Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушенииПрежде чем начать говорить о возбуждении дела об административном правонарушении, попытаемся понять, что же представляет из себя такое правонарушение.

Легальное понятие административного правонарушения закреплено в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ): административным правонарушением (далее также – АП) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Медицинские и фармацевтические организации выступают участниками административных правоотношений и нередко оказываются привлеченными к административной ответственности за совершенные ими правонарушения, предусмотренные КоАП РФ.

После совершения медицинской и (или) фармацевтической организацией административного правонарушения (его обнаружения) механизм привлечения виновного лица к ответственности «запускается», и именно в этот момент заходит речь о производстве по делам об административных правонарушениях, которое включает в себя несколько стадий. Первая из них – возбуждение дела об административном правонарушении. Данной стадии посвящена отдельная глава Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 28 КоАП РФ). Вторая – рассмотрение дела об административном правонарушении, но она не является темой данной статьи.

«Готовые решения» разработки медицинской и иной организационно-распорядительной документации

Сборник юридических документов для применения в медицинской организации «Документальная «преграда» от органов надзора»

  • Проверки и административное производство органами надзора в схемах и таблицах
  • Готовые инструкции по соблюдению техники безопасности при выполнении различных мероприятий медицинским персоналом
Подробнее

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушенииПоводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

КоАП РФ предусмотрены также и другие поводы для возбуждения дела об административном правонарушении, однако они вряд ли могут иметь отношение к сфере здравоохранения.

Материалы, сообщения, заявления, которые могут послужить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

При этом дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных выше поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Медико-правовой аудит
Проведение медико-правового аудита качества и безопасности медицинской деятельности, оценка соблюдения прав пациента в сфере охраны здоровья
Подробнее

Момент возбуждения дела об административном правонарушенииМомент возбуждения дела об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

Юридическое абонентское обслуживание медицинской организации: возьмем все заботы на себя!
  • Регулярное информирование обо всех изменениях законодательства в области здравоохранения РФ;
  • Ответы специалистов по всем интересующим вопросам «жизни» медицинской организации;
  • Помощь и поддержка в решении различного рода проблем: претензии со стороны пациентов, проверки органами надзора и многое другое;
Подробнее

Протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушенииГоворя о возбуждении дела об административном правонарушении, нельзя не сказать о таком процессуальном документе, как протокол об административном правонарушении.

Согласно пункту 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются:

Поможем!
Разработка и составление объяснения по делу об административном правонарушении
Подробнее

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Сопровождение при проверках органов надзора и помощь в подготовке к проверкам
Экспертиза актов проверок, предписаний, протоколов, постановлений и иных документов, выданных органами надзора РФ в кратчайшие сроки. Экспертиза сопровождается письменным заключением и рекомендациями
Подробнее

Лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушенииПротоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Кроме того, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также прокурор.

В таблице, приведенной ниже, можно увидеть отдельные административные правонарушения, относящиеся к правонарушениям в области охраны здоровья граждан, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, и должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Аудит санитарно-эпидемиологического законодательства
Проведение аудита соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов медицинской организации, включая критерии ее размещения и функционирования
Подробнее
Наименование административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях Нормативный правовой акт органа, устанавливающий перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении
Статья 6.2
Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности
Пункт 18 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)
Приказ Росздравнадзора от 10.10.2005 г. № 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Статья 6.3:
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
Часть 1 статьи 23.13:
Должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Роспотребнадзор)
Приказ Роспотребнадзора от 09.02.2011 г. № 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Статья 6.4:
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
Статья 8.2:
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Статья 6.16:
Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
пункт 83 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН)
Приказ ФСКН от 31.05.2010 г. № 208 «О должностных лицах органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях»
Пункт 1 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов внутренних дел (полиции);
Статья 23.3 КоАП РФ
пункт 18 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор);
Приказ Росздравнадзора от 10.10.2005 г. № 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
пункт 12 части 2 статьи 28.3:
должностные лица таможенных органов;
Приказ Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 г. № 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»
Часть 1 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица
Пункт 8 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (налоговые службы);
Приказ Федеральной налоговой службы от 2 августа 2005 г. № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
пункт 63 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор)
Приказ Роспотребнадзора от 09.02.2011 г. № 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Часть 2 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)

Часть 3 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

Часть 4 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Часть 3 статьи 28.3:
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа (в сфере здравоохранения – Росздравнадзор и его территориальные органы, на уровне субъектов РФ – органы исполнительной власти, которым делегированы полномочия по лицензированию. Например, Департамент здравоохранения г. Москвы, Министерство здравоохранения Московской области).
Приказ Росздравнадзора от 10.10.2005 г. N 2220-Пр/05 "Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Пункт 63 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор)
Приказ Роспотребнадзора от 09.02.2011 г. № 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Статья 14.4:
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований
Пункт 63 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор)
Приказ Роспотребнадзора от 09.02.2011 г. № 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Экспертиза документов, разработка документов
Проведение экспертизы ППК (программы производственного контроля), инструкции по обращению с медицинскими отходами, журналов и иных документов медицинской организации по соблюдению сан-эпид режима
Подробнее
Аудит
Проведения аудита деятельности медицинской организации по обращению с наркотическими средствами и психотропными веществами (НС и ПВ)
Подробнее

Сроки составления протокола об административном правонарушении

Сроки составления протокола об административном правонарушенииКоАП РФ устанавливает следующие сроки для составления протокола об административном правонарушении:

Направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела

Учитывая, что возбуждение дела об административном правонарушении отнюдь не означает его рассмотрение, протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Представление интересов в суде
Представление интересов в суде по делам об административных правонарушениях и прочим арбитражным спорам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов надзора при проведении проверок, административных расследованиях, административных производств
Подробнее
Приглашаем Вас на цикл медико-правовых семинаров Факультета Медицинского Права «Осень-зима 2016»!


Цикл включает в себя три пула лекций:

  • 15–17 ноября состоится медико-юридический практикум для стоматологических клиник;
  • 5–6 декабря пройдет медико-правовой практикум для всех медицинских организаций;
  • 8 декабря состоится однодневный семинар-тренинг «Производственный контроль в медицинской организации и защита от органов госсанэпиднадзора»
Подробнее