Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Еще раз об обжаловании административного правонарушения о нарушении медицинской организацией лицензионных требований

  1. Еще раз об обжаловании административного правонарушения о нарушении медицинской организацией лицензионных требованийДата и наименование судебного решения: Постановление Саратовского областного суда от 22.09.2015 № 4А-595/2015.
  2. Лицо, в отношении которого велось административное производство: Главный врач МУЗ «СГКБ № 9» К.
  3. Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об АП – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
  4. Решение: Заместитель председателя Саратовского областного суда постановил: постановление мирового судьи судебного участка № 4 Волжского района г. Саратова от 9.05.2015, решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 30.07.2015 в отношении главного врача К. оставить без изменений, жалобу без удовлетворения.
  5. Основания для принятия или отмены решения:

    Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности регулируются Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением …), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение).

    В соответствии с п. 6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. "а", "б" и "в(1)" п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закона № 99-ФЗ).

    Подпунктом "а" п. 5 Положения установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

    Пункт 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ предусматривает, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан, ….;
    • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровья граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, …., нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, ….

    Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 926н установлены Правила оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, за исключением оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения.

    Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н установлены Правила оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения в медицинских организациях.

    Установлено, что при проведении плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в МУЗ были выявлены следующие грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности:

    • в нарушение под. «а» п. 5 Положения и Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 926н, оснащение неврологического отделения не соответствует Приложению N 8. В неврологическом отделении отсутствует стабилограф компьютерный (устройство для диагностики функции равновесия);
    • в нарушение подп. «а» п. 5 Положения и Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения", оснащение неврологического отделения для больных с ОНМК не соответствует Приложению № 3. В отделении отсутствуют: программа когнитивной реабилитации, стол для кинезотерапии, аппарат для активно-пассивной механотерапии, тредбан, стол вертикализатор.

    Ссылка в жалобе на то, что выявленные нарушения не повлекли наступление каких-либо вредных последствий, основана на неправильном толковании норм действующего законодательства и на законность постановлений не влияет.

    Указание автора жалобы на то, что МУЗ не получало бюджетного финансирования на приобретение медицинского оборудования, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебных постановлений, поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что главным врачом предпринимались меры по недопущению данных нарушений.

    Недостаточное финансирование учреждения не является основанием для освобождения должностного лица от ответственности за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

    В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 данной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

    Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на необоснованность утверждения заявителя о том, что учреждением приняты все зависящие от него и исчерпывающие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых должностное лицо привлечено к административной ответственности.

    Довод жалобы о том, что заявитель не должен нести административную ответственность, поскольку в его обязанности не входит приобретение особо ценного имущества для учреждения, является несостоятельным.

    Как следует из должностной инструкции главного врача он осуществляет руководство деятельностью учреждения на основе единоначалия (п. 1.4).

    Главный врач обязан осуществлять руководство и управление учреждением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уставом учреждения, организовать и проводить в полном объеме медицинское обслуживание по программе государственных гарантий медицинской помощи населению, утвержденных Правительством РФ, развивать и совершенствовать материально-техническую базу в соответствии с целями деятельности учреждения (п. 2.1 - 2.3).

    Главный врач имеет право размещать заказы и заключать контракты, гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ путем проведения конкурса, аукциона, других форм размещения заказа, привлекать общественность к решению вопросов по улучшению деятельности учреждения, материально-технической базы (п. 3.3, 3.16).

    Главный врач несет ответственность за несоблюдение требований действующего законодательства при руководстве и управлении учреждением (п. 4.1.1).

    Вышеизложенное свидетельствует о том, что главный врач. как должностное лицо, обладающее властными организационно-распорядительными полномочиями, не обеспечил во вверенном ему учреждении соблюдение Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года № 928н, и Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 926н в связи, с чем к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ он привлечен правомерно.

Комментарии ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА: