Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Некоторые проблемы организации и проведения производственного контроля в лечебно-профилактических организациях на современном этапе

Данная статья была официально опубликована в журнале "Санитарный врач" №12, 2013 год.
Авторы
  • Т.В. Соломай (заместитель руководителя Межрегионального управления №1 ФМБА России, к.м.н.)
  • М.А. Сырцова (доцент кафедры гигиены детей и подростков ГБОУ ВПО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, к.м.н)

Резюме. Представлены результаты анкетирования 112 сотрудников лечебно-профилактических организаций стоматологического профиля, в должностные обязанности которых входит составление плана производственного контроля и организация его проведения. Респондентам предстояло ответить на одиннадцать вопросов, затрагивающих проблемы биологической безопасности, соблюдения санитарно-гигиенического режима, в том числе при организации дезинфекции, стерилизации, обеспечения пациентов и персонала водопроводной водой надлежащего качества. Показан низкий уровень информированности медицинского персонала по вопросам организации и проведения производственного контроля.

Производственный контроль как система внутреннего контроля организаций (предприятий, учреждений) за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий был введен в 2002 году с момента вступления в силу Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» [5]. Особую актуальность производственный контроль приобрел для лечебно-профилактических организаций: он стал неотъемлемой частью мероприятий по защите пациентов и персонала от внутрибольничных инфекций [1-4].

На протяжении последних одиннадцати лет на фоне совершенствования законодательства, претерпела изменения и система производственного контроля в лечебно-профилактических организациях. Так, с введением СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» [6], были конкретизированы объекты производственного контроля в лечебно-профилактических организациях, определены сроки и кратность проведения лабораторно-инструментальных исследований, должностные лица, ответственные за организацию и проведение мероприятий в рамках производственного контроля, предложен примерный план производственного контроля за соблюдением санитарных правил при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий.

Наиболее распространенные нарушения санитарных норм и правил

Наиболее распространенные нарушения санитарных норм и правилВ тоже время, при исполнении данных требований у лечебно-профилактических организаций возникают проблемы, связанные, в первую очередь, с недостатком знаний и опыта персонала по вопросам организации и проведения производственного контроля. В ходе проводимых органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора проверок лечебно-профилактических организаций выявлено, что наиболее распространенными нарушениями санитарных норм и правил при организации и проведении производственного контроля являются:

С целью определения информированности медицинского персонала по вопросам организации и проведения производственного контроля проведено анкетирование. В опросе приняли участие 112 человек, в должностные обязанности которых входит составление плана производственного контроля и организация его проведения. Все опрошенные были сотрудниками лечебно-профилактических организаций стоматологического профиля. Респондентам предстояло ответить на одиннадцать вопросов, затрагивающих проблемы биологической безопасности, соблюдения санитарно-гигиенического режима, в том числе при организации дезинфекции, стерилизации, обеспечения пациентов и персонала водопроводной водой надлежащего качества.

Бактериологический контроль воздуха

Бактериологический контроль воздухаНа вопрос, в каких помещениях стоматологической клиники необходимо осуществлять бактериологический контроль воздуха, ни один из опрошенных не дал исчерпывающего ответа. Основная ошибка заключалась в том, что в перечень помещений для проведения бактериологического контроля воздуха включались кабинеты терапевтической и ортопедической стоматологии, холлы и вестибюли, относящиеся к помещениям классов В и Г по чистоте воздуха, в то время как нормативные значения чистоты воздуха по бактериологическим показателям установлены для помещений классов А и Б [6].

Аналогичные ошибки были допущены при ответе на вопрос, в каких помещениях в системе вентиляции и кондиционирования необходимо устанавливать фильтры высокой очистки воздуха. Правильный ответ дали 69 опрошенных (61,6%).

Исследование воздуха на наличие легионелл

Исследование воздуха на наличие легионеллИз 112 опрошенных 22 человека (19,6%) в рамках производственного контроля предложили исследовать воздух на наличие легионелл во всех кабинетах, где осуществляется прием пациентов, 39 (34,8%) – во всех кабинетах, где имеется приточно-вытяжная вентиляция, 44 (39,3%) – во всех помещениях, оснащенных кондиционерами, и только 7 (6,3%) – в кабинетах, где кондиционирование осуществляется за счет центральных систем с увлажнением воздуха [6, 7].

Исследование горячей воды на наличие легионелл

Исследование горячей воды на наличие легионеллЗатруднения вызвали вопросы, касающиеся необходимости исследования горячей воды на наличие легионелл. Так, только 12 респондентов (10,7%) считают, что в рамках производственного контроля необходимо проводить измерение температуры горячей водопроводной воды. При этом 9 человек (8,0%) предположили, что исследование горячей водопроводной воды на наличие легионелл проводится во всех случаях, 56 (50,0%) – сочли это исследование необязательным, и только 47 респондентов (42,0%) ответили, что обнаружение легионелл осуществляется в том случае, когда температура горячей воды в разводящей сети ниже 50 градусов [6, 7].

Исследование смывов с поверхностей в ЛПО

Исследование смывов с поверхностей в лечебно-профилактических организациях проводится, в первую очередь, с целью контроля качества проведенной дезинфекции и осуществления микробиологического мониторинга [6]. Согласно МУК 4.2.2942-11 «Методы санитарно-бактериологических исследований объектов окружающей среды, воздуха и контроля стерильности в лечебных организациях» [8] в отобранных смывах определяются следующие микроорганизмы: стафилококк, синегнойная палочка, бактерии группы кишечной палочки (БГКП), сальмонеллы. В то же время 58 респондентов (51,8%) при проведении производственного контроля ограничиваются определением в смывах только БГКП.

Контроль качества обработки изделий медицинского назначения

Контроль качества обработки изделий медицинского назначенияКонтроль качества обработки изделий медицинского назначения является одним из приоритетных разделов программы производственного контроля лечебно-профилактической организации. Он осуществляется на этапах дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации. Контроль качества дезинфекции изделий медицинского назначения заключается в соблюдении требований приготовления рабочих растворов дезинфектантов, индикации (при наличии экспресс-тестов) концентрации раствора, соблюдении времени контакта раствора с изделиями медицинского назначения, сроков хранения рабочих растворов. На этапе предстерилизации особое внимание уделяется качеству очистки. Для этого, не реже одного раза в день осуществляется постановка азопирамовой и (при необходимости) фенолфталеиновой проб [6]. Однако из 112 опрошенных 33 (29,5%) считают, что контроль качества предстерилизационной очистки должен осуществляться 1 раз в неделю, а 8 (7,1%) – 1 раз в месяц.

Оценка качества стерилизации медицинских изделий

Оценка качества стерилизации медицинских изделийНа вопрос, каким образом осуществляется оценка качества стерилизации правильные ответы дали 32 респондента (28,6%). Наиболее распространенной ошибкой было исключение из производственного контроля бактериологических исследований: использование тестов бактериологического контроля режимов стерилизации и исследование изделий, прошедших стерилизацию, на стерильность. Сложности вызвал вопрос, касающийся методов стерилизации изделий из пористых материалов. Только 13 опрашиваемых (11,6%) были осведомлены, что для эффективной стерилизации данных материалов в паровом стерилизаторе необходимо предварительное удаление воздуха из стерилизационной камеры с помощью вакуума.

Работа медицинского персонала при возникновении аварийных ситуаций

Работа медицинского персонала при возникновении аварийных ситуацийОтдельную проблему представляет работа медицинского персонала при возникновении аварийных ситуаций, связанных с риском инфицирования гемоконтактными инфекциями (вирусными гепатитами В, С, ВИЧ-инфекцией). На вопрос о необходимости официальной регистрации данных ситуаций правильно ответили только 72 человека (64,3%). При этом 19 респондентов (17,0%) считают, что регистрировать данную ситуацию как аварийную и принимать профилактические меры необходимо только в случае, если пациент, заведомо инфицирован одним из перечисленных возбудителей, а 21 (18,7%) – если пострадавший не привит против вирусного гепатита В. Противоречивые ответы были получены на вопрос, что входит в комплекс мер, предпринимаемых в случае возникновения аварийной ситуации. Сто процентов респондентов указали на необходимость обработки кожи и/или слизистой средствами, находящимися в специальной аварийной аптечке. Однако о необходимости приема антиретровирусных препаратов известно только 16 (14,3%) респондентам , обследования потенциального источника инфекции на маркеры ВИЧ и вирусных гепатитов В и С – 25 (22,3%), направления пострадавшего к инфекционисту – 33 (29,5%).

Результаты анкетирования

Результаты анкетированияРезультаты анкетирования наглядно показали низкий уровень информированности медицинского персонала, ответственного за организацию и проведение производственного контроля в лечебно-профилактических организациях стоматологического профиля, что существенно повышает риск развития внутрибольничных инфекций, как у пациентов, так и у персонала. Основным направлением по повышению биологической безопасности человека в условиях современной лечебно-профилактической организации представляется повышение уровня профессиональных компетенций медицинского персонала в части организации и проведения производственного контроля.

Литература
  • Козак В.С. Контроль сестринского персонала ЛПУ и его роль в улучшении качества медицинской помощи// Журнал "Главный врач", № 1. – 2005, -с. 65-86.
  • Лаптева Е. С., Цуцунава М. Р., Алешева Н. В. Инфекционный контроль в ЛПО: учебно-методическое пособие / Е. С. Лаптева, М. Р. Цуцунава, Н. В. Алешева. — СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2013. — 52 С.
  • Храпунова И.А. Производственный контроль в медицинских организациях и санитарно-эпидемиологическое сопровождение объекта.//Журнал «Санэпидемконтроль», №6. – 2012.
  • Храпунова И.А., Фокин С.Г., Хизгияев В.И. Производственный контроль в ЛПУ и его роль в профилактике внутрибольничных инфекций.//Журнал «РЭТ-инфо», №4. – 2006.
  • СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
  • СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
  • СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
  • МУК 4.2.2942-11 «Методы санитарно-бактериологических исследований объектов окружающей среды, воздуха и контроля стерильности в лечебных организациях»