Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Соблюдение порядков оказания медицинской помощи

Соблюдение порядков оказания медицинской помощиПорядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и утверждается Приказом Минздрав РФ (например, по профилю «терапия», «эндокринология», «ревматология» и т.д.).

В соответствии с п.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации (далее - РФ) всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Таким образом, соблюдение порядков оказания медицинской помощи является обязательным для абсолютно всех медицинских организаций (п. 2 ст. 79 Закона № 323-ФЗ) в независимости от организационно-правовой формы и формы собственности.

Структура порядков оказания медицинской помощи

Структура порядков оказания медицинской помощиЛегальная дефиниция понятия «порядок оказания медицинской помощи» в настоящее время отсутствует, действующее законодательство содержит только структуру порядков оказания медицинской помощи. Любой порядок оказания медицинской помощи включает в себя:

  1. этапы оказания медицинской помощи;
  2. правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
  3. стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
  4. рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
  5. иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Более подробно о составляющих каждого порядка оказания медицинской помощи читайте в статье: «Что такое порядки оказания медицинской помощи?».

Соблюдение порядков оказания медицинской помощи как лицензионное требование

Соблюдение порядков оказания медицинской помощи как лицензионное требованиеСоблюдение порядков оказания медицинской помощи является одним из лицензионных требований, в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Постановление Правительства № 291). Проверка соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи входит в предмет лицензионной проверки, проводимой Росздравнадзором или органами исполнительной власти субъектов РФ, которым делегированы функции лицензирования. Более подробно о лицензионных проверках читайте в статье: «Лицензионный контроль». Несоблюдение медицинской организацией порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, которое может повлечь за собой административную ответственность в соответствии со ст. 14.1 или 19.20 КоАП РФ.

Контроль за соблюдением порядков оказания медицинской помощи

Контроль за соблюдением порядков оказания медицинской помощиТребование к соблюдение порядков оказания медицинской помощи отражено также в п. 9. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Контроль за исполнением настоящих правил возложен на Роспотребнадзор, который имеет право привлечь медицинские организации за их неисполнение или ненадлежащее исполнение к административной ответственности по статье 14.4. КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований».

Также соблюдение правил предоставление платных медицинских услуг является еще одним из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности (подпункт в). п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291), нарушение которого, как уже было сказано выше, может повлечь за собой административную ответственность по ст. 14.1 или 19.20 КоАП РФ.

Также стоит отметить, что Росздравнадзор реализует такой вид государственного контроля как проверку соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи (п. 5.1.3.2. Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения»). Это реализуется путем проведения контроля в рамках Постановления Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», на чем мы остановимся более подробно в следующем разделе настоящей статьи.

Вместе с тем, Минздравом России не утвержден административный регламент исполнения функции по контролю соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков и стандартов медицинской помощи. Также в КоАП РФ отсутствует соответствующее правонарушение, вследствие чего Росздравнвдзор имеет возможность только лишь провести проверку и выдать предписание об устранении выявленных нарушений и только по факту его неисполнения возможно возбуждение дела об административном правонарушении, но никак не за само несоблюдение медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи.

Также стоит обратить внимание на то, что Минздравом России утверждено всего лишь около 40 % порядков из 150 видов работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291. Как справедливо отметил в своем докладе ФАС, по таким работам (услугам) Росздравнадзор не имеет возможности осуществлять контроль соблюдения порядков оказания медицинской помощи, а также по таким работам (услугам) Росздравнадзором и органами лицензирования не осуществляется должный лицензионный контроль. В условиях отсутствия утвержденных Минздравом России требований к организации и выполнению указанных работ (услуг) проведение Росздравнадзором проверок медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей бессмысленно и может нарушать их законные права (Доклад Федеральной антимонопольной службы о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, 2015 год).

Также заметим, что не соблюдение порядков оказания медицинской помощи может являться одним из критериев ненадлежащего оказания пациенту медицинских услуг, в том критерием противоправности действий/бездействий медицинской организаций, что в свою очередь при определенных обстоятельствах может повлечь наступление гражданско-правовой или даже уголовной ответственности. Подробнее о возможных претензиях пациента читайте на сайте в разделе: «Претензии пациента к медицинской организации».

Проверка соблюдения порядков оказания медицинской помощи в рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Проверка соблюдения порядков оказания медицинской помощи в рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельностиНапоминаем, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности проводится на основании одноименного Постановления Правительства РФ 12.11.2012 № 1152. Как уже было сказано выше, при государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности одним из видов проверок является проверка соблюдения порядков оказания медицинской помощи. Однако данный предмет проверки объединен с проверкой соблюдения медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, стандартов медицинской помощи, а именно:

При проведении проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 осуществляются следующие мероприятия:

Государственный контроль в данной части осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор, пп. «а» п. 4 Постановления Правительства № 1152). При проведении проверок, должностные лица Росздравнадзора имеют право проводить экспертизу качества медицинской помощи (пп. «г» п. 16 Постановления Правительства № 1152), о которой мы далее напишем чуть подробнее.

Порядки оказания медицинской помощи как критерий качества оказания медицинских услуг

Порядки оказания медицинской помощи как критерий качества оказания медицинских услугС 1 января 2015 г. вступила в силу норма, устанавливающая, что критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний в первую очередь на основе, в первую очередь, порядков оказания медицинский помощи, а также стандартов медицинский помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (ч. 5 ст. 101 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ)). Данные критерии оценки качества медицинской помощи должны использоваться при проведении экспертизы качества медицинской помощи в соответствии со статьей 64 Закона № 323-ФЗ. Данная статья предполагает проведение экспертизы качества медицинской помощи в двух видах:

Критерии оценки качества медицинской помощи уже давно были необходимы для точного и, более того, законного проведения экспертизы качества медицинской помощи, которая в скором времени будет проводится не только для оценки медицинской помощи, оказанной в рамках ОМС. Однако, несмотря на то, что норма о критериях качества вступила в силу 1 января 2015 года, сами они появились гораздо позже. Данные критерии были утверждены Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан (далее – Приказ № 422ан) и вступили в силу лишь 25 августа 2015 года.

Таким образом, при осуществлении страхового надзора за медицинскими организациями в рамках обязательного медицинского страхования, с утверждением критериев оценки качества медицинской помощи должно стать возможным более детально и точно проводить экспертизу качества оказания медицинской помощи с использованием соответствующих критериев оценки. Что касается второго вида экспертиз (вне ОМС), то они пока что не проводятся в связи с отсутствием соответствующей нормативной базы.

Однако, заметим, что после своего опубликования Приказ № 422ан, вызвал неоднозначную реакцию у медицинского сообщества, породив массу споров на тему того, что нормативно-правовой акт устанавливает критерии не столько к своевременности и правильности медицинской помощи, сколько к правильности заполнения медицинской документации и быстроты осмотра пациентов.

Чуть ниже будет приведен пример критериев, применяемых при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Критерии оценки качества медицинской помощи, применяемые при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара


  1. ведение медицинской документации - медицинской карты стационарного больного, истории родов, истории развития новорожденного (далее - стационарная карта):
    • заполнение всех разделов, предусмотренных стационарной картой;
    • наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;
  2. первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи в приемном отделении или профильном структурном подразделении (далее - профильное отделение) (дневном стационаре) или отделении (центре) анестезиологии-реанимации медицинской организации:
    • оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в стационарной карте;
    • проведение первичного осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, безотлагательно;
    • проведение первичного осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме, не позднее 2 часов с момента поступления пациента в приемное отделение (дневной стационар) медицинской организации;
    • проведение первичного осмотра врачом профильного отделения медицинской организации не позднее 3 часов с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар);
  3. установление предварительного диагноза врачом приемного отделения или врачом профильного отделения (дневного стационара) или врачом отделения (центра) анестезиологии-реанимации медицинской организации не позднее 2 часов с момента поступления пациента в медицинскую организацию;
  4. формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;
  5. формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента, лабораторных и инструментальных методов исследования (при наличии);
  6. включение в план обследования и план лечения перечня лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинические рекомендации (протоколы лечения);
  7. назначение лекарственных препаратов с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;
  8. указание в плане лечения метода (объема) хирургического вмешательства при заболевании (состоянии) и наличии медицинских показаний, требующих хирургических методов лечения и (или) диагностики;
  9. установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных и инструментальных методов обследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения):
    • установление клинического диагноза в течение 72 часов с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар) медицинской организации;
    • установление клинического диагноза при поступлении пациента по экстренным показаниям не позднее 24 часов с момента поступления пациента в профильное отделение;
  10. внесение в стационарную карту в случае особенностей течения заболевания, требующих дополнительных сложных и длительно проводимых методов исследований, соответствующей записи, заверенной подписью заведующего профильным отделением (дневным стационаром):
    • принятие решения о необходимости проведения дополнительных исследований вне данной медицинской организации врачебной комиссией медицинской организации с оформлением протокола и внесением в стационарную карту;
    • принятие при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения консилиумом врачей с оформлением протокола и внесением в стационарную карту;
    • оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в стационарной карте, подписанного лечащим врачом и заведующим профильным отделением (дневным стационаром);
  11. проведение в обязательном порядке осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) в течение 48 часов (рабочие дни) с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар) медицинской организации, далее по необходимости, но не реже 1 раза в неделю, с внесением в стационарную карту соответствующей записи, подписанной заведующим профильным отделением (дневным стационаром);
  12. проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения:
    • проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) после установления клинического диагноза;
    • проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра лечащего врача профильного отделения (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отделением (дневным стационаром) при изменении степени тяжести состояния пациента;
  13. назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н:
    • назначение лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, врачебной комиссией медицинской организации, с оформлением решения протоколом с внесением в стационарную карту;
    • осуществление при наличии медицинских показаний перевода пациента в другое профильное отделение внутри медицинской организации с принятием решения о переводе заведующими соответствующими структурными подразделениями (из которого переводится пациент и в которое переводится пациент) с внесением соответствующей записи в стационарную карту;
  14. осуществление при наличии медицинских показаний перевода пациента в другую медицинскую организацию, имеющую оборудование в соответствии со стандартом оснащения и кадры в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами, утвержденными соответствующими порядками оказания медицинской помощи по профилям или группам заболеваний, с принятием решения о переводе врачебной комиссией медицинской организации, из которой переводится пациент (с оформлением протокола и внесением в стационарную карту), и согласованием с руководителем медицинской организации, в которую переводится пациент;
  15. проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке;
  16. лечение (результаты):
    • отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией;
    • отсутствие осложнений, связанных с дефектами обследования, лечения, выбора метода хирургического вмешательства или ошибок в процессе его выполнения;
    • отсутствие внутрибольничной инфекции;
  17. проведение при летальном исходе патолого-анатомического вскрытия в установленном порядке;
  18. отсутствие расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов;
  19. оформление по результатам лечения в стационарных условиях и в условиях дневного стационара выписки из стационарной карты с указанием клинического диагноза, данных обследования, результатов проведенного лечения и рекомендаций по дальнейшему лечению, обследованию и наблюдению, подписанной лечащим врачом, заведующим профильным отделением (дневным стационаром) и заверенной печатью медицинской организации, на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами, выданной на руки пациенту (его законному представителю) в день выписки из медицинской организации.

Санкции по результатам экспертизы качества медицинской помощи

Санкции по результатам экспертизы качества медицинской помощиПри проведении экспертизы качества медицинской деятельности при осуществлении страхового надзора в рамках обязательного медицинского страхования могут быть выявлены нарушения со стороны медицинских организаций, в части несоблюдения порядков оказания медицинской помощи.

Контроль качества оказываемой медицинской помощи по программам (государственного и территориального) обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным фондом государственного медицинского страхования (его территориальными органами) в порядке, установленном Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». Подробно об экспертизе качества медицинской помощи читайте в статье: «Страховой надзор».

По результатам экспертизы качества медицинской помощи к медицинской организации в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» могут применяться следующие санкции:

  1. неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде:
    • исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи;
    • уменьшения сумм, представленных к оплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю;
    • возврата сумм, не подлежащих оплате, в страховую медицинскую организацию;
  2. уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (по страховому случаю, при котором выявлены дефекты медицинской помощи и/или нарушения при оказании медицинской помощи).

Использованные нормативные правовые акты:

  1. КоАП РФ;
  2. УК РФ;
  3. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  5. Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»;
  6. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»;
  7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными»;
  8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
  9. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия»;
  10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 № 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях»;
  11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2006 № 735 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения»;
  12. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н. «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников»;
  13. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»;
  14. Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»;
  15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
  16. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 N 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».