Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

27 октября 2015 года

О праве на досрочное назначение пенсии медицинских работников коммерческих медицинских организациях или о чем говорит судебная практика

О праве на досрочное назначение пенсии медицинских работников коммерческих медицинских организациях или о чем говорит судебная практикаФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА в своих публикациях уже не раз обращал внимание читателей и подписчиков на то, что нередко по одним и тем же вопросам суды принимают диаметрально противоположные решения.

Как известно, законодательством РФ в области пенсионного обеспечения предусмотрено право медицинских работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по пункту 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с 1 января 2015 года – право на досрочное назначение страховой пенсии по аналогичным основаниям в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Однако, как часто это бывает, в этой области не все так просто. В первую очередь, это касается медицинских работников, работавших и работающих в коммерческих медицинских организациях.

Отметим, что несмотря на то, что с 2015 года пенсионное законодательство серьезно изменилось, проблема для данной категории лиц осталась прежней.

В настоящей заметке речь как раз и пойдет об этом, а также о позиции, как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов.

Позиция Пенсионного фонда РФ и понятие «медицинская организация»

Следует отметить, что Пенсионный Фонд Российской Федерации убежден в том, что на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют право рассчитывать только те медицинские работники, которые трудились именно в некоммерческих организациях (учреждениях здравоохранения - обычно это государственные и муниципальные учреждения), но ни как ни в частных медицинских организациях (к таковым относятся общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, пр.).

Данное мнение Пенсионного Фонда Российской Федерации целиком и полностью основано на том, что именно такая формулировка как «учреждение здравоохранения» ранее была закреплена в подпункте 11 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а сейчас значится в подпункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». А, как говорится, что написано пером, того не вырубишь топором.

Заметим, что термин «учреждение здравоохранения» в действующем законодательстве отсутствует. Мы можем руководствоваться лишь определением понятия «медицинская организация», установленным Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323).

Так, в пункте 11 статьи 2 ФЗ № 323 сказано, что медицинская организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Важно, что положения ФЗ № 323, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. Также, в целях ФЗ № 323 к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

При всем при этом, Пенсионный Фонд Российской Федерации, как уже говорилось выше, не обращает внимание на положения ФЗ № 323, разграничивая фактически коммерческие медицинские организации и медицинские организации, созданные федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, хотя условия и характер профессиональной деятельности медицинских работников в обоих видах медицинских организаций одинаков, соответственно медицинские работники, вправе рассчитывать на включение периодов работы в указанных организациях в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии (до 1 января 2015 года – трудовой).

Важно, что ни новое пенсионное законодательство (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), ни старое (Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») никогда не разделяло медицинских работников на работников, работающих в бюджетных медицинских организациях и на работников, работающих в коммерческих медицинских организациях.

Позиция Конституционного суда РФ в пенсионном вопросе

Той же позиции придерживается и Конституционный Суд РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П говорится, что форма собственности медицинской организации (в чьем ведении она находится и кому принадлежит закрепленное за ними имущество) не может влиять на назначение специального стажа медицинским работникам, т.к. разделение работников по такому критерию противоречило бы положениям статьи 39 Конституции РФ.

Из этого следует вывод, что к учреждениям здравоохранения относятся абсолютно все медицинские организации, в том числе и коммерческие.

Заметим, что на Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П часто ссылаются суды при рассмотрении вопроса о назначении досрочной пенсии. Однако отметим, что в определении Конституционного суда речь идет только о форме собственности медицинской организации, а не о ее организационно-правовой форме, что, к сожалению, также важно при разборе данной проблемы.

Позиция Арбитражного суда РФ в пенсионном вопросе

Однако, как это часто бывает на практике, мнения судов разделились. Арбитражные суды, при рассмотрении споров, связанных с корректировкой сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении медицинских работников путем включения их работы в специальный трудовой (страховой) стаж, в своем большинстве считают, что термин «учреждение здравоохранения» применяется ко всем субъектам здравоохранения, в том числе и к коммерческим организациям здравоохранения, созданным в организационно – правовой форме «общество с ограниченной ответственностью», следовательно, работа медиков в подобных организациях засчитывается в указанный специальный стаж, который дает право медицинским работникам на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вот некоторые из таких решений.

Однако, как мы уже говорили, судебная практика разнообразна. Есть и решения арбитражных судов, не разделяющих такую позицию. Подобных решений хоть и мало, но знать о них все равно нужно. Например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.09.2014 № А57-19694/2012, которым со ссылкой на пункт 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (далее – Пленум № 30) указано, что право на досрочное назначение пенсии по старости возникает только у лиц, осуществлявших свою деятельность исключительно в учреждениях.

Позиция судов общей юрисдикции

Однако, несмотря на все вышесказанное, исходя из данных судебной практики, мнения этих судов можно назвать не стандартными и не имеющими ничего общего с решениями судов общей юрисдикции.

При непосредственном рассмотрении дел по искам медицинских работников о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суды общей юрисдикции относят к учреждениям здравоохранения только государственные и муниципальные учреждения (в отличие от арбитражных судов, не дискриминирующих, в этом смысле, коммерческие медицинские организации). Придерживаясь подобной позиции, они приходят к мнению о том, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не возникает у работников коммерческих медицинских организаций, так как коммерческая медицинская организация - это не учреждение здравоохранения.

В данном случае суды ссылаются на Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и положения пункта 17 Пленума № 30.

И, заметим, что таких решений, к сожалению большинство. А это означает, что фактически суды общей юрисдикции лишают граждан права на пенсию.

Решения судов общей юрисдикции, о том, что все медицинские работники и медицинские организации в своих правах равны встречаются довольно редко, а если быть точнее – единично.

Напоследок, представляется необходимым сказать о следующем моменте. В судах общей юрисдикции медицинские работники самостоятельно борются за свое право на досрочное назначение пенсии, а вот в арбитражных судах уже медицинские организации пытаются добиться от Пенсионного Фонда Российской Федерации справедливой корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении своих медицинских работников.

Также заметим, что сохранение в новом Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» проблемной формулировки «учреждение здравоохранения» наводит на неприятную мысль о том, что наши законодатели намеренно не сочли необходимым решить данную проблему и, тем самым, устранить многолетнюю борьбу медицинских работников коммерческих медицинских организаций за свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА надеется, что данная информация пригодится при рассмотрении дел медицинских работников.