Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

07 июля 2015 года

Проверки соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований

Проверки соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствованийС 26 июня 2015 года в законную силу вступил приказ Минздрава РФ, который утвердил очередной Административный регламент Росздравнадзора по осуществлению контрольных функций, а именно, Приказ Минздрава России от 26.01.2015 № 20н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований» (далее – АР РЗН № 20н).

О нехватке такого Административного регламента говорилось в Докладе Федеральной антимонопольной службы РФ о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее – Доклад ФАС). Сегодня рассмотрим какие же мероприятия имеет право проводить Росздравнадзор при осуществлении контрольных функций в рамках АР РЗН № 20н и посмотрим насколько появление нового Административного регламента устраняет проблемы законодательства при проведении данного рода проверок, на которые было указано ФАС.

Внимание стоит обратить на пункт 41 АР РЗН № 20н, в нем перечислены мероприятия, осуществляемые при проведении проверки:

Как и в некоторых ранее утвержденных Административных регламентах по проведению контрольных мероприятий Росздравнадзором, конкретный перечень документов, рассматриваемых при проведении проверки не установлен в АР РЗН № 20н, то есть объем запрашиваемых Росздравнадзором сведений не определен. Это создает возможность злоупотребления должностными лицами Росздравнадзора своими полномочиями.

На сегодняшний день отсутствуют некоторые порядки проведения медицинских экспертиз, полномочие по контролю соблюдения которых предоставлено Росздравнадзору, об этом сказано и в Докладе ФАС. Напомним, что в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

Из них утверждены порядки проведения таких экспертиз, как:

Не утверждены порядки по проведению:

В отношении медицинских осмотров стоит отметить, что статьей 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрены:

Порядки проведения выше указанных медицинских осмотров утверждены Минздравом РФ.

Стоит обратить внимание на то, что отсутствует порядок по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами и единый документ о результатах такого освидетельствования.

В этой связи полномочие Росздравнадзора по проведению проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, по мнению ФАС, реализуется с признаками превышения полномочий (контролируется порядок, который не установлен) и неэффективно (в условиях отсутствия системного подхода к решению вышеозначенных проблемных вопросов).

Отметим, что до вступления в законную силу АР РЗН № 20н Росздравнадзор в своей работе руководствовался в частности приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. № 1330н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по контролю за порядком производства медицинской экспертизы», который не охватывал всех вопросов государственного контроля, предусмотренных соответствующим полномочием Росздравнадзора. С 26 июня 2015 года данный приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ утратил силу.

В отношении привлечения медицинских организаций к административной ответственности в рамках предмета данного вида контроля стоит сказать, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров (статья 11.32 КоАП РФ). За на рушение порядков проведения иных медицинских осмотров, экспертиз или освидетельствований, КоАП РФ не содержит норм, предусматривающих административную ответственность. В таком случае Росздравнадзор имеет право привлечь медицинскую организацию к административной ответственности только в случае невыполнения предписания, выданного в ходе проверки в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ.

Подводя итог сказанному, стоит в очередной раз сказать о том, что Минздрав РФ, утвердив АР РЗН № 20н не разрешил всех правовых проблем, возникающих при проведении контрольных мероприятий Росздравнадзором. Законодателю необходимо провести еще множество изменений для того, чтобы действия должностных лиц Росздравнадзора реализовывались без признаков превышения полномочий, были эффективными и оставались в рамках правового поля.