Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

8 июня 2015 года

Обжалование административного правонарушения о нарушении медицинской организации лицензионных требований

  1. Дела судебныеДела об административных правонарушениях.
  2. Дата и наименование судебного решения: Постановление Астраханского областного суда от 18.03.2015 № 4а-76/2015.
  3. Лицо, в отношении которого велось административное производство: заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой».
  4. Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об АП – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
  5. Решение: Председатель Астраханского областного суда определил постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Астрахани от 04.09.2014, решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 05.02.2015, отменить, производство по делу об АП по части 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об АП прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП.
  6. Основания для принятия или отмены решения: В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Согласно пункту 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" (соблюдение порядка оказания медицинской помощи), "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

По факту выявленных нарушений 21 июля 2014 года должностным лицом Министерства здравоохранения Астраханской области в отношении заместителя главного врача по медицинской части ГБУЗ АО "ОДКБ им. Н.Н. Силищевой" К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Исходя из содержания протокола об административном правонарушении в отношении заместителя главного врача по медицинской части ГБУЗ АО "ОДКБ им. Н.Н. Силищевой" К. не вменяется какое-либо нарушение, установленное пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, которое повлекло грубое нарушение части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В постановлении о привлечении к административной ответственности от 04.09.2014 мировой судья пришел к выводу о нарушении заместителем главного врача по медицинской части ГБУЗ АО «ОДКБ им. Н.Н. Силищевой» К. порядка оказания медицинской помощи, т.е. п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (соблюдение порядка оказания медицинской помощи).

Согласно пункту 14 «Порядка оказания педиатрической помощи», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 года № 366н специализированная, в том числе, высокотехнологичная, медицинская помощь детям оказывается врачами-педиатрами и врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию, оказывается в стационарных условиях и условиях дневного стационара.

В силу пункта 4 «Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "Неврология"», утвержденного Приказом Минздрава России от 14 декабря 2012 года № 1047н медицинская помощь детям оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

Кроме того, из частей 2 и 5 статьи 70 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе, явившемся причиной смерти пациента.

Таким образом, вменяемые К. действия, повлекшие нарушения пункта 14 «Порядка оказания педиатрической помощи», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 года № 366 н, и пункта 4 «Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "Неврология"», утвержденного Приказом Минздрава России от 14 декабря 2012 года № 1047н, не входят в функциональные обязанности заместителя главного врача по медицинской части ГБУЗ АО "ОДКБ им. Н.Н. Силищевой".

Пунктом 2.11 должностной инструкцией заместителя главного врача по медицинской части ГБУЗ АО "ОДКБ им. Н.Н. Силищевой" К. от 20 августа 2012 года предусмотрено, что заместитель главного врача по медицинской части для выполнения своих функций обязан лично проводить систематические проверки качества диагностики и лечения больных, находящихся в стационаре.

Вместе с тем, материалами дела установлен и описан единственный случай в период с 9 мая 2014 года по 18 мая 2014 года, конкретного пациента, что не свидетельствует о нарушении К. должностной инструкции в виде систематической проверки качества диагностики и лечения больных, находящихся в стационаре, а также не подтверждает нарушение им порядков оказания медицинской помощи, выразившиеся в нарушении пункта 14 "Порядка оказания педиатрической помощи", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 года N 366н, и пункта 4 "Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю "Неврология", утвержденного Приказом Минздрава России от 14 декабря 2012 года N 1047н.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях К. отсутствует состав административного правонарушения.

Комментарии ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА: