Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами

Требования к организации системы обращения с медицинскими отходамиПриложение I к Базельской конвенции «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 22 марта 1989 года, дающее характеристику опасным отходам, требующим повышенного внимания к порядку обращения и потому важным для международного сотрудничества в сфере регулирования, не случайно начинается со следующих категорий:

Таким образом государства-участники Базельской коференции 1989 года подчеркнули чрезвычайную опасность указанных отходов для жизнедеятельности человека и особую важность строгого нормативного регулирования и контроля за их обращением.

На сегодняшний день указанные выше категории объединены в Российской Федерации понятием «медицинские отходы». Требования к порядку сбора, хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов различаются в зависимости от их класса:

  1. отходы класса «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
  2. отходы класса «Б» - эпидемиологически опасные отходы;
  3. отходы класса «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
  4. отходы класса «Г» - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
  5. отходы класса «Д» - радиоактивные отходы.

Принципиальным является запрет на смешение отходов различных классов (подробнее о понятии медицинских отходов и их классификации смотрите в статье «Классификация медицинских отходов»).

Система обращения с медицинскими отходами

Система обращения с медицинскими отходамиСистема сбора, временного хранения и транспортировки медицинских отходов включает следующие этапы:

Нормативное регулирование

Нормативное регулированиеНормативную базу требований к системе обращения с медицинскими отходами составляют следующие основные документы:

В силу прямого указания пункта 3 статьи 49 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года (с изм. на 25.11.2013 года) сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов осуществляются в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Действие нормативных правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии России в области обращения с отходами не распространяются на медицинские отходы (см. например Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими отходами» № 05-12-44/832 от 25.01.2012).

Руководителем организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, должна быть утверждена инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации. Процедура обращения с отходами, описанная в инструкции должна содержать информацию по всем этапам системы обращения с отходами.

Что должно быть отражено в процедуре обращения с медицинскими отходами?

Что должно быть отражено в процедуре обращения с медицинскими отходами?Процедура обращения с медицинскими отходами должна содержать схему их обращения, в которой в свою очередь должны быть указаны:

Требования к порядку обращения медицинских отходов

Требования к порядку обращения медицинских отходовНормативное регулирование непосредственного порядка обращения с медицинскими отходами в Российской Федерации идёт по пути установления отдельных требований к каждому классу медицинских отходов. Так как требования различны, они рассмотрены подробнее в статьях, посвященных каждому классу медицинских отходов.

Но есть и общие требования:

Сбор медицинских отходов классов «А» - «Г» осуществляется с использованием одноразовых мягких (пакеты) или твердых (непрокалываемых) упаковок (контейнеры) с плотно прилегающими крышками, исключающими возможность самопроизвольного вскрытия определенного цвета с нанесением обязательной маркировки «Отходы. Класс «(указание класса отходов)». В многоразовые контейнеры для сбора медицинские отходы помещаются в одноразовых мягких или твердых упаковках с соблюдением условий раздельного хранения отходов разных классов. Многразовые маркированные контейнеры для хранения медицинских отходов используются того же цвета, что и одноразовая упаковка для соответствующего класса отходов.

класс отходов цвет ёмкости/упаковки для сбора
отходы класса «А» любой, кроме жёлтого и красного (преимущественно используется белый)
отходы класса «Б» жёлтый
отходы класса «В» красный
отходы класса «Г» любой, кроме жёлтого и красного (преимущественно используется чёрный)

Применение аппаратных способов обеззараживания медицинских отходов классов «Б» и «В» предполагает организацию специализированного участка по обращению с отходами указанных классов, расположенного в специально оборудованных помещениях медицинской организации или на самостоятельной территории, где осуществляется сбор, накопление, аппаратное обеззараживание/обезвреживание, утилизация отходов классов «Б» и «В». О требованиях к таким участкам смотрите подробнее в статьях, посвященных соответствующим классам медицинских отходов.

Обращение с медицинскими отходами класса «Д» регулируется специальными нормами, устанавливающими требования к порядку обращения с радиоактивными веществами и иными источниками радиоизотопного излучения.

Каковы общие требования к сотрудникам организации при обращении с отходами?

Аварийные ситуации при обращении с отходами

 Аварийные ситуации при обращении с отходами При обращении с медицинскими отходами важно помнить, что в случае получения работником травмы, потенциально опасной в плане инфицирования (укол, порез с нарушением целостности кожных покровов и/или слизистых), работнику должна быть оказана экстренная помощь, для чего предусмотрено обязательное наличие на рабочем месте персонала аптечки Анти-Вич (Спид).

Каждый случай получения травмы должен быть зафиксирован в журнале учета аварийных ситуаций (журнал микротравм). Стоит отметить, что далеко не всякая аварийная ситуация, произошедшая с персоналом, может быть квалифицирована как несчастный случай, при наступлении которого оформляется акт о несчастном случае на производстве установленной формы. с указанием даты, времени, места, характера травмы. Также должны быть проведены установленные мероприятия по предотвращению возможного инфицирования персонала. Случаи инфицирования подлежат учету и расследованию в установленном законе порядке.

Каковы общие требования проведения производственного контроля?

 Каковы общие требования проведения производственного контроля? Производственный контроль за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов включает в себя: