Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

20 июля 2015 года

Об изменениях Федерального закона по осуществлению государственного контроля (надзора)

Об изменениях Федерального закона по осуществлению государственного контроля (надзора)Как известно, нормативные правовые акты в области осуществления государственного контроля (надзора) достаточно часто претерпевают различные изменения. Вот и в очередной раз законодатель решил нас «порадовать» такими новшествами.

13 июля 2015 года, Президент РФ подписал Федеральный закон № 246-ФЗ (далее – ФЗ № 246), которым были внесены некоторые изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294).

О данных поправках ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА решил более подробно сообщить нашим читателям.

В первую очередь, ФЗ № 246 введена статья 8.1, согласно которой при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, применяют риск – ориентированный подход (часть 1 статьи 8.1) (в настоящее время такой метод государственного контроля (надзора) не определен).

Риск – ориентированный подход

В соответствии с частью 2 статьи 8.1 ФЗ № 246 риск – ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных ФЗ № 246 случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований (часть 3 стать 8.1).

Следует отметить, что критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом (часть 4 статьи 8.1). В настоящее время такие критерии законодателем пока не установлены.

Что же все – таки несет в себе отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности? А это означает, что Правительством РФ может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок (часть 9.3 статьи 9). Кроме того, Правительством РФ может быть установлен сокращенный срок проведения проверки (часть 1.1. статьи 13).

Таким образом, для реализации нововведений Правительству РФ необходимо принять еще ряд подзаконных актов, из которых будет ясно в отношении каких видов и форм государственного контроля (надзора) будет применяться риск – ориентированный подход, и по каким критериям отнесения деятельности будут разнесены юридические лица (индивидуальные предприниматели) к определенной категории риска, и будет ли это иметь отношение к медицинским организациям.

Трехлетний мораторий на проведение плановых проверок

Также ФЗ № 246 установлено, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства (по критерию средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать до 100 человек для малых предприятий; по критерию выручка без НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год с 24 июля 2015 года для малых предприятий не должна превышать 800 млн. рублей) за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 26.1). К указанным лицам (часть 9 статья 9 ФЗ № 294) отнесены юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (далее – Постановление № 944).

Периодичность плановых проверок в сфере здравоохранения

Указанным актом (Постановление № 944) установлены виды (условия) медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, виды государственного контроля (надзора), а также периодичность плановых проверок по ним, а именно:

Однако, следует напомнить, что в отношении медицинских организаций проводятся плановые проверки в соответствии с ФЗ № 294 не только органами, указанными в Постановлении № 944, но и многими другими органами надзора. Полагаем, что норма статьи 26.1 ФЗ № 294 о моратории на проведение плановых проверок с 01.01.2016 по 31.12.2018 как раз и распространяется на виды проверок, не вошедшие в Постановление 944, а именно:

Исключение из ежегодного плана проведения плановых проверок

Для исключения из ежегодного плана проведения плановых проверок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение статьи 26.1 ФЗ № 294-ФЗ, установившей трехлетний мораторий на проведение плановых проверок (часть 3 статьи 26.1 ФЗ № 246). Порядок подачи соответствующего заявления должен быть установлен Правительством РФ.

Есть некоторые исключения, установленные в отношении применения данных правил. Орган государственного контроля (надзора) вправе принять решение о включение в ежегодный план проведения плановых проверок в отношении вышеуказанных лиц (часть 1 статьи 26.1), при наличии информации о том, что в отношении данных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет (часть 2 статьи 26.1 ФЗ № 294-ФЗ).

Дополнительно сообщаем, что проведение плановой проверки с нарушением требований «о моратории» (статья 26.1) является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с ч.1 ст. 20 ФЗ № 294.