Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Врачебная ошибка

Пользуясь медицинскими услугами, пациент должен быть уверен не только в том, что ему окажут качественную медицинскую помощь, проведут безупречное обследование, но также он должен быть уверен, что его интересы и права защищены должным образом, особенно в случае врачебной ошибки. Ведь цена врачебной ошибки может быть очень высока.

Рекомендуем посетить семинар
Документальная преграда от пациентов. Оформление правоотношений с пациентом, шаг за шагом. Алгоритм приема пациентов и правила ведения медицинской документации. Просто о сложном!
Подробнее

Понятие врачебной ошибки

На сегодняшний день понятие врачебной ошибки в России на законодательном уровне не закреплено. Имеется множество определений данного понятия, но в основном все отталкиваются от определения, данного профессором И.В. Давыдковским в 1941 году, согласно которому врачебная ошибка – добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве современного состояния медицинской науки и методов исследования, на особом течении заболевания у определенного больного или на недостатке знаний и опыта врача, но без элементов: халатности, небрежности, профессионального невежества.

Понятие врачебной ошибкиНесмотря на тот факт, что в настоящий момент определения врачебной ошибки на законодательном уровне не существует, данный термин, тем не менее, можно встретить в некоторых законопроектах.

Так, законопроект Федерального закона № 323-ФЗ определял врачебную ошибку как допущенное нарушение качества или безопасности оказываемой медицинской услуги, а равно иной ее недостаток независимо от вины медицинской организации и ее работников. Но в итоговой редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» данный термин не был представлен вовсе.

Также определение врачебной ошибке законодатель дает в законопроекте «Об обязательном медицинском страховании при оказании медицинской помощи», определяя ее как действие либо бездействие медицинской организации, а равно действие либо бездействие ее медицинского работника, повлекшее, независимо от вины медицинской организации и ее медицинского работника, причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи.

Халатность и врачебная ошибка

Халатность и врачебная ошибкаБольшинство людей путает врачебную ошибку с халатностью, небрежностью, невежеством врачей (или иных медицинских работников).

Но для того, чтобы понять различия между халатностью и врачебной ошибкой, необходимо проанализировать причины их возникновения.

Причины врачебных ошибок

Основными причинами врачебных ошибок являются:

Причины врачебных ошибокТермин «ошибка», согласно толковым словарям русского языка означает - неправильность в действиях, мыслях. То, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накопленные знания. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка; Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка).

Таким образом, врачебная ошибка обычно возникает по независящим от медицинского персонала причинам, не по его вине. Подобный тому пример – возникновение аллергической реакции у больного, который никогда не страдал от аллергии на определенные лекарственные препараты, предвидеть которую медицинские работники не могли. Но в силу обстоятельств, например, в процессе лечения антибиотиками, у больного возникла аллергическая реакция, которая повлекла за собой нежелательные последствия. Предвидеть такое развитие ситуации невозможно. Но факт остается фактом – тот или иной вред здоровью пациента был нанесен, хотя лечение было выбрано правильно и диагностика проведена в полном объеме. Существует множество различных классификаций врачебных ошибок, более подробно об этом можно прочитать в статье «Виды врачебных ошибок»

Причины халатности в медицине

Причины халатности в медицинеПричинами проявлений халатности являются:

Как видим, в случае халатности, невежества, небрежности медицинский персонал пренебрегает последствиями своих действий (или своего бездействия) и, таким образом, не может предотвратить грозящий больному вред. Данные действия (либо бездействие) могут расцениваться только как преступление или проступок и юридически наказуемы. Таким образом, причины халатности исключительно нравственные, проявляющиеся в недобросовестности и небрежности медицинского персонала.

Медико-правовой аудит
Медико-правовой аудит качества и безопасности медицинской деятельности, оценка соблюдения прав пациента в сфере охраны здоровья (реализация прав на врачебную тайну, прав потребителя и т.д.)
Подробнее

Как доказать врачебную ошибку

Как доказать врачебную ошибкуНередко жертвы врачебных ошибок не знают, как поступить и отстоять свою правоту. Случаи врачебных ошибок нередки, но чтобы доказать врачебную ошибку и привлечь медицинского работника к ответственности, необходимо доказать наличие вреда, причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) медицинского персонала и наступившими последствиями, то есть сам факт совершенной врачебной ошибки. Урегулировать данный вопрос возможно самостоятельно либо с привлечением юриста, специализирующегося в данной отрасли права (медицинский адвокат), путем подачи претензии с требованием провести необходимую экспертизу. Такая претензия может быть подана как на досудебном уровне (досудебное урегулирование), так и в судебном порядке.

Прежде чем подать жалобу или претензию в отношении медицинского работника, допустившую врачебную ошибку, необходимо убедиться в ее наличии. Для этого следует обратиться к независимому медицинскому работнику, который сможет точно определить наличие или отсутствие данного факта, признать или опровергнуть факт причиненного пациенту вреда. В случае если опасения подтверждены независимым врачом, следует подать претензию в ту медицинскую организацию (далее – МО), где было произведено некачественное лечение, и потребовать от МО исправить допущенные ею нарушения и провести повторное лечение либо потребовать возмещения причиненного вреда. Если МО не принимает жалобу, то следует отправить претензию вместе с приложениями по почте письмом с описью вложения. При этом, в претензии необходимо указать срок ответа на претензию. Как правило, это 10 дней. Если в течение данного срока на Вашу претензию не получено никакого ответа, следует обратиться в суд.

Организация процесса досудебного урегулирования споров с пациентом
Подробнее

Обращение пациента в суд

Обращение пациента в судИтак, в случае если спор не удается урегулировать в досудебном порядке, следует обратиться в суд для возмещения материального и морального вреда и привлечения врача к уголовной (при наличии состава преступления), а медицинской организации к гражданско-правовой ответственности.

Одновременно можно подать жалобу в районную прокуратуру, в отделение Росздравнадзора РФ, в управление Роспотребнадзора РФ, в иные органы надзора. На любом этапе разбирательства возможно проведения процедуры медиации.

Однако стоит трезво оценивать свои силы и понимать, что досудебное и (или) судебное разбирательство – это юридическое выяснения отношений, где зачастую формальное знание норм закона играет первостепенную роль. В каждом вопросе есть свои специалисты, поэтому подчас выгоднее обратится за помощью к профессионалам. Одной из распространенных ошибок пациентов при самостоятельном «состязании» является голословное заявление о причинении вреда его здоровью без понимания того, что представляет из себя данная категория и без знания того, каким образом ее можно доказать. В следующем разделе об этом будет сказано подробнее.

Рекомендуем сборник юридических документов
Для применения в медицинской организации «Документальная «преграда» от пациента
Подробнее

Судебно-медицинская экспертиза

Судебно-медицинская экспертизаПри возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Это впрямую касается и медицинских вопросов, для выяснения которых необходимо мнение специалиста. Обычно одним из ключевых вопросов, который суд ставит перед экспертами: «Был ли пациенту причинен вред здоровью и если да, то какой степени тяжести?». Судебная-медицинская экспертиза является наиболее важным доказательством в выявлении врачебных ошибок, дефектов медицинской помощи или недостатков медицинских услуг. Но ее результаты не всегда соответствуют ожиданиям пациента, которым кажется, что их дело очевидно для суда.

Врачебная ошибкаНеобходимо учитывать, что степень тяжести причиненного здоровью вреда определяется на основании медицинских критериев, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». С 30.11.2011 года согласно Постановлению Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 (ред. от 17.11.2011) «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человеку» степень тяжести вреда, причиненного здоровью пациента, может быть определена не только врачами-судебно-медицинскими экспертами медицинских учреждений государственной системы здравоохранения, но также и врачами-судебно-медицинскими экспертами иных медицинских учреждений, а также индивидуальным предпринимателем, обладающим специальными знаниями и имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе.

Таким образом, результат экспертизы может быть неожиданным для пациента и содержать ответ эксперта, что медицинская организация не причиняла своими действиями (бездействиями) вреда здоровью пациента (в правовом понимании этого термина). К составлению вопросов экспертам стоит подходить осознанно с пониманием цели и сути задаваемого вопроса.

Патологоанатомическая экспертиза

Патологоанатомическая экспертизаВ России для установления причины смерти проводятся судебно-медицинская экспертиза. Согласно Приказу Минздравмедпрома РФ от 29.04.1994 № 82 «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» (далее - Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий) экспертиза производится в отделениях лечебно-профилактических учреждений в установленных законом случаях.

Независимая медицинская экспертиза

Независимая медицинская экспертизаПраво на проведение независимой экспертизы ранее было закреплено в ст. 53 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) (ред. от 07.12.2011 г.). Данный пункт утратил силу с 01.01.2012 г., но право на проведение независимой экспертизы вновь вступит в силу с 01.01.2015 г. согласно ч.3 ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.09.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 53 Основ данное право относилось не ко всем видам экспертиз, а лишь к патологоанатомической и военно-врачебной экспертизе. Несмотря на это, в настоящее время положения о независимой экспертизе, нет, и проводимые независимые медицинские экспертизы не имеют юридического регламентирования. Поэтому на данный момент существует устоявшаяся практика, согласно которой каждая независимая экспертная организация имеет свое положение, основанное, как правило, на международной практике и исходящая из норм международного правового обычая.

Экспертиза
Проведение экспертизы случая клинического лечения пациента, включая различные варианты оформления результатов экспертизы
Подробнее

Ответственность за врачебную ошибку

Ответственность за врачебную ошибкуСуществует несколько видов ответственности за врачебную ошибку:

В случае допущения врачебной ошибки в связи с необходимостью возмещения вреда (материального и морального) медицинские организации могут понести гражданско-правовую ответственность, а их работники впоследствии дисциплинарную и (или) материальную ответственность. Случаи уголовной ответственности редки, вероятно это связано со сложностью некоторых моментов, недостатков понимания сути врачебной ошибки и в виду отсутствия самого определения врачебной ошибки на законодательном уровне (в том числе в Уголовном кодексе РФ). Более подробно с данной информацией можно ознакомиться в статье «Ответственность за врачебные ошибки».

Приглашаем на семинар!
Ответственность клиники перед пациентом. Уголовная ответственность
Подробнее

Страхование от врачебной ошибки

Страхование от врачебной ошибкиНа данный момент не существует обязательного страхования от врачебной ошибки. Договоры о страховании ответственности врачей заключаются на добровольной основе, и их процент не велик в силу самого новшества данного вида страхования (в России он существует не более 10 лет, но постепенно набирает обороты). В настоящее время согласно п. 7 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее «Федеральный закон № 323-ФЗ») медицинские и фармацевтические работники имеют право в том числе и на «страхование риска своей профессиональной ответственности». Однако согласно ст. 79 законопроекта Федерального закона № 323-ФЗ всем медицинским организациям (далее – МО) предписано в обязательном порядке осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи. Вместе с тем, реализация данной нормы возможна только на основании соответствующего Федерального закона, который на сегодняшний момент находится на стадии законопроекта, а именно: Законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами».

Некоторые медицинские организации в надежде избежать ответственности прибегают к процедуре страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Однако, данная «страховка» на самом деле не несет полной защиты, а предоставляет медицинской организации скорее мнимое ощущение собственной безнаказанности. Подробнее о страховании так называемых врачебных ошибки и страховании ответственности медицинских работников можно прочитать в статье «Страхование ответственности врачей» и «Страхование врачебной ошибки».

Юридическое абонентское обслуживание медицинской организации
  • Составление ответов на письменные запросы и претензии физических и юридических лиц;
  • Льготное приобретение новых блоков документации, входящей в Сборник юридических документов для применения в стоматологической клинике. Документальная «преграда» от пациента и органов надзора;
  • Регулярное обновление всех ранее купленных на факультете блоков документации;
Подробнее