которые с 2016 года проходят первичную аккредитацию, получают свидетельство об аккредитации и допуск к занятию медицинской или фармацевтической деятельности уже по определенной специальности.

Однако следует напомнить, что согласно Приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (далее – Приказ № 707н) одним из обязательных квалификационных требований к той или иной специальности, указанной в Номенклатуре (например, «Стоматология общей практики», «Акушерство и гинекология», «Генетика» и так далее) является прохождение послевузовского профессионального образования. Иными словами, для того, чтобы работник овладел какой-либо специальностью, ему необходимо пройти интернатуру или ординатуру. К слову, в обиходе послевузовское образование часто называют «специализацией». Следовательно, медицинские и фармацевтические работники, которые с 2016 года будут проходить первичную аккредитацию специалиста, получат специализацию, которой согласно действующему законодательству (Приказ № 707н) и существу образовательного процесса в РФ до прохождения ординатуры (интернатуры) обладать не могут.

К слову этот вывод подтверждает и сам Приказ № 334н, согласно которому аккредитация, которую проходят выпускники по завершению основных программ высшего образования, называется «первичная аккредитация», а не «первичная специализированная», которая как раз может быть пройдена медицинским или фармацевтическим работником только после окончания ординатуры.

Иными словами, на сегодняшний день Приказ № 707н вообще не подразумевают возможности занятия медицинских или фармацевтических должностей лицами, получившими высшее медицинское или фармацевтическое образование без прохождения ординатуры или интернатуры, хотя в свою очередь ФЗ № 323 требует от кандидатов на должности медицинских или фармацевтических работников только наличие высшего или среднего образования (диплом), а также сертификат или свидетельство об аккредитации специалиста (пункт 1 и 2 части 1 статьи 100, часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 69 ФЗ № 323). Таким образом, на лицо законодательная коллизия, которая заключается в том, что с 2016 года новоиспеченные стоматологи и фармацевты (а в дальнейшем и выпускники остальных специальностей) смогут заниматься трудовой деятельностью, принимая во внимание и опираясь лишь на нормы ФЗ № 323 и профессиональные стандарты, не взирая на Приказ № 707н и ЕКС (о нем ниже), что, по нашему мнению, является незаконным.

Казалось бы, что с отсутствием в Приказе № 707н квалификационных требований к лицам, прошедшим процедуру аккредитации специалиста, согласен и Минздрав. Так, в письме № 16-5/10/2-4126 «Об аккредитации специалистов» сообщается, что в законодательство РФ уже готовятся соответствующие поправки. В частности, совершенно справедливо Министерство подмечает и необходимость внесения правок в Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности…» и от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», которыми также не предусмотрено наличие у работника, заключившего договор с соискателем лицензии или лицензиатом, свидетельства об аккредитации специалиста. Однако законодательству явно противоречит утверждение Минздрава о том, что лица, успешно прошедшие в 2016 году процедуру аккредитации специалиста могут быть допущены до ряда врачебных и фармацевтических должностей. Рассмотрим нашу позицию далее

Соотношение наименований должностей и специальностей в сфере здравоохранения

Соотношение наименований должностей и специальностей в сфере здравоохраненияПредставим схематично позицию Минздрава России, отраженную в упомянутом выше письме от 05.08.2016 N 16-5/10/2-4847 «Об аккредитации специалистов». Итак, специалисты, успешно прошедшие в 2016 году процедуру первичной аккредитации специалистов по специальностям «Стоматология» или «Фармация» могут осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность на следующих должностях:

Специальность
(уровень образования - специалитет)
Должность
СтоматологияВрач-стоматолог
ФармацияПровизор или Провизор-технолог

Данная позиция Минздрава абсолютно точно коррелирует с положениями соответствующих профессиональных стандартов, а именно:

Однако мы считаем данную позицию как Минтруда, так и двух указанных выше профессиональных стандартов юридически ошибочной. Постараемся пояснить нашу точку зрения.

В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» указано, что наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке. Очевидно, что в законодательстве существует явная привязка должности к соответствующей специальности. Например, должность «Врач-стоматолог» привязана к специальности «Стоматология общей практики», а «Провизор-технолог» к «Фармацевтической технологии», что фактически подтверждается и Приказом № 707н, и устоявшейся практикой.

Информация по квалификациям (должностям), приобретаемым лицами после освоения программы базового высшего медицинского или фармацевтического образования (уровень – специалитет) и по результатам прохождения программы подготовки кадров высшей квалификации (ординатуры), представлена в схематичной таблице ниже.

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ - СПЕЦИАЛИТЕТУРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ - КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ (ОРДИНАТУРА)
Направление подготовкиКвалификация (должность)
«на выходе»
Наименование специальностиКвалификация (должность)
«на выходе»
Информация представлена в соответствии с Приказом Минобрнауки России № 1061Информация представлена в соответствии с Приказом Минобрнауки России № 1061 и Приказом Минздрава России № 707н
Лечебное делоВрач общей практикиОбщая врачебная практика (семейная медицина)Врач общей врачебной практики (семейная медицина)
ПедиатрияВрач-педиатр общей практикиПедиатрияВрач-педиатр
СтоматологияВрач-стоматолог общей практикиСтоматология общей практикиВрач-стоматолог
Стоматология терапевтическаяВрач-стоматолог-терапевт
Стоматология хирургическаяВрач-стоматолог-хирург
Медико-профилактическое делоВрач по общей гигиене, по эпидемиологииОбщая гигиенаВрач по общей гигиене
ЭпидемиологияВрач-эпидемиолог
ФармацияПровизорФармацевтическая технологияПровизор-технолог
Управление и экономика фармацииПровизор-менеджер (руководитель фармацевтической организации)
Фармацевтическая химия и фармакогнозияПровизор-аналитик

Таким образом, лицо может быть допущено к должности «Врача-стоматолога» не только после получения высшего медицинского образования по направлению подготовки «Стоматология» уровня специалитет, но и после освоения ординатуры по специальности «Стоматология общей практики». Что касается должности «Провизора», то к ней как раз и могут быть допущены выпускники, получившие высшее фармацевтическое образование по специальности «Фармация», а должность «Провизора-технолога» требует прохождения ординатуры по специальности «Фармацевтическая технология».

Таким образом, с нашей точки зрения, лица, прошедшие процедуру первичной аккредитации, не обладают квалификацией, необходимой для получения той или иной медицинской или фармацевтической специальности и поэтому не могут занимать должности, предусмотренные Приказом № 707н, о которых пишет Минздрав.

Учитывая привязку должности к специальности, мы полагаем, что в данном случае выпускники, прошедшие первичную аккредитацию, могут допускаться до занятия должностей только общего профиля, а наименование их должностей необходимо называть соответственно имеющейся у них квалификации согласно Приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (далее – Приказ № 1061), а именно:

Специальность
(уровень образования - специалитет)
Должность
Лечебное делоВрач общей практики
ПедиатрияВрач-педиатр общей практики
СтоматологияВрач-стоматолог общей практики
Медико-профилактическое делоВрач по общей гигиене, по эпидемиологии
ФармацияПровизор

Отметим, что из всех вышеперечисленных должностей в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, имеется только должность провизора. В связи с этим, нам представляется целесообразным:

  1. Включить недостающие должности в Номенклатуру должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденную Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.
  2. Так как медики и фармацевты будут допущены до занятия соответствующих медицинских и фармацевтических должностей общей практики без прохождения ординатуры, полагаем логичным исключить такие общие специальности как «стоматологию общей практики», «общая врачебная практика (семейная медицина)», «общая гигиена» из Приказа № 707н.
  3. Урегулировать квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием соответствующими профессиональными стандартами и (или) нормативными правовыми актами по аккредитации отдельно для уровня специалитета и ординатуры (интернатуры).

Внесение таковых корректировок, по нашему мнению, станет первым шагом к тому, чтобы допуск к профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, не прошедших ординатуру, но имеющих свидетельство об аккредитации, был возможен в рамках профессиональных стандартов. Однако и этого, к сожалению, будет недостаточно поскольку действующие на сегодняшний день в сфере здравоохранения профессиональные стандарты:

Подробный анализ действующих на сегодняшний день в сфере здравоохранения профессиональных стандартов, а также комментарии ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА на этот счет представлены в статье: «Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя».