Логотип «Факультета медицинского права»
Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»

Текущие и генеральные уборки в медицинских организациях

Текущие и генеральные уборки в медицинских организацияхУборки в медицинских организациях необходимы для предотвращения распространения возбудителей инфекционных заболеваний через различные поверхности. Дотрагиваясь до стола или ручки двери, человек (пациент или персонал клиники) оставляет там бактерии или вирусы, а взамен приобретает новых «пассажиров». Так инфекционные агенты быстро распространяются не только по территории лечебно-профилактической организации, но и за ее пределами (общественный транспорт, аптеки, магазины, дома и квартиры пациентов и персонала и т.п.).

Пациенты клиник различного профиля ввиду наличия основного заболевания более уязвимы для инфекционных агентов, нежели здоровые люди. Поэтому уборка в медицинской организации – это особая ответственность, которая ложится на плечи персонала.

Требования, предъявляемые к уборкам в медицинских организациях, изложены в санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).

Виды уборок в медицинских организациях

Виды уборок в медицинских организацияхПредусмотрено разделение уборок на текущие и генеральные.

Под текущей уборкой понимается влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) не реже 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке (п. 11.1 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).

Генеральные уборки также проводятся с использованием моющих и дезинфицирующих средств. При этом осуществляется обработка не только полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей, а также стен, инвентаря и светильников. Кратность проведения генеральных уборок составляет 1 раз в неделю в помещениях с асептическим режимом (операционный блок, перевязочные, родильные залы, процедурные, манипуляционные, стерилизационные и др.) и не реже 1 раза в месяц - в остальных помещениях. Кроме того, вне графика генеральные уборки проводятся при получении неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.

Еще одним отличием генеральной уборки от текущей является режим использования средств дезинфекции. Так, текущие уборки проводят по режимам, обеспечивающим гибель бактериальной микрофлоры, и только в случае загрязнении объектов кровью и другими биологическими субстратами – по противовирусному режиму. При проведении генеральной уборки всегда используют дезинфицирующие средства с широким спектром действия по режимам, обеспечивающим гибель бактерий, вирусов и грибов. Исключение составляют палатные отделения, врачебные кабинеты, административно-хозяйственные помещения, отделения и кабинеты физиотерапии и функциональной диагностики, где даже при проведении генеральной уборки используются дезинфицирующие средства по режимам, обеспечивающим гибель бактериальной микрофлоры.

Эффективная уборка помещений медицинских организаций

Эффективная уборка помещений медицинских организацийЧто нужно сделать для того, чтобы уборка помещений медицинских организаций была эффективной?

Во-первых, обеспечить целостность гигиенического покрытия обрабатываемых поверхностей. То есть поверхности стен, полов, потолков, мебели, оборудования, нагревательных приборов и др. не должны иметь сколов, щелей, трещин, иных механических повреждений, следов коррозии и т.п. Их поверхность должна быть гладкой, исключающей адсорбирование пыли (п. 4.2 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).

Во-вторых, покрытие полов, стен, потолков, мебели, оборудования, нагревательных приборов и др. должно быть выполнено из материалов, устойчивых к обработке моющими и дезинфицирующими средствами (п. 4.2 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).

В-третьих, необходимо разместить мебель и оборудование в помещениях таким образом, чтобы во время уборки были легко доступны все поверхности (пп. 6.2 и 8.2 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).

В-четвертых, правильно выбрать моющие и дезинфицирующие средства, обеспечить их надлежащее хранение и приготовление рабочих растворов (пп. 11.1–11.4 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).

В-пятых, выделить достаточное количество уборочного инвентаря, обеспечить его маркировку и хранение (пп. 11.5, 11.11 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).

В-шестых, обучить персонал технике и кратности проведения текущих и генеральных уборок (п. 11.1 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).

Как правильно выбрать моющие и дезинфицирующие средства для проведения текущих и генеральных уборок?

Как правильно выбрать моющие и дезинфицирующие средства для проведения текущих и генеральных уборок?При выборе средств для уборки в первую очередь необходимо определить:

Какое количество уборочного инвентаря необходимо для надлежащей организации уборочного процесса в клинике?

Какое количество уборочного инвентаря необходимо для надлежащей организации уборочного процесса в клинике?Необходимое для клиники количество уборочного инвентаря будет зависеть от наличия в ней тех или иных функциональных помещений.

В соответствии с требованиями п. 11.5 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ.

Так, необходимо выделить отдельный инвентарь для оперблоков, стерилизационных, кабинетов, коридоров, санузлов и т.д. Кроме того, уборочный инвентарь, используемый в одном помещении, также должен маркироваться в соответствии с его функциональным назначением: например, раздельным должен быть уборочный инвентарь для пола и стен. Целесообразно выделить отдельный уборочный инвентарь для мебели и специализированного оборудования. И, наконец, уборочный инвентарь подразделяют в зависимости от видов уборочных работ, то есть для текущих и генеральных уборок необходимо использовать раздельный инвентарь.

Обработка и хранение уборочного инвентаря

Обработка и хранение уборочного инвентаряОбслуживание уборочного инвентаря является неотъемлемой частью процесса уборки и включает в себя стирку и дезинфекцию, а также надлежащее хранение чистого инвентаря. Плохо обработанная ветошь, емкости для уборки и мопы накапливают микроорганизмы и сами становятся факторами передачи инфекции.

Санитарными правилами СанПиН 2.1.3.2630-10 (п. 11.5 раздела 1) предусмотрена возможность обработки мопов и ветоши в специально выделенных для этих целей стиральных машинах, которые устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек.

Для хранения уборочного инвентаря должно быть выделено отдельное помещение (п. 11.5 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10), оборудованное стеллажами или иными устройствами для фиксированного хранения мопов, емкостей и ветоши.

Таким образом, процесс уборки является одним из ключевых звеньев в профилактике внутрибольничного инфицирования. Несмотря на ординарность процесса уборки, медицинские организации сталкиваются с существенными трудностями при ее организации. Решение настоящих проблем возможно при наличии комплексного подхода и разработки пошаговых алгоритмов и наглядных инструкций для персонала, осуществляющего уборку и обслуживание уборочного инвентаря в каждой конкретной медицинской организации.