Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Плановые проверки

Плановые проверкиЛегальное определение государственного контроля (надзора) содержится в ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), под которым понимается деятельность органов публичной администрации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами предпринимательской деятельности обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Проведение проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности является одним из мероприятий по контролю для оценки соответствия, осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 ст. 2 Закона № 294-ФЗ).

Семинар
«Документальная преграда от органов надзора. Проверки органов надзора. Контроль качества медицинской помощи (государственный, внутренний, ведомственный)»
Подробнее

Законные основания проведения проверок

Законные основания проведения проверокЗакон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении (п. 1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Однако, данный закон не распространяется на осуществление налогового контроля, финансово-бюджетного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, на прокурорский надзор, на проведение оперативно-розыскных мероприятий и т.д. (п. 3 и 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ).

Согласно ст. 85 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государственный контроль в сфере здравоохранения включает в себя:

Данная статья посвящена проверкам, проводимым органами надзора в сфере здравоохранения в отношении медицинских и фармацевтических организаций (далее – медицинские организации), под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую или соответственно фармацевтическую деятельность. К медицинскими фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели.

В отношении медицинских организаций Закон № 294-ФЗ полностью распространяется на проведение проверок Роспотребнадзором. Данный закон применяется с особенностями, установленными иными федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства, контроля в области пожарной безопасности, надзора в сфере рекламы, миграции и других формы контроля (п. 4 ст. 1Закона № 294-ФЗ).

Кадровый аудит
Проведение аудита кадровой документации на соответствие требованиям трудового законодательства
Подробнее

Виды и формы проверок

Проверки делятся на два вида: плановые и внеплановые, которые проводятся в форме документарной или выездной проверки.

Общие сроки и периодичность проверок

Общие сроки и периодичность проверокСроки проведения плановых проверок не могут превышать 20 рабочих дней, а общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Однако в определенных случаях срок выездной плановой проверки может быть продлён, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов, микропредприятий - не более чем на 15 часов. Кроме того, при проведении проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, контролирующий орган вправе приостановить проведение проверки для осуществления межведомственного взаимодействия на срок не более чем на 10 рабочих дней. Критерии для отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства даны в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» установлена периодичность плановых проверок в отношении медицинских организаций.

Готовое решение!
Система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи
Подробнее
Наименование вида деятельности Органы, осуществляющие плановые проверки Периодичность проведения плановой проверки
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности не чаще 1 раза в год
Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор не чаще 1 раза в 2 года
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор не чаще 1 раза в 2 года
Оказание скорой медицинской помощи Органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности не чаще 1 раза в 2 года
Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях Органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности не чаще 1 раза в год
Оптовая торговля лекарственными средствами Органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности не чаще 1 раза в 2 года

Обращаем Ваше внимание на то, что с «01» января 2016 по «31» декабря 2018 года будет действовать мораторий на проведение плановых проверок в отношении медицинских организаций (статья 26.1 ФЗ № 294), а именно относящихся к субъектам малого предпринимательства и в случае если вид проверок не входит в Перечень, утвержденный Постановлением № 944. К таким видам проверок относятся:

Проведение плановой проверки с нарушением требований «о моратории» является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ № 294.

Семинар
«Подготовка медицинской организации к проверке органами, уполномоченными осуществлять надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия»
Подробнее

Плановая проверка и ее сущность. Ежегодные планы проверок

Плановая проверка и ее сущность. Ежегодные планы проверокПредметом плановой проверки является соблюдение медицинской организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Проведение плановой проверки в отношении медицинской организации возможно только на основании ежегодных планов плановых проверок, разрабатываемых и утверждаемых руководителем соответствующего органа контроля.

Информацию о плановых проверках в отношении конкретной медицинской организации можно найти в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок, опубликованном на сайте Генеральной прокуратуры (п. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ) www.genproc.gov.ru, а также на сайте конкретного органа контроля*.

*Nota bene! С 1 января 2017 года составляется акт о невозможности проведения плановой проверки и в течение 3 месяцев со дня его составления орган контроля вправе принять решение о проведение в отношении такого проверяемого лица плановой без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления проверяемого лица, если проведение плановой проверки оказалось невозможным:

  • в связи с отсутствием ИП (его уполномоченного руководителя), руководителя или иного должностного лица юридического лица;
  • с фактическим неосуществлением деятельности проверяемого лица;
  • в связи с иными действиями (бездействием) проверяемого лица, повлекшего невозможность проведения проверки.

О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подхода

О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подходаФедеральным законодательством установлены особенности проведения плановых проверок при применении определенными органами государственного контроля (надзора) риск – ориентированного подхода.

Следует отметить, что плановые проверки, периодичность которых установлена Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, в любом случае осуществляются, независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности (применения риск – ориентированного подхода). Данное положение установлено Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск – ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (пункт 15 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности).

При отнесении объекта государственного контроля (надзора) к 6 классу опасности или классу опасности низкого риска в рамках риск – ориентированного подхода плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не проводятся (Приложение к Правилам отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых им производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806).

Важно!!!

С 03 сентября 2016 года федеральный государственный пожарный надзор и федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор на основании Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 отнесены к видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск – ориентированного подхода.

Более подробно о применении риск – ориентированного подхода при вышеуказанных видах государственного контроля (надзора), а также периодичности плановых проверок в его рамках читайте в нашей статье: «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)».

Поможем!
Выезд по адресу медицинской организации для оказания правовой помощи
Подробнее

Основания плановых проверок

По общему правилу основанием для включения медицинской организации в ежегодный план плановых проверок является истечение 3 лет (1 года или 2 лет) со дня (п.8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

Документальная «преграда» от органов надзора
Инструкция по правилам учета и хранения лекарственных средств и медицинских изделий в ЛПО
Подробнее

Уведомление о проведении плановой проверки

Распоряжение (приказ) о начале проведения плановой проверки направляется медицинской организации по месту ее нахождения не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала проведения плановой проверки. Местом нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Считаем необходимым обратить внимание на то, что с 1 сентября 2013 года вступила в силу новая статья ГК РФ (ст. 165.1 ГК РФ), согласно которой любое юридически значимое сообщение, в частности, распоряжение (приказ) считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило в медицинскую организацию, но по обстоятельствам, зависящем от адресата не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

С 1 января 2017 года орган контроля вправе уведомлять проверяемое лицо также посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Указанное уведомление направляется по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен контролирующему органу.

Документальная «преграда» от органов надзора
Инструкция по правилам учёта, хранения и использования дезинфицирующих средств
Подробнее

Порядок организации выездной плановой проверки

Документальная «преграда» от органов надзора
Проверки и административное производство органами надзора в схемах и таблицах
Подробнее

Распоряжение (приказ) о проведении проверки

Распоряжение (приказ) о проведении проверкиТиповая форма распоряжения (приказа) о проведении проверки утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В распоряжении (приказе) о проведении проверки указывается (п. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ):

Готовое решение!
Инструкция по правилам дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения
Подробнее

Полномочия органов контроля

Готовое решение!
Инструкция по правилам обращения с медицинскими отходами
Подробнее

Особенности проведения документарной проверки

Особенности проведения документарной проверкиПредметом документарной проверки* являются:

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса медицинская организация обязана направить в орган контроля указанные в запросе документы.

*Nota bene! При проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемого лица представления документов и (или) информации, которые представлены ими в ходе проведения документарной проверки.
Экспертиза документов, разработка документов
Проведение экспертизы документов по отчетности медицинской организации перед органами надзора, помощь в подготовке отчетной документации в органы надзора
Подробнее

О проверочных листах (списках контрольных вопросов)

О проверочных листах (списках контрольных вопросов)При проведении плановых проверок контролирующими органами на основании своих положений может быть предусмотрена обязанность применения проверочных листов (списков контрольных вопросов). В соответствии с названными положениями перечень вопросов может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к проверяемому лицу обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ...

В последующем указанный документ, заполненный по результатам проверки, прикладывается к акту проверки.

Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора)

Аудит
Проведение аудита деятельности медицинской организации по обращению с медицинскими отходами (класс А, Б, В, Г), по проведению дезинфекции, ПСО и стерилизации медицинских изделий, использованию дезсредств, по всем дезинфекционно-стерилизационным мероприятиям
Подробнее

Ограничения при проведении госконтроля

Ограничения при проведении госконтроляПри проведении проверки должностные лица органа контроля не вправе:

Документальная преграда от органов надзора
Инструкция по правилам проведения текущих и генеральных уборок в ЛПО
Подробнее

Ответственность органа государственного контроля (надзора)

Орган государственного контроля и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности юридических лиц при проведении проверок

Руководитель или иное уполномоченное лицо при проведении проверки имеют право:

Представление интересов в суде
Представление интересов в суде по делам об административных правонарушениях и прочим арбитражным спорам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов надзора при проведении проверок, административных расследованиях, административных производств
Подробнее

Руководитель или иное уполномоченное лицо при проведении проверки обязаны:

Консультации
Юридические консультационные услуги по всем вопросам медицинского права
Подробнее

Право медицинских организаций на возмещение вреда, причиненного при проверке

Право медицинских организаций на возмещение вреда причиненного при проверкеВред, причиненный медицинской организации вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц органа контроля, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), в соответствии с гражданским законодательством (ст. 22 Закона № 294-ФЗ).

Ответственность медицинских организаций за нарушение Закона № 294-ФЗ

Медицинские организации, их руководители и иные должностные лица, допустившие нарушение Закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с КоАП и иными нормативными актами.

Документальная преграда от органов надзора
Инструкция по правилам обеззараживания воздуха в ЛПО
Подробнее

Оформление результатов проверки. Акт проверки

Оформление результатов проверки. Акт проверкиНепосредственно после завершения проверки должностными лицами контролирующего органа составляется акт в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю медицинской организации или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа получить акт проверки под расписку, акт проверки направляется в адрес медицинской организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

С 10 января 2016 года при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) (с 10 января 2016 года) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Юридическое абонентское обслуживание медицинской организации: возьмем все заботы на себя!
  • Регулярное информирование обо всех изменениях законодательства в области здравоохранения РФ;
  • Консультации юристами и иными специалистами Факультета медицинского права по всем вопросам в области здравоохранения;
  • Помощь и поддержка в решении различного рода проблем: претензии со стороны пациентов, проверки органами надзора и многое другое;
Подробнее

Меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

Органы контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки обязаны:

Документальная «преграда» от органов надзора
Инструкция по правилам обращения с медицинскими изделиями, содержащими прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ
Подробнее

Недействительность результатов проверки

Грубые нарушения при проведении проверки влекут недействительность результатов проверки (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). К грубым нарушениям, в частности, относятся:

Защита прав медицинских организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Защита прав медицинских организаций осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документальная преграда от органов надзора
Инструкция по правилам назначения и выписывания лекарственных препаратов и медицинских изделий
Подробнее

Обжалование итогов проверки

Медицинская организация имеет право обжаловать в административном (досудебном) порядке документы, относящиеся к результатам проверки (акт проверки и (или) предписание об устранении нарушений), в судебном порядке могут быть обжалованы действия (бездействия) лиц, проводивших проверку, постановления о привлечении к административной ответственности. Заявления об обжаловании действия (бездействия) лиц, проводивших проверку, постановления о привлечении к административной ответственности подается в Арбитражный суд и рассматривается по общим правилам искового производства.

Сопровождение при проверках органов надзора и помощь в подготовке к проверкам
Комплексное документальное сопровождение медицинской организации при проведении проверки органами надзора: консультирование (письменное, устное), оформление всего комплекса необходимых документов по обжалованию, разработка объяснения по делу об административном правонарушении
Подробнее