Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Право пациента на защиту своих прав и законных интересов

Право пациента на защиту своих прав и законных интересовГод 2011. Государственная дума России принимает Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». С высоких трибун этот нормативный акт провозглашается впервые ориентированным на пациента (ст. 4,5,6 Закона).

Параллельно в повседневную жизнь здравоохранения внедряются нормы Закона «Об обязательном медицинском страховании», в том числе в части контроля за качеством медицинской помощи.

Активно обсуждается вопрос о системе обязательного страхования ответственности врача на случай причинения вреда пациенту, разработан проект закона, определены сроки (с 2017 г.).

А в жизни

А в жизниЧто касается рядового пациента он вряд ли почувствовал происходящие изменения, ведь при всем многообразии сторонников и защитников, в случаях конфликта или необходимости обеспечения права на медицинскую помощь, пациент чаще всего остается один на один со своими проблемами.

Жалобы в страховую медицинскую организацию влекут лишь штрафы медицинских учреждений, письма в контролирующие органы теряются в коридорах власти, а деятельность общественных советов и вовсе выглядит как принудительное выпускание пара.

Несмотря на появление многочисленных юридических фирм и общественных организаций, получение квалифицированной юридической помощи в сфере медицинского права малодоступно. Ведь не каждый день врачи совершают трагические ошибки, интересные с позиции финансов и пиара.

Чаще граждане нуждаются в юридической помощи по повседневным вопросам в сфере здравоохранения (не обеспечение лекарствами, потеря амбулаторной карточки, проблемы организации медицинской помощи и др.), которые в суде решать не принято.

На этом фоне в сознании пациентов бурлит правовой нигилизм: «У меня нет прав!», «Права есть, а кому их защищать?», «Если я буду сегодня конфликтовать с врачами, то кто завтра будет меня лечить?»

Попробую в какой-то степени развенчать неверные представления о возможностях защиты прав пациентов и дать практические рекомендации.

Кто защитит

Кто защититВ стремлении защитить или обеспечить свои права в сфере здравоохранения пациенты зачастую обращаются куда угодно (в администрацию президента, правительство, к депутатам), но только не в компетентные органы. Как результат - из-за многочисленных переадресаций жалоб и их повторного написания теряется время.

Вот несколько советов по его сохранению.

Не стоит забывать, что в соответствии со ст. 14 Закона «Об основах» вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья относятся к компетенции Минздрава России, а надзор за соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения осуществляет прокуратура (ч. 2 ст.1 Закона «О прокуратуре в РФ»).

Как защитить

Как защититьЭффективность обеспечения прав пациентов зависит от оптимальности применения тех или иных форм (административная, судебная, самозащита) и способов защиты.

В административном или судебном порядке пациент может заявить требования (ст. 12 гражданского Кодекса РФ) о:

Самозащита прав пациентом

Самозащита прав пациентомПомимо административной и судебной возможна, и третья форма защиты интересов пациента – самозащита права.

В качестве применения меры самозащиты следует расценивать фактические действия пациента по снятию в вестибюле стационара списков больных, назначений пациентам, размещенных на постах отделений стационаров. Подобные действия пациента защищают право гражданина на врачебную тайну.

Законодательство не устанавливает перечня допустимых действий пациента по защите прав в рамках самозащиты. Поэтому допустимы любые способы защиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 Гражданского кодекса РФ).

Чего хотят пациенты

Чего хотят пациентыЕсли требования пациента состоят в возмещении морального вреда, понесенного в результате физических и нравственных страданий, или же попытки разрешить конфликт в досудебном порядке не увенчались успехом, необходимо обратиться в суд.

С какими требованиями пациенты чаше всего обращаются в суд?

Практика показывает, что это дела о возмещении вреда жизни и здоровью, морального вреда, возмещении материального вреда (приобретении лекарственных средств, оказание платных услуг, исполнение договора добровольного медицинского страхования).

Однако встречаются и оригинальные требования пациентов:

Гарантии защиты прав пациента

Гарантии защиты прав пациентаК правовым гарантиям, обеспечивающим право пациента на защиту следует отнести: