Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Надзор за обращением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

Надзор за обращением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществОсновным законом, регулирующим надзор за обращением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ является Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон о наркотических средствах и психотропных веществах). Под прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) понимаются вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (далее - Перечень), в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Документальная преграда от органов надзора
Инструкция по правилам обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами в ЛПО
Подробнее

Правовые основы

Поможем!
Выезд по адресу медицинской организации для оказания правовой помощи
Подробнее

Перечень прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

Перечень прекурсоров наркотических средств и психотропных веществПеречень прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее – прекурсоры или прекурсоры НС и ПВ), подлежащих контролю в Российской Федерации в зависимости от применяемых государством мер контроля внесены в следующие списки:

Медицинские организации при оказании пациентам медицинских услуг зачастую используют в своей деятельности медицинские изделия или лекарственные препараты, содержащие в своем составе прекурсоры Списка IV Перечня, оборот которых в Российской Федерации ограничен. Статус прекурсоров, подлежащих государственному контролю, такие изделия приобретают только в том случае, если в их состав входят любые растворы, смеси и сплавы перечисленных в Таблицах веществ и если их концентрация превышает установленную в Таблице норму, включая соли таких веществ, если их существование возможно.

По отношению к прекурсорам таблицы I Списка IV государство устанавливает самые жесткие меры контроля, к прекурсорам таблицы III – самые мягкие. Данные требования представлены в схематичной таблице ниже Особенности оборота прекурсоров Списка I не представлены в настоящей статье, так как оборот прекуроров данного списка запрещён в РФ и не используется в медицинской и (или) фармацевтической деятельности.

Экспертиза документов, разработка документов
Экспертиза, индивидуальная разработка документов по обращению с медицинскими изделиями, содержащими прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ
Подробнее

Контроль за оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV

В ст. 30 Закона о НС и ПВ установлены общие положения о контроле за оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV.

Ниже в таблице представлены меры контроля к оборотам прекурсоров НС и ПВ, внесенных в Список IV.

Таблица 1

Препарат, содержащий несколько прекурсоров, внесенных в таблицы списка IV контролируется как содержащийся в нем прекурсор, предусмотренный таблицей списка IV настоящего перечня, имеющей наименьший порядковый номер.

Смеси, содержащие несколько перечисленных в таблице III списка IV веществ, подлежат контролю, если их суммарная концентрация равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой в таблице имеет наибольшее значение.

Концентрация веществ, указанных в списке IV настоящего перечня, определяется исходя из массовой доли вещества в составе смеси (раствора).

Примеры прекурсоров

Самыми распространенными прекурсорами НС и ПВ, входящими в состав медицинских изделий и (или) лекарственных препаратов, являются следующие:

Наименование прекурсора Концентрация Таблица Списка
Псевдоэфедрин
Фенилпропаноламин (норэфедрин)
Эрогметрин (эргоновин)
Эрготамин
Эфедрин
10 процентов или более Таблица I Списка IV
Метилакрилат 15 процентов или более Таблица II Списка IV
Метилметакрилат 15 процентов или более Таблица III Списка IV
Ацетон 60 процентов или более Таблица III Списка IV
Перманганат калия 45 процентов или более Таблица III Списка IV

Согласно разъяснениям, приведенным в Информационном письме Департамента здравоохранения города Москвы от 18.09.2012 № 40/271 растворы метилакрилата и метилметакрилата в концентрации более 15 %, входящие в состав базисных пластмасс, других стоматологических акриловых и полимерных композиций, в виде компонентов, расфасованных в отдельные флаконы, являются прекурсорами, внесенными в таблицу II списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

К сожалению, на сегодняшний день ни одним нормативным правовым актом не утвержден Список (перечень) медицинских изделий, содержащих прекурсоры НС и ПВ. Единственным источником информации может служить инструкция по применению изделия, в которой должен быть указан состав. Однако, весьма часто состав медицинского изделия не отражен в инструкции по его применению и только путем направления официального запроса производителю (дистрибьютору) изделия можно получить необходимую информацию.

Консультации
Юридические консультационные услуги по всем вопросам медицинского права
Подробнее

Особенности уничтожения прекурсоров

Особенности уничтожения прекурсоровДействующим законодательством установлены особенный порядок производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров НС и ПВ, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 640.

Прекурсоры с истекшим сроком годности, а также подвергшиеся химическому или физическому воздействию, следствием которого стала их непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки, подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме. Решение о необходимости уничтожения прекурсоров принимается руководителем медицинской (фармацевтической) организацией. В решении об уничтожении прекурсоров указываются их наименование и вес, а также причины уничтожения.

Уничтожение прекурсоров проводится в присутствии комиссии по уничтожению прекурсоров, создаваемой медицинской (фармацевтической) организацией. В состав такой комиссии включаются (по согласованию) представители территориальных органов ФСКН.

При уничтожении прекурсоров комиссией по уничтожению прекурсоров составляется акт, который подписывается членами комиссии и скрепляется печатью (количество экземпляров акта определяется исходя из числа сторон, принимающих участие в уничтожении прекурсоров).

В акте указываются:

Документальная «преграда» от органов надзора
Инструкция по правилам обращения с медицинскими изделиями, содержащими прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ
Подробнее

Лицензирование деятельности, связанной с обращением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

Лицензирование деятельности, связанной с обращением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществДействующее законодательство предусматривает лицензирование деятельности, связанной с оборотом не всех прекурсоров, а только внесенных в Список I и таблицу I списка IV перечня НС, ПВ и их прекурсоров.

Порядок лицензирования деятельности по обороту прекурсоров, осуществляемой медицинскими и фармацевтическими организациями регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений».

Помощь в открытии и эксплуатации медицинской организации (включая лицензирование)
Помощь в получении лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (включая помощь в подготовке всех необходимых документов)
Подробнее

Лицензирующие органы

  1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения - в части осуществления:
    • деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня;
    • деятельности по обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I списка IV перечня.

Лицензионные проверки

Лицензионные проверкиПри проведении лицензионных проверок подлежит применению Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ). Основания проведения лицензионных проверок, правила, периодичность и сроки их проведения подробно отражены в статье «Лицензионный контроль».

Готовое решение!
Проверки и административное производство органами надзора в схемах и таблицах
Подробнее

Перечень грубых нарушений лицензионных требований при обороте прекурсоров Списка I и таблицы I списка IV перечня

В п.5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (далее – Постановление Правительства № 1085) перечислены лицензионные требования к лицензиату, нарушение которых может быть грубым и негрубым. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства № 1085 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных «а» - «р», «т» - «у», «х» и «ц» п. 5 данного Положения, повлекшее за собой следующие последствия (ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ):

К грубым нарушениям оборота прекурсоров наркотических и психотропных веществ, в частности относятся:

Аудит
Проведение аудита по вопросам соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям для осуществления деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ)
Подробнее

Проведение проверок Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков

В настоящее время контроль в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляет Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. При проведении проверок деятельность Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков регулируется Законом о наркотических средствах и психотропных веществах и Законом № 294-ФЗ. Однако, Закон № 294-ФЗ не подлежит применению, если проведение проверки должностными лицами Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков связано с оперативно-розыскной деятельностью (пп.2 п.3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Сопровождение при проверках органов надзора и помощь в подготовке к проверкам
Подробнее

Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за нарушение обращения прекурсоров наркотических и психотропных веществ

Нарушение обращения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ может повлечь наступление административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Аудит
Проведения аудита деятельности медицинской организации по обращению с наркотическими средствами и психотропными веществами (НС и ПВ)
Подробнее

Административная ответственность

Ст. КоАП РФНаименование административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФВид административного наказания, установленный КоАП РФ
ст. 6.16 КоАП РФ ч.1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения НС, ПВ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня НС, ПС и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров НС или ПВ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих НС или ПВ либо их прекурсоры, и их частей, содержащих НС или ПВ либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде. Влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 400 000 рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
ч.2. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров НС или ПВ, включенных в таблицу II списка IV Перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. Влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
ч.3. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров НС или ПВ, включенных в таблицу III списка IV Перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. Влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
6.16.1 КоАП РФ ч.1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров НС, ПВ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры НС, ПВ, либо их частей, содержащих прекурсоры НС или ПВ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Влекут наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.
ч.2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства. Влекут наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Примечания:
  1. Лицо, совершившее данное административное правонарушение, добровольно сдавшее приобретенные прекурсоры НС или ПВ, растения, содержащие прекурсоры НС или ПВ, либо их части, содержащие прекурсоры НС или ПВ, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение. Не может признаваться добровольной сдачей прекурсоров НС, ПВ, растений, содержащих прекурсоры НС или ПВ, либо их частей, содержащих прекурсоры НС или ПВ, их изъятие после возбуждения дела об административном правонарушении.
  2. Действие данной статьи распространяется на оборот прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня НС или ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утверждаемого Правительством РФ.
Представление интересов в суде
Представление интересов в суде по делам об административных правонарушениях и прочим арбитражным спорам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов надзора при проведении проверок, административных расследованиях, административных производств
Подробнее

Уголовная ответственность

Действующее законодательство устанавливает также уголовную ответственность за нарушение оборота прекурсоров наркотических и психотропных веществ:

Ст. УК РФНаименование уголовного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена УК РФВид уголовного наказания, установленный УК РФ
ст. 228.3 УК РФ ч.1. Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, в крупном размере. Наказываются штрафом в размере от 200 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 9 месяцев, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.
ч.2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере. Наказываются штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 9 месяцев до 1 года, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
ст. 228.4 УК РФ ч.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, в крупном размере. Наказываются ограничением свободы на срок до 4 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере от 200 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 9 месяцев либо без такового.
ч.2. Те же деяния, совершенные:
  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • лицом с использованием своего служебного положения;
  • в особо крупном размере.
Наказываются лишением свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 9 месяцев до 1 года либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
Примечание: Действие данной статьи распространяется на оборот прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV.

Крупный и особо крупный размеры, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2012 № 1020 и Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 934.

Юридическое абонентское обслуживание медицинской организации: возьмем все заботы на себя!
  • Регулярное информирование обо всех изменениях законодательства в области здравоохранения РФ;
  • Консультации юристами и иными специалистами Факультета медицинского права по всем вопросам в области здравоохранения;
  • Помощь и поддержка в решении различного рода проблем: претензии со стороны пациентов, проверки органами надзора и многое другое;
Подробнее