Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Жалоба пациента в органы власти

Жалоба пациента в органы властиПациент при возникновении претензий к медицинской организации не всегда обладает достаточными знаниями о правовых механизмах и правовых тонкостях для защиты своих прав в сфере здравоохранения. Обращение в суд также требует от пациента предоставления грамотно подготовленной доказательственной базы, с которой могут возникнуть определенные сложности. В связи с чем, в действующем законодательстве существует мощный рычаг воздействия на медицинскую организацию, которая (по мнению пациента) нарушила его права при оказании медицинской помощи. Данным рычагом воздействия является подача жалобы в органы власти, осуществляющие контроль в сфере здравоохранения. Жалоба пациента в органы контроля может повлечь не только восстановление нарушенных прав пациента, но и разрешения конфликта на досудебной стадии.

Организация процесса досудебного урегулирования споров с пациентом
Подробнее

Порядок и условия обращения пациента в органы власти регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон № 59-ФЗ), иными специальными законами и регламентами соответствующих органов надзора.

Экспертиза
Случаев клинического лечения пациентов, участие специалистов
Подробнее

Перечень органов куда может обратиться пациент

Перечень органов куда может обратиться пациентК органам контроля, в которые может обратиться пациент, относятся:

Подача жалобы в органы контроля

Подача жалобы в органы контроляЖалоба пациента в органы контроля представляет просьбу о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Пациент имеет право подать жалобу:

Медико-правовой аудит
Комплексная экспертиза качества и безопасности медицинской деятельности, оценка соблюдения прав пациента в сфере охраны здоровья
Подробнее

Содержание жалобы

Содержание жалобыДействующее законодательство предусматривает обязательную информацию, которая должна содержаться в жалобе (ст. 7 Закона № 59-ФЗ):

В случае, если в жалобе не указаны фамилия пациента или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, жалоба считается анонимной и ответ на жалобу не дается (ст. 11 Закона № 59-ФЗ).

Порядок рассмотрения жалобы органами контроля

Порядок рассмотрения жалобы органами контроляДействия органов контроля по рассмотрению жалоб пациента четко регламентированы действующим законодательством (ст. 8 Закона № 59-ФЗ):

Сроки рассмотрения жалоб

Сроки рассмотрения жалобПоступившая жалоба пациента на действия (бездействия) медицинской организации при оказании медицинских услуг рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации в органе власти.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем уведомляется пациент, направивший жалобу.

Проведение проверки в отношении медицинской организации

Проведение проверки в отношении медицинской организацииВыездная внеплановая проверка медицинской организации на основании жалобы пациента в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) должна проводиться органами контроля только после согласования с прокуратурой.

О проведении внеплановой выездной проверки медицинская организации уведомляется органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. В случае, если основанием для проведении проверки послужило обращение граждан о нарушение прав потребителей или поступление информации о возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, то уведомление медицинской организаций производится менее чем за 24 часа до начала проведения проверки. В случае, если уже причинен вред жизни или здоровью гражданина, то предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Сопровождение
при проверках органов надзора и помощь в подготовке к проверкам
Подробнее

Меры, применяемые к медицинской организации

Меры, применяемые к медицинской организацииОрганы контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки на основании жалобы пациента обязаны (ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»):

Также орган контроля может обратиться в суд для защиты интересов обратившегося с жалобой пациента.

Особенности рассмотрения жалобы органами прокуратуры

Особенности рассмотрения жалобы органами прокуратурыРассмотрение жалобы пациента органами прокуратуры имеет особенности, которые установлены Законом о прокуратуре и Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее - Инструкция).

По общему правилу, как сказано выше, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней с даты их регистрации. Однако если факты, изложенные в обращении, не требуют дополнительного изучения и проверки, этот срок составляет 15 дней (абз. 1 п. 5.1 Инструкции). Если срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день (абз. 2 п. 5.1 Инструкции).

Меры прокурорского реагирования

Меры прокурорского реагированияСогласно п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор в отношении медицинской организации может принять следующие меры прокурорского реагирования:

Юридическое абонентское обслуживание медицинской организации
  • Составление ответов на письменные запросы и претензии физических и юридических лиц;
  • Льготное приобретение новых блоков документации, входящей в Сборник юридических документов для применения в стоматологической клинике. Документальная «преграда» от пациента и органов надзора;
  • Регулярное обновление всех ранее купленных на факультете блоков документации;
Подробнее
Рекомендуем сборник юридических документов
Для применения в медицинской организации: «Документальная «преграда» от пациента
Подробнее