Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Соглашение об урегулировании претензий

Соглашение об урегулировании претензийСоглашение об урегулировании претензий является одним из видов реализации досудебной формы защиты прав пациента. Такое соглашение обычно заключается сторонами в целях урегулирования претензии пациента, заявленной последним в связи с оказанием ему в клинике медицинских услуг.

Соглашение об урегулировании претензий представляет собой обычную гражданско-правовою сделку, то есть договор. При заключении такого соглашения пациент и медицинская организация совместно определяют условия и порядок реализации, совершаемой ими сделки.

Подготовка мирового соглашения
Соглашения об урегулировании претензий
Подробнее

Соглашение об урегулировании претензий – сделка между клиникой и пациентом

Соглашение об урегулировании претензий – сделка между клиникой и пациентомКак было сказано выше, соглашение об урегулировании претензий является двусторонней сделкой (договором) порядок заключения, изменения и прекращения которой регламентируется ГК РФ. Форма соглашения, последствия ее несоблюдения, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств также прописаны в ГК РФ. Кроме того, к таким соглашениям подлежит применению Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее - ЗоЗПП). В соответствии с данным законом стороны могут выбрать конкретный способ удовлетворения претензии пациента.

Заключение соглашения

Заключение соглашенияСоглашение об урегулировании претензий может быть заключено сторонами в любой момент после возникновения конфликта между пациентом и медицинской организацией. Такой момент определяется готовностью сторон найти взаимоприемлемый вариант урегулирования создавшейся ситуации.

Организация процесса досудебного урегулирования споров с пациентом
Подробнее

Форма соглашения

Действующим законодательством четко установлено, что сделки между юридическими лицами и гражданами заключаются в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ).

Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

Блоки готовой документации!
Документальная преграда от пациентов
Подробнее
Поможем
внедрить систему медицинской и иной организационно-распорядительной документации
Подробнее

Содержание соглашения

Содержание соглашенияСоглашение об урегулировании претензий составляется сторонами в произвольной форме, в котором обычно прописывается:

1. Преамбула

Как любой договор соглашение об урегулировании претензий начинается с преамбулы (пример):

«Ромашка плюс», именуемое в дальнейшем «Клиника», действующее на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности (лицензия_____), в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава с одной стороны и Сидоров Сидор Сидорович, именуемый в дальнейшем «Пациент», с другой стороны, именуемые в дальнейшем Стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

Настоящее соглашение заключается Сторонами в целях добровольного урегулирования и устранения по взаимному согласию возникших споров в связи с исполнением Договора об оказании медицинских услуг №__ от «__» ______г».

2. Суть претензии

2. Суть претензии.В соглашении об урегулировании претензий можно указать причину и суть претензии. Конфликтные ситуации между пациентом и медицинской организацией чаще всего связаны с:

Медико-правовой аудит
Комплексная экспертиза качества и безопасности медицинской деятельности, оценка соблюдения прав пациента в сфере охраны здоровья
Подробнее

Например, «Пациент обратился к Медицинской организации с претензией, в связи с недостатками оказанных медицинских услуг, которые выражаются в: _____________ (перечислить недостатки оказанных медицинских услуг). На заседании врачебной комиссии претензия пациента признана обоснованной (частично обоснованной/не обоснованной)».

Экспертиза случаев клинического лечения, участие специалистов
Независимое участие профильного специалиста (включая к.м.н, д.м.н) в заседаниях врачебной комиссии (консилиума врачей) при необходимости принятия и оформления решений при сложных клинических случаях
Подробнее

3. Выбранный сторонами конкретный вариант удовлетворения претензии

3. Выбранный сторонами конкретный вариант удовлетворения претензии.Выбранный сторонами конкретный вариант удовлетворения претензии зависит от вида требования (сути претензии) и указан в ГК РФ и/или ЗоЗПП.

Например, «На основании ст. 29 ЗоЗПП, стороны договорились, что медицинская организация по требованию пациента (одно из):

Пример
Экспертиза и индивидуальная разработка юридических документов
используемых медицинской организацией для оформления правоотношений с пациентами
Подробнее

4. Сроки удовлетворения претензии

4. Сроки удовлетворения претензии.В соглашении об урегулировании претензий указываются конкретные сроки исполнения соглашения сторонами.

5. Указываются последствия подписания соглашения

«Пациент в свою очередь отказывается от своей претензии к Клинике, связанной с исполнением Договора об оказании медицинских услуг №__ от «__» ______г.».

6. Ответственность сторон за несоблюдение условий соглашения

6. Ответственность сторон за несоблюдение условий соглашения.«Стороны за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных таким соглашением, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством».

Вступление в силу соглашения об урегулировании претензии

Отдельным пунктом можно отразить вступление в силу соглашения:

«Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами, которым считается дата, указанная в правом верхнем углу первого листа текста настоящего Соглашения, и действует до момента выполнения Клиникой, принятых на себя обязательств в соответствии с условиями настоящего Соглашения».

Последствия подписания соглашения об урегулировании споров

Последствия подписания соглашения об урегулировании споровПосле подписания соглашения об урегулировании разногласий пациент и медицинская организация подтверждают, что взаимных претензий не имеют. За нарушение условий такого соглашения стороны несут ответственность в соответствии с таким соглашением и действующим законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения об урегулировании разногласий

Неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения об урегулировании разногласийПодписание такого соглашения не всегда означает, что пациент на самом деле остался удовлетворён таким досудебным соглашением и не означает то, что клиника смогла избежать судебного спора. Настроение у пациента может и поменяться, более того известно, что «аппетит приходит во время еды».

Нарушение пациентом условий данного соглашение может быть расценено как нарушение условий гражданско-правовой сделки. При обращении пациента в суд медицинская организация может заявить об этом, что вероятнее всего повлечет за собой отказ в удовлетворении требований пациента. Кроме того, при нарушении пациентом условий соглашения, медицинская организация имеет право взыскать с последнего убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ст. 393 ГК РФ), в связи с допущением со стороны пациента существенных нарушений условий договора, которые повлекли для медицинской организации такой ущерб, что она в значительной степени лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ст. 450 ГК РФ).

При неисполнении или ненадлежащем исполнении медицинской организацией соглашения об урегулировании претензий, пациент безусловно имеет право обратиться за защитой своих прав в суд общей юрисдикции в порядке установленном действующим законодательством за защитой своих прав.

Представление интересов в суде
По гражданским и уголовным делам о возмещении вреда здоровью вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, при причинении легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, смерти, по делам о возмещение материального ущерба и компенсации морального вреда, по искам, вызванным неблагоприятным исходом оказания медицинской помощи, пр.
Подробнее

Бенефис для пациента

Бенефис для пациентаТаким образом, соглашение об урегулировании претензий как способ защиты нарушенных прав является выгодным для пациента по многим аспектам. Во-первых, позволяет пациенту получить компенсацию от медицинской организации обычно в достаточно быстрые по сравнению с судебным разбирательством сроки. Во-вторых, наличие такого соглашения при обращении пациента в суд может иметь и положительное для пациента значение, то есть выступать в роли доказательственной базы вины медицинской организации. В таком соглашении об урегулировании претензий медицинская организация зачастую формально признает претензию пациента, а соответственно и свою вину. Поэтому к составлению такого соглашения следует подходить с умом и составлять его с прогнозом на возможное развитие ситуации.

Юридическое абонентское обслуживание медицинской организации
  • Составление ответов на письменные запросы и претензии физических и юридических лиц;
  • Льготное приобретение новых блоков документации, входящей в Сборник юридических документов для применения в стоматологической клинике. Документальная «преграда» от пациента и органов надзора;
  • Регулярное обновление всех ранее купленных на факультете блоков документации;
Подробнее