Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Гарантии в медицине

Гарантии в медицинеСегодня на современном этапе развития правовой культуры и уровня обслуживания мы привыкли к тому, что производитель или исполнитель в отношении своей продукции или услуг дают потребителям соответствующие гарантии, позволяющие последним использовать приобретенные блага без недостатков в течение определенного периода времени. Недостатки, проявившиеся в период действия гарантии, предоставляют потребителю широкий спектр правовых средств для защиты своих прав и законных интересов (например, см. ст. ст. 465, 466, 469 - 477 ГК РФ, ст. 29 ФЗ «О защите прав потребителей» и т.д.). Между тем, гарантии в медицине не ограничиваются только отсутствием недостатков при продаже товаров или оказании услуг, а представляют собой более широкое понятие. Попробуем разобраться о каких гарантиях может идти речь в медицине.

Гарантии обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь

Гарантии обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощьСтатья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно положениям названной статьи медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Непосредственной гарантией обеспечения конституционного права на охрану здоровья является программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, законодательные основы которой закреплены в главе 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно статье 80 данного федерального закона в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются:

При этом, оказание в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях предусматривает обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.

Констатируем, таким образом, что первой и основной гарантией в медицине является гарантия обеспечения конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статьи 9, 10 и 11 ФЗ № 323 предусматривают такие основные начала обеспечения данного права как доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Гарантии на медикаменты и лекарственные препараты

Гарантии на медикаменты и лекарственные препаратыОказание медицинской помощи зачастую предусматривает использование необходимых медикаментов и лекарственных препаратов.

Глава 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» устанавливает государственную систему контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств и устанавливает приоритет государственного регулирования безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении (см. ст. 1).

Существенное дополнение в систему государственных гарантий, связанных с медикаментами и лекарственными препаратами вносит общая норма подп. 4 ст. 5 ФЗ «О защите прав потребителей», согласно которой на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Таким образом, гарантия на медикаменты и лекарственные препараты включает в себя две составляющие: допуск к обращению на территории РФ только таких лекарственных препаратов и средств, которые отвечают требованиям безопасности, а также установление обязательного срока годности, по истечении которого медикаменты и лекарственные препараты считаются непригодными для использования по назначению.

Гарантия качества медицинских услуг

Гарантия качества медицинских услугОсновой гарантии качества медицинских услуг являются гарантии качества медицинской помощи (см. подробнее в статье «Положительный медицинский результат»).

По аналогии с гарантией на медикаменты и лекарственные средства гарантия качества медицинских услуг также может быть представлена в виде двух составляющих, первая из которых - гарантия на получение качественных медицинских услуг, то есть услуг, отвечающих требованиям предоставления медицинской помощи надлежащего качества, и вторая - установление исполнителем услуги гарантийного срока, в течение которого заказчик имеет право на устранение проявившихся недостатков без взимания дополнительной платы.

Законодательное закрепление первой гарантии можно обнаружить в положениях ФЗ № 323 «Об основах охраны граждан в РФ», а также в п. 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 г. «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». В соответствии с данным пунктом исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям. Специально выделено, при этом, что потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Нарушение медицинской организацией требований законодательства РФ и подзаконных и ведомственных нормативных актов к качеству медицинской услуги

Нарушение медицинской организацией требований законодательства РФ и подзаконных и ведомственных нормативных актов к качеству медицинской услугиДанные нарушения по общему правилу являются основанием для привлечения медицинской организации к юридической ответственности. Так, в случае если суд установит, что исполнителем медицинские услуги оказаны пациенту с дефектами, вероятность удовлетворения иска пациента к медицинской организации значительно велика. При этом, примечательно, что моральный вред пациенту подлежит компенсации независимо и отдельно от компенсации причиненного ущерба или убытков, тогда как для взыскания последних пациенту необходимо доказать наличие причинно-следственной связи между дефектами медицинской услуги и наступившими неблагоприятными имущественными и неимущественными последствиями.

В качестве примера предлагаем ознакомиться с Апелляционным определением СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 января 2014 г. по делу № 33-704/2014. Суд, рассмотрев данное судебное дело, пришел к выводу о том, что дефекты медицинской помощи, которые имели место быть, могли способствовать прогрессированию болезни пациента, но не явились причиной его развития. Учитывая то, что между дефектами оказания медицинской помощи и наступившим осложнением имеется непрямая причинно-следственная связь, ухудшение состояния здоровья пациентки не рассматривается как причинение вреда здоровью, в связи с чем правовые основания для удовлетворения иска пациента о возмещении причиненного ущерба и взыскании убытков отсутствуют. Между тем, само по себе оказание медицинской услуги с дефектами, то есть оказание услуги ненадлежащего качества, является основанием для взыскания с медицинской организации в пользу пациента компенсации морального вреда. В силу положений статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Однако, заметим, что отраженное выше мнение является общепризнанным, хотя мы не можем разделить его в одном достаточно принципиальном моменте, а именно: в тождественности понятий «дефект медицинской услуги» и «недостаток медицинской услуги». Исходя из определения понятия «недостаток», нашедшего свое отражение в статье 4 Закона о защите прав потребителе, недостаток услуги содержит в себе элементы противоправности. То есть недостаток медицинской услуги отражает противоправность в действиях или бездействиях медицинской организации. В то время как дефект оказания медицинской помощи может являться следствием как ненадлежащего исполнения медицинской организации своих обязательств, так и быть следствием объективных причин (атипичное течение болезни, алкогольное опьянение больного, ограниченность метода диагностики, иные объективные обстоятельства не зависящие от медицинской организации). Таким образом, не всякий дефект оказания медицинской помощи является недостатком.

Гарантийный срок медицинской услуги

Гарантийный срок медицинской услугиНа сегодняшний день в отношении медицинских услуг установление гарантийного срока не является обязательным. В соответствии с п. 6 ст. 5 изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона. При этом изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.

Таким образом, наличие или отсутствие гарантийного срока медицинской услуги напрямую зависит от медицинской организации, которая данную услугу оказывает, так как иные медицинские организации могут установить гарантийный срок на медицинскую услугу, другие же - на аналогичную услуг гарантийный срок не установят.

Однако, отметим, что услуга по своему правовому содержанию, в отличие от работы, не имеет овеществленного результата, который исполнитель обязан: а) гарантировать заказчику и б) передать заказчику после завершения работ. В договоре возмездного оказания услуг на исполнителе не лежит риск недостижения результата. Результат услуги не является объектом гражданских прав и не может выступать предметом договора. Услуга, согласно ее легальному определению, должна быть направлена на достижение цели, для которых услуга такого рода обычно используется. Результат оказания медицинской услуги при любом клиническом случае не является на 100% прогнозируемым и может выражаться как в восстановлении, улучшении здоровья, в отсутствии каких-либо изменений, так и в ухудшении патологических процессов и даже в смерти. Но даже последние из вышеназванных исходов заболевания не будут заведомо говорить о ненадлежащем исполнении медицинской организацией своих обязательств. Причиной отсутствия положительного медицинского результата может стать целый ряд факторов: "неправильные" действия пациента, действия биологических законов и процессов, затрагиваемых при медицинском вмешательстве, иные факторы. Учитывая вышесказанное, попытка гарантировать пациенту не только положительный медицинский результат, но еще и его стойкий положительный эффект в течение какого-либо периода времени (гарантийный срок) может быть расценена как введение пациента-потребителя в заблуждение. Таким образом, результат услуги гарантировать исполнителю не только невозможно, но и недопустимо.

Что же медицинская организация действительно может и обязана гарантировать пациенту? Это надлежащее выполнение услуги в соответствии с требованиями юридических, профессиональных и морально-этических норм, соблюдение качества оказания медицинской помощи, обеспечение безопасности оказываемой услуги и прочее, т.е. это обязанности медицинской организации по отношению к пациенту, которые обычно указываются в договоре на оказание платных медицинских услуг и в прочих взаимосвязанных с ним документах.

Стоит заметить, что как уже было сказано выше, запрета предоставлять гарантийные сроки на услуги также не установлено, поэтому если медицинская организация хочет предоставлять пациенту подобные гарантии, то она вправе это делать. Подробнее обо всем этом читайте в нашей другой статье «Договор на лечение или излечение пациента?».

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей».