Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки Легальное определение государственного контроля (надзора) содержится в ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), под которым понимается деятельность органов публичной администрации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами предпринимательской деятельности обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Проведение проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности является одним из мероприятий по контролю для оценки соответствия, осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 ст. 2 Закона № 294-ФЗ).

Семинар
«Документальная преграда от органов надзора. Проверки органов надзора. Контроль качества медицинской помощи (государственный, внутренний, ведомственный)»
Подробнее

Законные основания проведения проверок

Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного (муниципального) контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении (п. 1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Однако данный закон не распространяется на проведение налогового контроля, на проведение оперативно-розыскных мероприятий, на прокурорский надзор и т.д. (п. 3 и 3.1. Закона № 294-ФЗ).

Согласно ст. 85 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государственный контроль в сфере здравоохранения включает в себя:

Данная статья посвящена проверкам, проводимым органами надзора в сфере здравоохранения в отношении медицинских и фармацевтических организаций, под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие медицинскую или соответственно фармацевтическую деятельность. К медицинскими и фармацевтическим организациям также приравниваются индивидуальные предприниматели.

Закон № 294-ФЗ полностью распространяется на проведение проверок Роспотребнадзором. Данный закон однако применяется с особенностями, установленными иными федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства, контроля в области пожарной безопасности и других форм контроля (п. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Кадровый аудит
Проведение аудита кадровой документации на соответствие требованиям трудового законодательства
Подробнее

Виды и формы проверок

Виды и формы проверокПроверки делятся на два вида: плановые и внеплановые, которые проводятся в форме документарной или выездной проверки.

Общие сроки и периодичность проверок

Сроки проведения внеплановых проверок не могут превышать 20 рабочих дней. Срок внеплановой проверки, в отличие от плановой выездной проверки не может быть продлен.

Действующее законодательство не устанавливает периодичность внеплановых проверок. Таким образом, в отношении медицинской организации внеплановая проверка может быть проведена каждый раз при возникновении оснований для ее проведения.

Внеплановая проверка и ее сущность

Предметом внеплановой проверки является соблюдение медицинской организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (ч.1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Документальная «преграда» от органов надзора
Инструкция по правилам учета и хранения лекарственных средств и медицинских изделий в ЛПО
Подробнее

Основания внеплановых проверок

Законодатель четко указывает, в каких случаях возможны внеплановые проверки в сфере здравоохранения* (п.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

Медико-правовой аудит
Проведение медико-правового аудита качества и безопасности медицинской деятельности, оценка соблюдения прав пациента в сфере охраны здоровья
Подробнее

Особенности оснований проведения проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в частности, лицензионного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства, контроля в области пожарной безопасности и т.д. Например, дополнительным основанием для внеплановой лицензионной проверки может являться заявление гражданина о грубом нарушении медицинской (фармацевтической) организацией лицензионных требований.

Аудит
Проведение аудита по вопросам соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям для осуществления медицинской деятельности и деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ)
Подробнее
Nota bene! С 1 января 2017 года: составляется акт о невозможности проведения внеплановой выездной проверки и в течение 3 месяцев со дня его составления орган контроля вправе принять решение о проведение в отношении такого проверяемого лица внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления проверяемого лица, если проведение внеплановой выездной проверки оказалось невозможным:
  • в связи с отсутствием ИП (его уполномоченного руководителя), руководителя или иного должностного лица юридического лица;
  • с фактическим неосуществлением деятельности проверяемого лица;
  • в связи с иными действиями (бездействием) проверяемого лица, повлекшего невозможность проведения проверки.

*Более подробно с информацией о мероприятиях по контролю без взаимодействия Вы можете ознакомиться в нашей статье: «О новом виде государственного контроля (надзора) – мероприятиях по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и немного о контрольной закупке».

Об анонимных обращениях

Об анонимных обращенияхНе могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контролирующий орган.

При этом, если информация, изложенная в таком обращении, является основанием для проведения внеплановой проверки, контролирующий орган при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве подобного обращения или заявления обязан принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Обращения и заявления, направленные в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки при условии, что они были направлены с использованием средств информационно – коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Предварительная проверка

Предварительная проверкаС 1 января 2017 года контролирующие органы могут проводить предварительную проверку поступившей информации в том случае, если при рассмотрении поступивших обращений и заявлений отсутствует достоверная информация (частью 3.2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ):

В ходе проведения предварительной проверки контролирующими органами:

Представление пояснений и иных документов в рамках проведения предварительной проверки для проверяемого лица является не обязательным. По результатам предварительной проверки меры по привлечению к ответственности проверяемого лица не принимаются.

О действиях контролирующего органа по результатам предварительной проверки

О действиях контролирующего органа по результатам  предварительной проверкиКонтролирующий орган подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки, если в ходе проведения предварительной проверки:

Предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после их начала:

Если же в ходе проведения предварительной проверки выявляется факт заведомо ложных сведений в заявлении (обращении) лиц, то контролирующий орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с такого лица расходов, понесенных контролирующим органом в связи с рассмотрением подобного заявления (обращения).

Согласование внеплановой проверки с органами прокуратуры

Согласование внеплановой проверки с органами прокуратурыВ предыдущем разделе настоящей статьи был перечислен ряд базовых оснований согласно Закону № 294-ФЗ для проведения внеплановых проверок. Однако только по некоторым из них предусмотрено обязательное согласование с прокуратурой, а именно мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах:

Также обязательное согласование с прокуратурой требуется для проведения внеплановой проверки по такому основанию как выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск – ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска* является основанием для проведения внеплановой проверки.

В связи с необходимостью принятия неотложных мер при обращениях о фактическом причинении вреда, органы контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в течение 24 часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждена типовая форма заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен порядок согласования проведения внеплановой проверки с органом прокуратуры.

Необходимо отметить, что так как по некоторым видам контроля могут быть установлены иные основания для проведения внеплановых проверок и соответственно свои случаи согласования проведения проверки с органами прокуратуры.

Если проведение внеплановой проверки должно быть согласовано с органами прокуратуры, должностные лица, проводящие проверку, должны представить по просьбе проверяемой организации свидетельствующие об этом документы.

*Исходя из совокупного анализа пунктов 5.1 статьи 2, пункта 2.1 статьи 10 ФЗ № 294 следует, что индикаторы риска являются «толчком» для проведения мероприятий без взаимодействия, которые представляют собой параметры, соответствие которым или отклонение от которых, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием ля проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.
Указанные параметры должны быть утверждены соответствующими органами власти, уполномоченных принимать акты по вопросам осуществлении надзора (контроля) в соответствующей сфере деятельности (на сегодняшний день пока не приняты).
Индикаторы риска также будут использоваться и при проведении проверок методом риск – ориентированного подхода (устанавливаться на основании положения о федеральном государственном контроле (надзоре). При этом указанные параметры будут использоваться для необходимости проведения внеплановой проверки на основании пункта 2.1 части 2 статьи 10 ФЗ № 294, а также дополнительного мероприятия по контролю – контроль самих индикаторов риска.

Уведомление о проведении внеплановой проверки

О проведении внеплановой выездной проверки медицинская и (или) фармацевтическая организации уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом*, за исключением описанных ниже случаев.

В случае, если основанием для проведении проверки послужило обращение граждан о нарушение прав потребителей или поступление информации о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, то уведомление медицинской и (или) фармацевтической организаций производится менее чем за 24 часа до начала проведения проверки.

В случае, если в результате медицинской и (или) фармацевтической организаций причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительного уведомления о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется вовсе.

Nota bene! С 1 января 2017 такое уведомление о проведении внеплановой проверки направляется органом контроля в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридически лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей ранее был предоставлен проверяемым лицом в орган контроля.
Документальная «преграда» от органов надзора
Инструкция по правилам учёта, хранения и использования дезинфицирующих средств
Подробнее

Порядок организации проверки (мероприятия по контролю)

Семинар
«Подготовка медицинской организации к проверке органами, уполномоченными осуществлять надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия»
Подробнее

Распоряжение (приказ) о проведении проверки

Распоряжение (приказ) о проведении проверкиТиповая форма распоряжения (приказа) о проведении проверки утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В распоряжение (приказе) о проведении проверки указывается (п. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ):

Экспертиза документов, разработка документов
Проведение экспертизы ППК (программы производственного контроля), инструкции по обращению с медицинскими отходами, журналов и иных документов медицинской организации по соблюдению сан-эпид режима
Подробнее

Полномочия органов контроля

Документальная преграда от органов надзора
Инструкция по правилам проведения производственного контроля в рентгеновских кабинетах
Подробнее

Особенности проведения документарной проверки

Особенности проведения документарной проверкиПредметом документарной проверки являются:

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса медицинская организация обязана направить в органы контроля указанные в запросе документы*.

С 10 января 2016 года медицинская организация вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, определяемом Правительством РФ.

Nota bene! При проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемого лица представления документов и (или) информации, которые представлены ими в ходе проведения документарной проверки.
Экспертиза документов, разработка документов
Проведение экспертизы документов по отчетности медицинской организации перед органами надзора, помощь в подготовке отчетной документации в органы надзора
Подробнее

Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора)

Согласно статье 18 Закона № 294-ФЗ в обязанности должностных лиц органа государственного контроля входит:

Документальная преграда от органов надзора
Инструкция по правилам проведения производственного контроля в ЛПО
Подробнее

Ограничения при проведении госконтроля

Согласно статье 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверок должностные лица органа контроля не вправе:

Документальная преграда от органов надзора
Инструкция по правилам обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами в ЛПО
Подробнее

Ответственность органа государственного контроля (надзора)

Орган государственного контроля и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документальная «преграда» от органов надзора
Инструкция по правилам обращения с медицинскими изделиями, содержащими прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ
Подробнее

Права юридических лиц при проведении проверок

Руководитель организации или иное уполномоченное лицо при проведении проверки имеют право:

Представление интересов в суде
Представление интересов в суде по делам об административных правонарушениях и прочим арбитражным спорам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов надзора при проведении проверок, административных расследованиях, административных производств
Подробнее

Обязанности юридических лиц при проведении проверок

Руководитель организации или иное уполномоченное лицо при проведении проверки обязаны:

Документальная преграда от органов надзора
Инструкция по правилам проведения текущих и генеральных уборок в ЛПО
Подробнее

Оформление результатов проверки. Акт проверки

Непосредственно после завершения проверки должностными лицами контролирующего органа составляется акт в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю медицинской организации или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

С 10 января 2016 года при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) (с 10 января 2016 года) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Юридическое абонентское обслуживание медицинской организации: возьмем все заботы на себя!
  • Регулярное информирование обо всех изменениях законодательства в области здравоохранения РФ;
  • Консультации юристами и иными специалистами Факультета медицинского права по всем вопросам в области здравоохранения;
  • Помощь и поддержка в решении различного рода проблем: претензии со стороны пациентов, проверки органами надзора и многое другое;
Подробнее

Меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

Органы контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки обязаны:

Документальная «преграда» от органов надзора
Проверки и административное производство органами надзора в схемах и таблицах
Подробнее

Недействительность результатов проверки

Недействительность результатов проверкиГрубые нарушения при проведении проверки влекут недействительность результатов проверки (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). К грубым нарушениям, в частности, относятся:

Консультации
Юридические консультационные услуги по всем вопросам медицинского права
Подробнее

Право медицинских организаций на возмещение вреда, причиненного при проверке

Вред, причиненный медицинской организации вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц органа контроля, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), в соответствии с гражданским законодательством (ст. 22 Закона № 294-ФЗ).

Орган государственного контроля и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Защита прав медицинских организаций осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документальная преграда от органов надзора
Инструкция по правилам обеззараживания воздуха в ЛПО
Подробнее

Обжалование итогов проверки

Медицинская организация имеет право обжаловать в административном (досудебном) порядке документы, относящиеся к результатам проверки (акт проверки и (или) предписание об устранении нарушений), в судебном порядке могут быть обжалованы действия (бездействия) лиц, проводивших проверку, постановления о привлечении к административной ответственности. Заявления об обжаловании действия (бездействия) лиц, проводивших проверку подается в Арбитражный суд и рассматривается по общим правилам искового производства.

Сопровождение при проверках органов надзора и помощь в подготовке к проверкам
Комплексное документальное сопровождение медицинской организации при проведении проверки органами надзора: консультирование (письменное, устное), оформление всего комплекса необходимых документов по обжалованию, разработка объяснения по делу об административном правонарушении
Подробнее