Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Претензия пациента на нарушение прав потребителей

Претензия пациента на нарушение прав потребителейПрава потребителя любой услуги, в том числе медицинских услуг, а также порядок их защиты устанавливаются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - ЗоЗПП). Сравнительно недавно появилось Постановление Пленума Верховного Суда РФ, официально устанавливающее для нижестоящих судов применение законодательства о защите прав потребителей к медицинским услугам в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 17)). Данный механизм позволяет любому физическому лицу, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи, предъявить медицинской организации претензии на нарушение прав пациента-потребителя.

Приглашаем Вас на цикл медико-правовых семинаров Факультета Медицинского Права «Осень-зима 2016»!


Цикл включает в себя три пула лекций:

  • 15–17 ноября состоится медико-юридический практикум для стоматологических клиник;
  • 5–6 декабря пройдет медико-правовой практикум для всех медицинских организаций;
  • 8 декабря состоится однодневный семинар-тренинг «Производственный контроль в медицинской организации и защита от органов госсанэпиднадзора»
Подробнее

Виды нарушений прав потребителя

Готовый блок документов
Для размещения на информационном стенде (интернет-сайте) медицинской организации в целях реализации информационных прав пациента
Подробнее
Медико-правовой аудит
Комплексная экспертиза качества и безопасности медицинской деятельности, оценка соблюдения прав пациента в сфере охраны здоровья
Подробнее

Несовершенство действующего законодательства на пользу пациентов

Несовершенство действующего законодательства на пользу пациентовЗоЗПП является комплексным законом, который является общим для защиты прав потребителей в разных сферах (здравоохранение, страхование, образование и т.д.). Как следствие, данный закон не учитывает специфику регулирования отношений в сфере здравоохранения. Так, например, обязательным условием договора об оказании платных медицинских услуг является срок. Однако следует понимать, что медицина представляет собой специфическую область общественных отношений и связана в каждом случае со здоровьем конкретного человека. Срок оказания медицинской услуги определяется индивидуально, также оказание медицинских услуг не подразумевает достижение определенного результата. Таким образом, установление медицинской организацией конкретных сроков оказания медицинских услуг, может привести к их нарушению в связи с объективными причинами (особенности здоровья конкретного пациента).

Также весьма часто любое оказание медицинской помощи предполагает осуществление комплексного медицинского вмешательства: проведение анализов, исследований, консультации узких специалистов для более полного, правильного и качественного оказания медицинской помощи. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 16 ЗоЗПП запрещается обусловливать приобретение одних работ (услуг) обязательным приобретением других работ (услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме. На наш взгляд, данная норма также не учитывает специфику регулирования отношений в сфере здравоохранения.

Таким образом, действующее законодательство в силу своего несовершенства позволяет пациенту использовать данные пробелы при предъявлении претензий к медицинской организации в рамках ЗоЗПП.

Рекомендуем сборник юридических документов
Для применения в медицинской организации «Документальная «преграда» от пациента
Подробнее

Ответственность медицинских организаций

Ответственность медицинских организацийЗаконодательством РФ и (или) договором об оказании медицинских услуг может предусматриваться ответственность медицинской организации за нарушение прав потребителей, за которые ЗоЗПП ответственность не предусмотрена или установлен более высокий размер ответственности.

Медицинская организация несет перед пациентом гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков, компенсации морального вреда и пр. Медицинская организация при нарушении прав пациента обязана выплатить пациенту неустойку за просрочку удовлетворения требований как обеспечение выполнение обязательств, а в случае обращения пациента в суд - штраф в размере 50% за отказ в добровольном порядке удовлетворить претензии пациента.

Также медицинские работники и должностные лица медицинской организации могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Организация процесса досудебного урегулирования споров с пациентом
Подробнее

Возмещение убытков

Возмещение убытковУбытки, причиненные пациенту (потребителю) подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности. Убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Под убытками следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы (ст. 15 ГК РФ).

Необходимо отметить, что убытки включают в себя не сумму, которая оплачена пациентом на оказание ему медицинской услуги, а расходы на восстановление нарушенного права (например, перелечивание в другой медицинской организации), а также неполученные доходы (утраченный заработок). В некоторых своих положениях ЗоЗПП позволяет пациенту вернуть также и сумму, затраченную на лечение в данной конкретной клинике.

Выплата неустойки

Выплата неустойкиНеустойка (пеня) как способ обеспечения обязательств, взыскивается с медицинской организации в пользу пациента в следующих случаях:

Необходимо отметить, что при одновременном нарушении нескольких видов сроков оказания медицинской услуги, неустойка (пеня) взыскивается за каждое нарушение. Однако законодатель устанавливает ограничение по сумме неустойки (пени), а именно сумма не может превышать цену отдельного вида оказания услуги или общей цены заказа (в случае, если цена отдельного вида медицинской услуги не определена договором).

При удовлетворении судом требований пациента в связи с нарушением его прав, установленных ЗоЗПП, которые не были удовлетворены в добровольном порядке медицинской организацией, суд взыскивает в пользу пациента штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 46 Постановление Пленума ВС РФ № 17 ).

Компенсация морального вреда

Компенсация морального вредаПациент имеет право на компенсацию морального вреда. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя, что не соответствует общим правилам возмещения морального вреда. В рамках ГК РФ моральный вред подлежит возмещению при наличии вины исполнителя. Однако в Постановлении Пленума ВС РФ № 17 установлено, что одного факта нарушения прав потребителей уже достаточно.

Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости. При этом размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от стоимости медицинской услуги или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Экспертиза
Случаев клинического лечения пациентов, участие специалистов
Подробнее

Жалоба пациента в контролирующий орган

Жалоба пациента в контролирующий органПациент имеет право непосредственно подать претензию в медицинскую организацию. Однако при использовании досудебной формы защиты своих прав, в целях более быстрого и эффективного удовлетворения претензии, пациенту целесообразно одновременно направить жалобу в контролирующий орган. Это обусловлено тем, что поступившая жалоба пациента в контролирующий орган является основанием для проведения в отношении медицинской организации внеплановой проверки и принятия мер по выявленным нарушениям (п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Надзор в сфере защиты прав потребителей за деятельностью организаций осуществляется соответствующим Управлением Роспотребнадзора в конкретном регионе.

Жалоба пациента на нарушение его прав как потребителя, согласно ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», может быть подана в письменной, устной форме или в форме электронного документа и рассмотрена в течение 30 дней.

Особенности судебной формы защиты нарушенных прав

Особенности судебной формы защиты нарушенных правПациент при обращении за защитой своих прав как потребитель имеет возможность использовать особенности судебной формы защиты, установленные в ГПК РФ и ЗоЗПП.

Альтернативная подсудность

По общему правилу иск предъявляется истцом по месту нахождения ответчика. Однако действующее законодательство устанавливает альтернативную подсудность по искам о защите прав потребителей (п. 2 ст. 17 ЗоЗПП). Пациент по своему выбору имеет право подать исковое заявление:

Освобождение от уплаты гос. пошлины

Освобождение от уплаты гос. пошлиныИски пациента как потребителя, не превышающие 1 000 000 рублей и связанные с нарушением его прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17ЗоЗПП) в соответствии с п. 2 и 3 ст. 333.36 НК РФ.

Однако если цена иска превышает 1 000 000 рублей, то пациент уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Что делать, если утеряны доказательства

При обращении в медицинскую организацию, контролирующий орган или суд за защитой нарушенных прав, пациент обязан предоставить пакет документов, подтверждающих обоснованность претензий. Однако бывают случаи, когда часть доказательственной базы может быть утеряна, например, отсутствует кассовый чек, чека безналичной оплаты услуг либо иной документ, удостоверяющий факт и условия оплаты услуги. Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении № 17 разъяснил, что утеря данных документов не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.

Бремя доказывания

Бремя доказыванияПо общему правилу каждая сторона в судебном процессе должна обосновать и доказать обстоятельства на которые ссылается. По искам о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на медицинской организации (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 ЗоЗПП, ст. 1098 ГК РФ).

Представление интересов в суде
По гражданским и уголовным делам о возмещении вреда здоровью вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, при причинении легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, смерти, по делам о возмещение материального ущерба и компенсации морального вреда, по искам, вызванным неблагоприятным исходом оказания медицинской помощи, пр.
Подробнее

Защита неопределенного круга лиц

Право на обращение в суд имеют не только сами пациенты. Иски в защиту прав отдельных пациентов, неопределенного круга пациентов как потребителей могут быть предъявлены органом государственного надзора, органом местного самоуправления, общественными объединениями потребителей (их ассоциации, союзы) (ст. 46 ЗоЗПП), а также прокурором.

Экспертиза документов
Проведение юридической экспертизы документов, используемых медицинской организацией для оформления правоотношений с пациентами
Подробнее
Помощь!
По внедрению системы медицинской и иной организационно-распорядительной документации
Подробнее