Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

О новых административных регламентах Департамента здравоохранения г. Москвы

Как известно, в Москве уже давно велась речь о том, что лицензионные проверки Департамента здравоохранения города Москвы проводились с нарушением закона, так как не было соответствующего административного регламента. Ситуация изменилась лишь в декабре ушедшего года, когда Правительство города Москвы своим Постановлением от 16.12.2015 № 894-ПП (далее – Постановление № 894-ПП) порадовало москвичей утверждением аж целых трех новых административных регламентов Департамента здравоохранения.

В данной статье мы вкратце расскажем про новые регламенты, постараемся ответить на некоторые спорные вопросы, а также затронем иные интересные моменты.

«Декабрьские» регламенты

Итак, как мы уже сказали, Постановлением № 894-ПП в декабре были утверждены целых три новых административных регламента (далее также – АР) Департамента здравоохранения г. Москвы. В частности, таковыми являются:

Отметим, что кроме вышеуказанных трех регламентов в Москве также существует Административный регламент Департамента здравоохранения города Москвы по региональному государственному контролю (надзору) за соблюдением лицензионных требований при осуществлении медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (далее также - старый АР по лицензионному контролю), в соответствии с которым Департамент проводил лицензионный контроль ранее. Данный регламент утвержден приложением № 9 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 18.08.2011 № 747 «Об организации мероприятий по контролю в области охраны здоровья граждан на территории города Москвы» и, что интересно, действует до сих пор.

Так в соответствии с каким же регламентом в таком случае должен проводиться лицензионный контроль?

Важно помнить, что лицензионный контроль является одним из видов государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Порядок организации и проведения такого контроля утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 (далее – ПП РФ № 1152), в соответствии с которым сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного контроля устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 (далее – Постановление № 373). Однако, старый АР Департамента по осуществлению лицензионного контроля не был утвержден в соответствии с Постановлением № 373, а, следовательно, не мог выступать в роли АР в соответствии с ПП РФ № 1152.

Что же касается нового АР по лицензионному контролю, то данный норматив утвержден в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 г. № 146-ПП «О порядке разработки и утверждения в городе Москве административных регламентовисполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов осуществления муниципального контроля», которое в свою очередь утверждено в соответствии с Постановлением № 373.

Таким образом, проводить контроль соблюдения лицензионных требований в Москве Департамент здравоохранения может и должен только в соответствии с новым декабрьским АР.

Административные регламенты о лицензировании. Что это такое и с чем их едят?

Как известно, ранее на региональном уровне альтернатив нововведенным административным регламентам по лицензированию предусмотрено не было, а значит само по себе их утверждение было необходимо еще давно. В целом, Правительство Москвы и Департамент здравоохранения оправдали ожидания и в новых регламентах достаточно подробно описали порядок предоставления государственных услуг по лицензированию.

В частности, в регламентах приводится перечень документов, представляемых заявителями. Кроме того, также регламентирован состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения. Помимо всего прочего, четко определен перечень оснований для отказа в предоставлении госуслуги. Отмечается, что за предоставление госуслуги в части предоставления лицензии, ее переоформления, предоставления дубликата уплачивается госпошлина. А вот прекращение лицензии, предоставление копии лицензии, предоставление сведений о конкретной лицензии осуществляется бесплатно.

Помимо вышесказанного, одним из самых важных моментов, на который стоит обратить внимание, является и то, что в новых АР наконец были утверждены единые формы запросов (заявлений) на предоставление государственных услуг.

Что касается непосредственно состава предоставления государственной услуги по лицензированию, то он включает в себя:

В целом выше мы уже привели краткий обзор что же представляют из себя административные регламенты по лицензированию. Однако, это еще не все, ведь среди всех вышесказанных «дежурных» моментов скрываются некоторые интересные вещи, которые законодателю от острого взгляда ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА скрыть не удалось. Об этом далее.

Немного об интересном

Как известно, лицензирование в РФ регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании). На уровне подзаконных актов в законодательстве предусмотрены также:

К слову, АР Департамента здравоохранения по лицензированию были приняты как раз в соответствии с вышеуказанными актами. При этом мы заметили такой парадокс, что некоторые положения регламентов не соответствуют положениям федерального законодательства.

Отличие «федерального пакета» документов от «регионального»

Первое, что нам бросилось в глаза – это то, что в части некоторых требований к документам, необходимых для осуществления государственных услуг, требований АР несколько мягче нежели требования федерального законодательства.

Так, в Москве заявитель не обязан предоставлять некоторые документы и информацию, которые уполномоченное должностное лицо Департамента здравоохранения может получить с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра. К таким сведениям относятся, например:

При этом, согласно федеральным Положениям о лицензировании, предоставление таких документов и сведений обязательно.

Вероятно, данное послабление связано с тем, что согласно новым поправкам в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органам надзора с 1 января 2017 года при осуществлении регионального государственного контроля будет запрещено при проверках требовать сведения, которые имеются в разных реестрах (п. 3 ст. 1 и пп. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2015 № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), а это, например, те же вышеупомянутые сведения о регистрационных удостоверениях на медицинские изделия, имеющиеся в реестре на сайте Росздравнадзора. Скорее всего, в Москве к данным правкам готовятся заблаговременно, устанавливая соответствующие нормы в регламентах уже сейчас. Отметим, что подборка и заполнение сведений о государственной регистрации медицинских изделий, необходимых для выполнения заявителем заявленных работ (услуг) является одним из самых трудоемких разделов подготовки к лицензированию.

Однако, в таком случае не совсем понятно почему в утвержденных Правительством Москвы формах заявлений, которые являются обязательным документом, предоставляемым для получения государственных услуг по лицензированию, до сих пор предусмотрены места для указания уже казалось бы необязательных сведений.

Но еще более интересным является то, что п. 1.8.2. нового АР по лицензионному контролю по-прежнему дает право должностным лицам запрашивать все документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки. Выходит, что при проведении лицензионных проверок по иным основаниям (помимо лицензирования) лицензиаты все еще обязаны будут предоставлять самостоятельно все документы, подтверждающие их соответствие лицензионным требованиям, включая документы, содержащие сведения, которые имеются в разных реестрах.

Сроки предоставления государственных услуг

Еще одним не безынтересным моментом является то, что в новых АР по лицензированию указаны более короткие сроки принятия решения о предоставлении государственных услуг по сравнению с Законом о лицензировании, а именно:

  1. согласно Постановлению № 894-ПП:
    • Принятие решения о предоставлении лицензии – 40 рабочих дней;
    • Принятие решения о переоформлении лицензии:
      • В случаях, когда лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности по новому адресу или внести изменения в перечень работ и услуг - 28 рабочих дней;
      • В иных случаях – 9 рабочих дней;
  2. Согласно Закону о лицензировании:
    • Принятие решения о предоставлении лицензии – 45 рабочих дней;
    • Принятие решения о переоформлении лицензии:
      • В случаях, когда лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности по новому адресу или внести изменения в перечень работ и услуг - 30 рабочих дней;
      • В иных случаях – 10 рабочих дней.
Для справки: во всех случаях отсчет начинается со дня регистрации запроса на предоставление государственной услуги и прилагаемых к нему документов в случае надлежащим образом оформленного запроса на предоставление государственной услуги и наличия полного пакета документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В указанный срок не входит срок устранения заявителем выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, в связи с вручением (направлением) заявителю уведомления об этом.

О некоторых иных особенностях региональных административных регламентов

Помимо всего вышесказанного, также хотелось бы отметить и некоторые особенности новых АР, которых нет ни в Законе о лицензировании, ни в Положениях о лицензировании, ни в старом АР по лицензионному контролю.

Так, в актив Московских законодателей можно занести и то, что в новых регламентах по лицензированию четко определены показатели доступности и качества государственной услуги. В случае же, если государственные услуги будут оказаны некачественно или контроль будет проведен с нарушениями, новые регламенты предлагают подробный досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, а также должностных лиц Департамента.

Итоги

Новые административные регламенты Департамента здравоохранения г. Москвы по сути устранили некоторые пробелы законодательства в этом регионе. В частности, проведение лицензионного контроля теперь будет проходить в рамках законного административного регламента, а государственная услуга по лицензированию медицинской деятельности и деятельности по обороту НС и ПВ будет оказываться в соответствии с четким порядком.