Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Дополнительное профессиональное образование медицинских работников

Дополнительное профессиональное образование медицинских работниковДействующее законодательство устанавливает специальные требования к допуску лиц для занятия медицинской деятельностью. В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Данная норма действует до 1 января 2026 года. При этом с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации появилось у лиц, получивших медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Отметим, что полный переход к аккредитации специалистов должен произойти до 1 января 2026 года.

Кроме того, к медицинским работникам для осуществления медицинской деятельности установлены квалификационные требования и характеристики:

  1. Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее – Приказ Минздрава № 707н);
  2. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ Минздравсоцразвития № 541н).

Понятие дополнительного профессионального образования

Понятие дополнительного профессионального образованияИсходя из смысла ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) представляет собой вид образования, направленный на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие медицинского работника, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, реализуемого посредством дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В соответствии со ст. 73 Закона № 323-ФЗ одной из обязанностей медицинских работников является обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При невыполнении данного требования, медицинские работники не могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности.

Необходимость дополнительного профессионального образования работника

Необходимость дополнительного профессионального образования работникаНеобходимость ДПО для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса РФ). В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или ДПО работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Необходимо отметить, что медицинские работники в соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ и ст. 72 Закона № 323-ФЗ имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Однако, медицинские работники могут реализовать данное право только после допущения к осуществлению медицинской деятельности.

В соответствии с частью 5 ст. 196 ТК РФ работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Под созданием работникам необходимых условий для совмещения работы с получением образования необходимо понимать в первую очередь предоставление им условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Сказанное означает, что работникам, которые обучаются без отрыва от производства, должны быть предоставлены: а) возможность посещать занятия и б) время для самостоятельной подготовки. Режим их труда и отдыха подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.

Вместе с тем предоставление работникам, совмещающим работу с получением образования, гарантий и компенсаций, по сути, также направлено на обеспечение сочетания трудовой деятельности и обучения. В частности, ТК предусматривает ряд гарантий и компенсаций работникам, которые без отрыва от работы получают высшее или среднее профессиональное образование по соответствующим образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию (см. ст. ст. 173 - 174, 177 ТК и комментарии к ним).

Кроме того, ТК предоставляет определенные гарантии работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы (см. ст. 187 ТК и комментарий к ней).

Дополнительные гарантии работникам, совмещающим работу с получением образования, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Дополнительное профессиональное образование медицинских работников как лицензионное требование

Дополнительное профессиональное образование медицинских работников как лицензионное требованиеВ соответствии Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее – Постановление Правительства № 291) соответствие медицинских работников квалификационным требованиям, а также регулярное прохождение ими ДПО (не реже 1 раза в 5 лет прохождение повышения квалификации) являются одними из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства № 291 в числе прочих лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату), указаны следующие:

При подаче заявление на получение лицензии с нарушением требований, установленных действующим законодательством (и последующем их не устранении), лицензирующий орган возвращает заявление и прилагаемые к нему документы с мотивированным обоснованием причин возврата. При прохождении лицензионной проверки медицинская организация, уже имеющая лицензию, то есть являющаяся лицензиатом, может быть привлечена к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, обозначенных выше.

Допуск к получению дополнительного профессионального образования

Допуск к получению дополнительного профессионального образованияОдним из нормативно-правовых актов, регулирующих порядок организации ДОП образовательными организациями, является Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее – Приказ от 01.07.2013 г. № 499).

В соответствии с Приказом от 01.07.2013 г. № 499 к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Более подробно сведения о квалификации медицинских работников рассмотрено в статье: «Сведения о квалификации медицинских работников».

Виды дополнительного профессионального образования

Виды дополнительного профессионального образованияПорядок и сроки совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях установлены соответствующим Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее – Приказ Минздрава № 66).

Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде:

  1. повышения квалификации;
  2. профессиональной переподготовки;
  3. стажировки.

Профессиональная переподготовка по содержанию может быть не связана с имеющимся образованием и преследует цель обучения работника выполнению нового вида медицинской деятельности. А повышение квалификации преследует цель получения новой компетенции в рамках ранее избранной специальности. Повышение квалификации медицинских работников должно проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.

Требования к дополнительному профессиональному образованию

Требования к дополнительному профессиональному образованиюСроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями самостоятельно. Однако, действующее законодательство устанавливает обязанность соблюдать при реализации соответствующих образовательных программ требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностью работодателя.

Как указано выше в настоящей статье, повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями и характеристиками, утвержденными Приказом Минздрава РФ № 707н и Приказом Минздравсоцразвития № 541н.

Повышение квалификации медицинских работников

Повышение квалификации медицинских работниковРеализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (п. 6 Приказа Минобрнауки № 499). В настоящее время Приказ Минобрнауки № 499 не разделяет ДПО на виды обучения. Можно отметить, что ранее действовало Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (утратило силу), в соответствии с которым повышение квалификации включало в себя следующие виды обучения:

  1. краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  2. тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно- техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  3. длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

В настоящее время выше приведенная классификация применяется на практике, несмотря на утрату силы вышеназванного Постановления Правительства № 610.

Обращаем внимание, что минимальный срок ДПО в соответствии с Приказом Минобрнауки № 499 сокращен: при повышении квалификации минимум 16 часов (ранее – минимум 72часа), при профессиональной переподготовке - минимум 250 (ранее – минимум 500 часов). Хотя в сфере здравоохранения до сих пор проводят более длительные программы ДПО: повышение квалификации – 72 часа или 144 часа и профессиональная переподготовка – более 500 часов.

Обычно сертификационные циклы повышения квалификации рассчитаны на 144 часа, а 72-часовые циклы проводятся в рамках различного рода тематических усовершенствований (ТУ), например, цикл по Организации деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ или Основы экспертизы временной нетрудоспособности. Такие ТУ представляют из себя краткосрочный вид повышения квалификации и сопровождаются выдачей только соответствующего удостоверения.

Профессиональная переподготовка медицинских работников

Профессиональная переподготовка медицинских работниковРеализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Срок обучения профессиональной переподготовки по медицинским специальностям, как уже было сказано выше, все равно сохраняет свой старый норматив - свыше 500 часов (около 4 месяцев), несмотря на утверждение новой минимальной границы в 250 ч.

Результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны соответствовать результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, а также направлены на приобретение новой квалификации, требующей изменение направленности (профиля) или специализации в рамках направления подготовки (специальности) полученного ранее профессионального образования, должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов.

Программы ДПО

Программы ДПОПрограммы дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями самостоятельно. На сегодняшний день, Минздрав РФ только начинает утверждать примерные программы дополнительного профессионального медицинского образования по различным специальностям, например:

Стажировка

Оформление результатов дополнительного профессионального образованияДополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется образовательной или иной научной организацией с учетом предложений медицинской организации, направляющей специалистов на стажировку. Продолжительность стажировки устанавливается медицинской организацией, направляющей работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем образовательной или научной организации, где она проводится.

Необходимо отметить, что стажировка как вид дополнительно профессионального образования медицинских работников на практике уже давно не используется. Стажировка проводится (может проводиться) в рамках повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Оформление результатов дополнительного профессионального образования

Оформление результатов дополнительного профессионального образованияОсвоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.

В соответствии с п. 19 Приказа Минздрава №499 лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации:

  1. удостоверение о повышении квалификации (при получении дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации);
    Для справки - до недавнего времени выдавалось свидетельство о повышении квалификации, а не удостоверение о повышении квалификации;
  2. диплом о профессиональной переподготовке (при получении дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки).

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием

Повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованиемВ целях совершенствования и повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием принят Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Данным приказом утвержден перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского персонала. Перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского персонала оформлен в виде таблицы, которая включает следующие разделы: наименование специальностей, тематика циклов, продолжительность, периодичность (не реже 1 раза в 5 лет), наименование должностей.

Однако, стоит обратить внимание на то, что данный приказ не был зарегистрирован в Минюсте РФ и не был опубликован в установленном законом порядке. Как следствие, данный приказ не влечет правовых последствий как не вступивший в законную силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к медицинским организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний ( п. 10 Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  2. Трудовой кодекс РФ;
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  4. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»);
  5. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»);
  6. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
  7. Приказ Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»;
  8. Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
  9. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»
  10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
  11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 января 2014 г. № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Гериатрия»;
  12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 января 2014 г. № 35н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Психиатрия-наркология» (не вступил в силу).