Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Право пациента на безопасную медицинскую помощь

Пациент является потребителем медицинской услуги и в связи с этим наделяется целым рядом прав в процессе их получения. Часть из этих прав прямо указана в базовых нормативных правовых актах, регулирующих сферу предоставления медицинских услуг. Другая часть вытекает из норм иных законов, но от этого они не могут считаться менее значимыми.

В настоящей статье рассмотрено как раз такое право пациента – его право на безопасную медицинскую помощь.

Положения нормативных правовых актов о безопасности

Положения нормативных правовых актов о безопасностиПраво потребителя на безопасность медицинской услуги (и, как следствие, на безопасность медицинской помощи, поскольку под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг) закреплено в статье 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», положения которого применяются в сфере оказания гражданам медицинских услуг.

Помимо упомянутого Закона о защите прав потребителей, общие нормы, устанавливающие право любого лица на безопасность и качество любых услуг, вытекают из Гражданского кодекса Российской Федерации.

Понятие безопасности услуги

Понятие безопасности услугиПонятие безопасности товара (работы, услуги) закреплено в упомянутом Законе о защите прав потребителей и подразумевает под собой безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Выведем из приведенного выше определения понятие безопасной медицинской помощи:

Итак, безопасность медицинской помощи – это ее безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее оказания, а также безопасность процесса ее оказания.

А есть ли риски?

А есть ли риски?Рассуждая о безопасности медицинской помощи, всегда следует учитывать, что при любом медицинском вмешательстве есть риск для здоровья пациента, ведь никто не знает, как «поведет себя» организм, какие побочные реакции могут возникнуть и т.д.

Другой вопрос: насколько такой риск обоснован? При ответе на этот вопрос юристы придерживаются следующего правила: риск признается обоснованным, если цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.

Понятие безопасности медицинской помощи приводится в приказе Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»: безопасность медицинской помощи – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Конкретные примеры

Конкретные примерыПопробуем разобраться с понятием безопасной/небезопасной медицинской помощи на конкретных примерах.

По одному из сообщений РИА «Новости», размещенном в марте 2012 года в открытом доступе в сети Интернет, пятеро детей в Иркутской области, попали в реанимацию после лечения в инфекционном отделении городской больницы, где им, предположительно, ввели превышенную дозу лидокаина.

Предыстория дела такова: в инфекционное отделение братской городской больницы № 3 с различными диагнозами поступили десять детей в возрасте до двух лет. Со слов родителей, у малышей после медицинских процедур стало резко ухудшаться самочувствие, появились одинаковые симптомы. Детям была оказана помощь врачами горбольницы № 3, а пятерых из них перевели в братскую детскую городскую больницу, в отделение реанимации. Позднее пятеро детей были переведены в инфекционное отделение детской городской больницы с диагнозом «гастроэнтерит» и ОРВИ.

Детям делали инъекции антибиотиков, который шёл вместе с лидокаином, концентрация последнего была превышена, в связи с чем состояние детей ухудшилось.

Приведенный нами пример наглядно демонстрирует, насколько «безопасной» может быть медицинская помощь, оказанная, казалось бы, в стенах медицинской организации.

А теперь приведем противоположный пример:

А теперь приведем противоположный пример:Пациент согласился на операцию по искусственной пересадке сердца из-за хронического заболевания миокарда (сердечной мышцы), несовместимого с жизнью. В связи с имеющимся заболеванием срок жизни пациента существенно ограничен и жизнь неполноценна. Он соглашается на пересадку сердца, что само по себе является риском, поскольку «чужое» сердце может и отторгнуться. Однако сердце может и прижиться, и в данном случае перед нами объективный критерий риска, на который ни сам пациент, ни врачи не могут повлиять. Врачи провели операцию, но сердце отторглось, и пациент умер.

Итак, мы видим, что источником опасности для жизни пациента явилась оказанная ему медицинская помощь, но юридически она соответствовала критериям безопасности, так как:

На что пациент может претендовать?

На что пациент может претендовать?Отдельно рассмотрим вопрос о том, на что же может претендовать потребитель медицинских услуг, чье право на безопасность этих самых услуг было нарушено.

В медицинском праве нарушение права на безопасность медицинской услуги рассматривается в качестве одного из недостатков оказанных медицинских услуг, это своеобразный критерий противоправности действий со стороны медицинской организации, повлекших причинение вреда здоровью пациента. Отметим, что требование о нарушении права на безопасность медицинских услуг следует заявлять параллельно или внутри других требований, которые с точки зрения права дадут потерпевшему пациенту больше возможностей на получение должной компенсации (прежде всего денежной) его нарушенных прав.