Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Претензии пациента на недостатки оказанных медицинских услуг

Претензии пациента на недостатки оказанных медицинских услугПредоставление медицинских услуг гражданам осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья), а также на основании Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), иных нормативных актов. В случае оказания платных медицинских услуг обязательным для соблюдения становится также Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

В данной статье будет рассмотрено такое основание для предъявления претензии как недостатки оказанных медицинских услуг.

Приглашаем Вас на цикл медико-правовых семинаров Факультета Медицинского Права «Осень-зима 2016»!


Цикл включает в себя три пула лекций:

  • 15–17 ноября состоится медико-юридический практикум для стоматологических клиник;
  • 5–6 декабря пройдет медико-правовой практикум для всех медицинских организаций;
  • 8 декабря состоится однодневный семинар-тренинг «Производственный контроль в медицинской организации и защита от органов госсанэпиднадзора»
Подробнее

Виды недостатков оказанных медицинских услуг

Виды недостатков оказанных медицинских услугВ соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП) к недостаткам услуг относится несоответствие оказанных услуг:

Существенными недостатками являться не любые недостатки, а только те, которые относятся:

Дефекты медицинской помощи

Дефекты медицинской помощиБезусловно, закон дает пациенту право получать услуги надлежащего качества и претендовать на соответствующую компенсацию при наличии недостатков такой услуги. Однако, не следует идентифицировать недостатки медицинской помощи с дефектами медицинской помощи, так как не всякий ее дефект является недостатком.

Дефекты медицинской помощи могут быть следствием как объективных, так и субъективных причин, следовательно, они не всегда являются недостатками медицинских услуг. К объективным причинам можно отнести: недостаточное совершенство медицинских знаний о происхождении и диагностике ряда заболеваний, отсутствие необходимого времени для обследования больного, его бессознательное состояние, нетипичное течение заболевания, наличие у больного нескольких заболеваний одновременно, что искажает типичную клиническую картину, пр.

Медико-правовой аудит
Комплексная экспертиза качества и безопасности медицинской деятельности, оценка соблюдения прав пациента в сфере охраны здоровья
Подробнее

Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков медицинских услуг

Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков медицинских услугВ случае, если жизни и (или) здоровью пациента был причинен вред, вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков медицинской услуги, такой вред подлежит возмещению в полном объеме независимо от вины медицинской организации (ст. 14 ЗоЗПП, ст. 1095 ГК РФ).

Право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с медицинской организацией или нет. Правила и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью описаны в главе 59 ГК РФ.

Экспертиза
Случаев клинического лечения пациентов, участие специалистов
Подробнее

Права пациента при обнаружении недостатков оказанных медицинских услугах

Права пациента при обнаружении недостатков оказанных медицинских услугахПациент при обнаружении недостатков оказанных медицинских услугах вправе на основании ст. 29 ЗоЗПП по своему выбору потребовать:

Пациент при выявлении существенных недостатков оказанных медицинских услуг праве предъявить медицинской организации требование о безвозмездном устранении недостатков (если докажет, что недостатки возникли в процессе оказания ему медицинских услуг или по связанным с этим причинам, а не после этого или по иным независящим от медицинской организации причинам).

Если данное требование не удовлетворено медицинской организацией в течение 20 дней со дня его предъявления пациентом или обнаруженный недостаток является неустранимым, пациент по своему выбору вправе требовать:

Удовлетворение вышеназванных требований пациента не освобождает медицинскую организацию от уплаты неустойки за нарушение срока оказания медицинской услуги. Необходимо отметить, что включение в договор об оказании платных медицинских услуг положений об условиях и сроках предоставления таких услуг является обязательным (п. 17 ПП РФ № 1006).

Рекомендуем сборник юридических документов
Для применения в медицинской организации «Документальная «преграда» от пациента
Подробнее

Право пациента на отказ от исполнения договора

Право пациента на отказ от исполнения договораДействующее законодательство предусматривает право пациента на отказ от исполнения договора об оказании медицинских услуг. В том случае, если медицинская организация не устранит недостатки оказанных медицинских услуг в срок, пациент имеет право претендовать на отказ от исполнения договора.

Также пациент вправе отказаться от исполнения договора оказании медицинских услуги при обнаружении существенных недостатков оказанной медицинской услуги или иных существенных отступлений от условий договора.

При отказе от исполнения договора пациенту возвращается цена оказанной медицинской услуги (п.2 ст. 29 ЗоЗПП).

Экспертиза и индивидуальная разработка юридических документов
используемых медицинской организацией для оформления правоотношений с пациентами
Подробнее
Помощь!
По внедрению системы медицинской и иной организационно-распорядительной документации
Подробнее

Уменьшение цены оказанной медицинской услуги

Уменьшение цены оказанной медицинской услугиЕще одним правом пациента при обнаружении недостатков оказанных медицинских услугах является право на соразмерное уменьшение цены медицинской услуги. При уменьшении цены медицинской услуги в расчет принимается цена медицинской услуги на момент предъявления пациентом соответствующего требования или на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены (если требование не удовлетворено в добровольном порядке).

Сроки устранения недостатков оказанных медицинских услуг

Сроки устранения недостатков оказанных медицинских услугНедостатки работы (услуги) должны быть устранены в разумный срок, назначенный пациентом. Назначенный пациентом срок устранения недостатков оказанных медицинских услуг может быть установлен:

Размер и порядок уплаты неустойки

Размер и порядок уплаты неустойкиЗа нарушение сроков устранения недостатков оказанной медицинской услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% от цены оказанных медицинских услуг.

Договором об оказании медицинских услуг может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Сроки удовлетворения отдельных требований пациента

Требования пациента подлежат удовлетворению в 10 срок со дня предъявления требования:

Если пациент предъявил требование о повторном оказании медицинской услуги, то данное требование должно быть выполнено в срок, установленный для срочного оказания медицинской услуги или срок, предусмотренный договором.

Порядок исчисления срока на добровольное удовлетворение требования

В соответствии со 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Начало течения срока начинается течь на следующий день с момента получения медицинской организацией претензии пациента.

Организация процесса досудебного урегулирования споров с пациентом
Подробнее

Ответственность за недостатки оказанных медицинских услуг

Ответственность за недостатки оказанных медицинских услугЗа нарушение прав пациентов медицинская организация несет административную и (или) гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст.13 ЗоЗПП при удовлетворении судом требований пациента, суд взыскивает с исполнителя (медицинской организации) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Кроме того, согласно ст. 151 ГК РФ моральный вред (физические и нравственные страдания) подлежат компенсации в денежной форме, если нарушены неимущественные права гражданина или принадлежащие ему нематериальные блага.

В соответствии со ст. 15 ЗоЗПП, моральный вред подлежит компенсации медицинской организацией при наличии ее вины. Интересным является позиция Пленума Верховного Суда РФ, который указывает на то, что достаточным условием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда является установленный факт нарушения прав пациента (п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Представление интересов в суде
По гражданским и уголовным делам о возмещении вреда здоровью вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, при причинении легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, смерти, по делам о возмещение материального ущерба и компенсации морального вреда, по искам, вызванным неблагоприятным исходом оказания медицинской помощи, пр.
Подробнее
Юридическое абонентское обслуживание медицинской организации
  • Составление ответов на письменные запросы и претензии физических и юридических лиц;
  • Льготное приобретение новых блоков документации, входящей в Сборник юридических документов для применения в стоматологической клинике. Документальная «преграда» от пациента и органов надзора;
  • Регулярное обновление всех ранее купленных на факультете блоков документации;
Подробнее