Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Административные наказания

Административные наказанияМедицинские и фармацевтические организации выступают участниками административных правоотношений и нередко оказываются привлеченными к административной ответственности за совершенные ими правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В связи с этим было бы интересным рассмотреть вопрос об административных наказаниях за отдельные виды административных правонарушений в сфере здравоохранения, применяемых в отношении них.

Однако прежде чем перейти к конкретным административным наказаниям за отдельные административные правонарушения, попытаемся понять, что же такое административное наказание вообще и какие виды административных наказаний предусмотрены КоАП РФ.

Готовое решение!
Проверки и административное производство органами надзора в схемах и таблицах
Подробнее

Понятие административного наказания

Понятие административного наказанияСогласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний, предусмотренные КоАП РФ

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Сопровождение при проверках органов надзора и помощь в подготовке к проверкам
Комплексное документальное сопровождение медицинской организации при проведении проверки органами надзора: консультирование (письменное, устное), оформление всего комплекса необходимых документов по обжалованию, разработка объяснения по делу об административном правонарушении
Подробнее

Административные наказания, которые могут быть применены в отношении медицинских и фармацевтических организаций

Административные наказания, которые могут быть применены в отношении медицинских и фармацевтических организацийВ отношении медицинских и фармацевтических организаций как участников административных правоотношений в качестве административного наказания могут быть применены только предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности. Именно по этой причине остановимся на них более подробно.

Предупреждение как вид административного наказания

Предупреждение как вид административного наказанияВ соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Медико-правовой аудит
Проведение медико-правового аудита качества и безопасности медицинской деятельности, оценка соблюдения прав пациента в сфере охраны здоровья
Подробнее

Административный штраф как вид административного наказания

Административный штраф как вид административного наказанияСогласно статье 3.5 КоАП РФ административный штраф (далее также – АШ) является денежным взысканием. Административный штраф выражается в рублях или в величине, кратной сумме ущерба, причинного в результате совершения общественно опасного деяния, или сумме выгоды, полученной в результате совершения такого деяния.

АШ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней (до 08.05.2013 - не позднее тридцати дней) со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Важно также помнить о том, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате АШ, и информации об уплате АШ в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, установленного для уплаты АШ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего АШ, влекущее наказание также в виде административного штрафа, но уже в двукратном размере суммы неуплаченного АШ.

Приглашаем Вас на цикл медико-правовых семинаров Факультета Медицинского Права «Осень-зима 2016»!


Цикл включает в себя три пула лекций:

  • 15–17 ноября состоится медико-юридический практикум для стоматологических клиник;
  • 5–6 декабря пройдет медико-правовой практикум для всех медицинских организаций;
  • 8 декабря состоится однодневный семинар-тренинг «Производственный контроль в медицинской организации и защита от органов госсанэпиднадзора»
Подробнее

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказания

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказанияСогласно статье 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается только по решению суда.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания

Административное приостановление деятельности как вид административного наказанияЧастью 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности (далее также – АПД) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. АПД назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Аудит санитарно-эпидемиологического законодательства
Проведение аудита соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов медицинской организации, включая критерии ее размещения и функционирования
Подробнее

Административное приостановление деятельности назначается судьей.

АПД устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде АПД, на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление судьи о назначении наказания в виде АПД исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

Что касается фактического его исполнения, то согласно части 2 статьи 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения данного вида административного наказания.

Юридическое абонентское обслуживание медицинской организации: возьмем все заботы на себя!
  • Регулярное информирование обо всех изменениях законодательства в области здравоохранения РФ;
  • Ответы специалистов по всем интересующим вопросам «жизни» медицинской организации;
  • Помощь и поддержка в решении различного рода проблем: претензии со стороны пациентов, проверки органами надзора и многое другое;
Подробнее

Административные наказания, назначаемые должностным лицам

Административные наказания, назначаемые должностным лицамНа стадии рассмотрения дела об административном правонарушении и принятии решения о назначении административного наказания за него, к ответственности зачастую привлекается не только медицинская или фармацевтическая организация, но и ее должностные лица.

Должностным лицам, виновным в совершении административного правонарушения, как правило, назначаются такие виды наказания, как административный штраф или дисквалификация. Об административном штрафе было сказано выше, а дисквалификация будет рассмотрена в следующем разделе настоящей статьи.

Представление интересов в суде
Представление интересов в суде по делам об административных правонарушениях и прочим арбитражным спорам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов надзора при проведении проверок, административных расследованиях, административных производств
Подробнее

Дисквалификация как вид административного наказания

Дисквалификация как вид административного наказанияПонятие дисквалификации закреплено в статье 3.11 КоАП РФ. Согласно части 1 указанной статьи дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2014 года дисквалификация также может заключаться и в лишении физического лица права заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим:

или к лицам, осуществляющим:

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

В целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (таким органом является Федеральная налоговая служба).

Консультации
Юридические консультационные услуги по всем вопросам медицинского права
Подробнее

Основные и дополнительные административные наказания

Основные и дополнительные административные наказанияКоАП РФ разделяет все административные наказания на основные (назначаются только самостоятельно, не могут присоединяться к другим видам основных наказаний) и дополнительные (не могут применяться самостоятельно, без сочетания с основными).

Все рассмотренные выше административные наказания, кроме конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, являются основными.

Административные наказания за отдельные административные правонарушения в сфере здравоохранения

Далее приводится таблица, в которой указаны отдельные административные правонарушения в сфере здравоохранения и административные наказания за них. Виды наказаний, указанные в таблице, альтернативные: конкретный вид административного наказания избирается и назначается лицом, рассматривающим дело.

Наименование административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ Вид административного наказания, установленный КоАП РФ за совершенное административное правонарушение
Предупреждение Административный штраф Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Статьи 6.2:
Незаконное занятие народной медициной
-
на ф/л:
в размере от 2 000 до 4 000 р.
-
Статьи 6.3:
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий
+
на д/л:
в размере от 500 до 1 000 р.;
на ИП:
от 500 до 1 000 р.;
на ю/л:
от 10 000 до 20 000 р.
+
Статья 6.4:
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
-
на д/л:
в размере от 1 000 до 2 000 р.;
на ИП:
от 1 000 до 2 000 р.;
на ю/л:
от 10 000 до 20 000 р.
+
Статья 8.2:
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
-
на д/л:
от 10 000 до 30 000 р.;
на ИП:
от 30 000 до 50 000 р.
на ю/л:
от 100 000 до 250 000 р.;
+
Статья 6.16:
Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ (НС и ПВ) и их прекурсоров, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде
Часть 1 статьи 6.16:
НС и ПВ списка I и прекурсоры НС и ПВ таблицы I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров*
-
на ю/л и ИП (в части оборота прекурсоров):
от 200 000 до 400 000 р. (с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой)
+
(с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой)
Часть 2 статьи 6.16:
Прекурсоры НС и ПВ таблицы II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров*
-
на ю/л и ИП (в части оборота прекурсоров):
от 100 000 до 200 000 р. (с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой)
+
(с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой)
Часть 3 статьи 6.16:
Прекурсоры НС и ПВ таблицы III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров*
-
на ю/л и ИП (в части оборота прекурсоров):
от 50 000 до 100 000 р. (с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой)
-
Статья 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
Часть 1 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица
- от 500 до 2 000 р. -
Часть 2 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)**
-
на д/л:
от 4 000 до 5 000 р. (с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой);
на ю/л:
от 40 000 до 50 000 р. (с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой)
-
Часть 3 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)***
+
на д/л:
от 3 000 до 4 000 р.;
на ю/л:
от 30 000 до 40 000 р.
-
Часть 4 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)***
-
на д/л:
от 4 000 до 5 000 р.;
на ИП:
от 4 000 до 5 000 р.;
на ю/л:
от 40 000 до 50 000 р.
+
Статья 14.4:
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований
Часть 1 статьи 14.4:
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг
-
на д/л:
от 3 000 до 10 000 р.;
на ИП:
от 10 000 до 20 000 р.
на ю/л:
от 20 000 до 30 000 р.;
-
Часть 2 статьи 14.4:
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1
-
на д/л:
от 7 000 до 15 000 р. либо дисквалификацию на срок до одного года;
на ИП:
от 15 000 до 30 000 р. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой
на ю/л:
от 30 000 до 50 000 р. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;
-
Статья 14.5.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
Часть 1 статьи 14.5:
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации
-
на д/л:
в размере от 3 000 до 4 000 р.;
на ю/л:
от 30 000 до 40 000 р.
-
Часть 2 статьи 14.5:
Неприменение контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)
Статья 13.11.
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
+
на д/л:
от 500 до 1 000 р.;
на ю/л:
от 5 000 до 10 000 р.
-
Статья 13.14:
Разглашение информации с ограниченным доступом
-
на д/л:
от 4 000 до 5 000 р.
-
Экспертиза документов, разработка документов
Индивидуальная разработка и экспертиза ППК (программы производственного контроля), инструкции по обращению с медицинскими отходами, журналов и иных документов медицинской организации по соблюдению сан-эпид режима, документов по обращению с наркотическими средствами и психотропными веществами (НС и ПВ)
Подробнее

* Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»;

** Медицинская и фармацевтическая деятельность подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

*** Лицензионные условия (требования) для медицинской деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»;

*** Лицензионные условия (требования) для фармацевтической деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»;

Аудит
Проведение аудита по вопросам соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям для осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ)
Подробнее
Документальная преграда от органов надзора
Инструкция по правилам обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами в ЛПО
Подробнее