Медицинские кадры

Особенности профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» (новая редакция профстандарта «Специалист по педиатрии»)

Автор:
  • 3203
  • 0

Особенности профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» (новая редакция профстандарта «Специалист по педиатрии»)27 марта 2017 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 306н был утвержден профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый».

Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Учитывая наличие действующих квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённых приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н и ряд других нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты обязательны в части требований к образованию, обучению, уровню знаний, умениям и навыкам медицинских работников (подробнее об этом можно прочитать в статьях и «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения» и «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»).

В настоящее время в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты для медицинских работников:

Общая характеристика профессионального стандарта и обобщенной трудовой функции

Общая характеристика профессионального стандарта и обобщенной трудовой функцииПрофессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» был разработан в качестве замены профессиональному стандарту «Специалист по педиатрии», который утратил силу в день вступления в силу нового стандарта – 29 апреля 2017 года. Анализируя профстандарт «Врач-педиатр участковый», мы будем сравнивать его не только с прошлой версией стандарта, но и с профстандартом «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденным Минздравом практически в то же время – 21 марта 2017 года. Упомянутый стандарт уже анализировался нами в статье «Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» и его особенности». Эти стандарты имеют много очень схожих норм и очень много схожих недостатков.

Так, например, в профстандарте «Врач-педиатр участковый» основной целью деятельности врача-педиатра участкового определено «сохранение и укрепление здоровья детей» (по аналогии с «сохранение и укрепление здоровья взрослого населения» в профстандарте врача-терапевта участкового). Как мы уже отмечали, такое наименование нельзя считать корректным, поскольку Формулировка «сохранение и укрепление здоровья» заимствована из пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и обозначает она проведение профилактики в сфере охраны здоровья. Таким образом, мы вынуждены признать, что в основную цель деятельности врача-педиатра участкового не входит лечение заболеваний у детей.

В качестве обобщённой трудовой функции стандартом предусмотрено оказание медицинской помощи детям в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника. Такое определение соответствует терминологии Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Порядка оказания педиатрической помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. №366н и кажется нам намного более точным и юридически правильным чем весьма туманное «оказание медицинской помощи детям», которое было в прошлом профстандарте «Специалист по педиатрии».

В качестве возможных наименований должностей и профессий предусмотрено всего лишь одно наименование – «врач-педиатр участковый». Это представляют собой разительное отличие от предыдущей версии профстандарта («Специалист по педиатрии»), в котором для «специалиста по педиатрии» было предусмотрено 35 должностей. Новый подход представляется нам вполне правильным, поскольку исходя из определения профессионального стандарта явно следует, что он является характеристикой квалификации определенного вида профессиональной деятельности. Однако мы обращаем внимание, что поскольку данным профстандартом не охвачены такие должности (присутствующие в квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерстве здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н) как врач-педиатр и врач-педиатр городской (районный), то для них должны быть разработаны отдельные профессиональные стандарты.

Требования к образованию, обучению и опыту работы

Требования к образованию, обучению и опыту работыТребования к образованию и обучению врача-педиатра участкового, в соответствии с профстандартом, включают следующее:

  • высшее образование - специалитет по специальности «Педиатрия» завершившим обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с 2017 года или высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия»
  • или высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело» и дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности «Педиатрия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

По сравнению с предыдущим профстандартом теперь в требованиях к образованию и обучению указаны конкретные специальности, что является значительным шагом вперед. При этом, авторы профессионального стандарта сделали попытку приведения норм профстандарта в соответствия с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённым приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (в части допуска специалистов ), а также приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

Тем не менее, предложенная профстандартом редакция требований к образованию не может считаться удачной, в частности в первом абзаце требований к образованию совмещены требования к специалистам только что закончившим медицинский ВУЗ без последипломного образования (специалитет по специальности «Педиатрия» завершившим обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с 2017 года) и специалистам получившим последипломное образование (высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия»).

Если поставить целью полное соответствие профессионального стандарта приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и логике приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061, то требования к образованию и обучению должны иметь такую редакцию (должны быть выделены такие альтернативные варианты требований к образованию и обучению врача-педиатра участкового):

  • I. Высшее образование - специалитет по специальности «Педиатрия» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.
  • II. Высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
    • а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия»;
    • с дополнительным профессиональным образованием - профессиональной переподготовкой по специальности «Педиатрия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Вместе с тем, мы полагаем, что такой подход не соответствуют современным подходам к медицинскому образованию и нуждается в изменениях, что будет подробнее изложено далее.

Терминологические проблемы определения квалификации «врач-педиатр»

Терминологические проблемы определения квалификации «врач-педиатр»Согласно приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» имеется две одноименные квалификации «врач-педиатр». Так, квалификация «врач-педиатр» присваивается в случае получения высшего образования в форме специалитета по специальности 31.05.02 «Педиатрия». Но в тоже время квалификация «врач-педиатр» присваивается после подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.19 «Педиатрия». Таким образом, создается абсолютно недопустимая ситуация, когда одним термином обозначают две абсолютно разные квалификации, соответствующие двум разным специальностям и разным уровням подготовки.

Эта же ошибка перешла в приказ Минздрава России от 08.10.2015 №707н, который смешал вместе врачей различных квалификаций (единое у них – только название, да и то – вследствие небрежного отношения к терминологии авторов приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061), установив одинаковые квалификационные требования для врачей разных специальностей и уровней подготовки. Из приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н эта ошибка, в свою очередь, перешла в анализируемый нами профстандарт.

По нашему мнению, разный уровень образования и разная квалификация никак не может подразумевать занятие одной и той же должности (как это получается исходя из норм приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и профстандарта «Врач-педиатр» участковый). Мы не разделяем позиции авторов профстандарта, отождествляющих «врача-педиатра» специальности 31.05.02 с «врачом-педиатром» специальности 31.08.19 – так как первая квалификация требует лишь высшего образования в форме специалитета, а вторая – последипломного образования (с подготовкой в интернатуре/ординатуре). Вполне логичным является то, что круг трудовых функций и обязанностей у врача с последипломным образованием должен быть шире чем у только что закончившего медицинский ВУЗ специалиста. Должности и функции специалистов, имеющих уровень образования специалитет, и специалистов, имеющих уровень образования кадров высшей квалификации, не могут быть идентичными. Во-первых, это логично, а, во-вторых, это вытекает из части 9 статьи 82 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой указано, что подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников.

С учетом изложенного, Факультет Медицинского Права полагает, что Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», требует изменений. Необходимо переименовать название квалификации, которая присваивается в случае получения высшего образования в форме специалитета по специальности 31.05.02 с «врача-педиатра» на иной термин, исключающий возможность смешения термина с квалификацией по специальности 31.08.19 (например, можно предложить термин «детский врач», впрочем, подойдет и другой термин отличный от термина «врач-педиатр»).

После внесения необходимых изменений в Приказ №1061, по мнению Факультета Медицинского Права, необходимо выделять две должности с различными требованиями к ним и с отличающимися трудовыми функциями: «детский врач участковый» (как указывалось выше, возможен и другой термин) – для выпускников ВУЗов не имеющих последипломного образования в форме интернатуры/ординатуры) и «врач-педиатр участковый» (для выпускников ВУЗов с подготовкой в интернатуре/ординатуре»).

Соответственно, желательно разработать по каждой из должностей свой профстандарт или, по крайней мере, предусмотреть различия в их трудовых функциях (трудовые действия, необходимые знания и умения). Также необходимо внести изменения в приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, выделив из педиатрии новую специальность (соответствующую уровню специалитета по специальности 31.05.02) и установив для нее собственные квалификационные требования.

Требования к опыту практической работы для врача-педиатра участкового отсутствуют, что вполне закономерно, поскольку должность врача-педиатра участкового нередко является одной из первых ступенек в карьере молодого врача.

Особые условия допуска к работе

Особые условия допуска к работеКроме прохождения медицинских осмотров и отсутствия ограничений на занятия профессиональной деятельностью особые условия допуска к работе, определенные в стандарте, включают наличие сертификата специалиста по специальности «Педиатрия» и (или) свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Педиатрия».

На первый взгляд такое требование вполне соответствует действующему законодательству и, в частности, Приказу Минздрава России от 7 октября 2015 г. № 700н. Однако, как указывалось нами выше, существует две различные образовательные специальности, носящих название «Педиатрия». В процессе прохождения аккредитации предусмотрена лишь одна медицинская специальность «Педиатрия». Таким образом, на сегодня двум образовательным специальностям соответствует только одна медицинская специальность, получаемая при аккредитации (и при этом все они носят одно название – «Педиатрия»). Это еще одно следствие проблемы смешения образовательных и медицинских специальностей, о которых мы писали ранее.

В профстандарте при описании условий допуска к работе происходит смешение первичной аккредитации сразу же после окончания медицинского ВУЗа и первичной специализированной (или периодической) аккредитации. Таким образом, профстандартом предполагается, что выпускники медицинских ВУЗов без ординатуры и врачи с опытом работы будут получать аккредитацию по одной и той же специальности («педиатрия») и работать на одной и той же должности («врач-педиатр участковый»). В числе всех прочих негативных последствий такого уравнивания врачей с различными уровнями образования, хотелось бы отметить нарушение права пациента на получение, при выборе врача, информации о врачах, об уровне их образования и квалификации. В этом случае пациент не сможет понять кого обозначает должность «врач-педиатр участковый» – врача без последипломного образования или врача уже закончившего ординатуру. При этом информация об аккредитации врача также не добавит ничего нового – так как и первичная аккредитация специалистов без последипломного образования, и первичная специализированная/периодическая аккредитация проводятся по специальности «педиатрия».

Учитывая, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 06.06.2016 №352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему» специальность, полученная в ходе аккредитации заполняется в соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование (утверждена Приказом Минздрава России от 7 октября 2015 г. № 700н), считаем необходимым внести изменения в Номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, предусмотрев отдельную специальность для выпускников без последипломного образования (примером названия может быть «педиатрическое дело», по аналогии с «лечебным делом» и «медико-профилактическим делом», хотя возможны и другие названия).

После внесения изменений в Приказ Минздрава России от 7 октября 2015 г. № 700н соответствующие изменения должны быть внесены и в профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый».

Другие характеристики обобщенной трудовой функции

Другие характеристики обобщенной трудовой функцииИз других характеристик трудовой функции врача-педиатра участкового в профессиональном стандарте выделено:

  • дополнительное профессиональное образование;
  • соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами;
  • соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Факультет Медицинского Права вынужден повторить замечание уже указанное в статье о профстандарте «Врача-лечебник (врач-терапевт участковый)»: следуя формулировкам профессионального стандарта, врач-лечебник должен соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии исключительно с пациентами, их законными представителями и коллегами. Таким образом, если читать нормы стандарта буквально, врач может не соблюдать этические принципы с родственниками пациентов, специалистами смежных профессий и т.д. По нашему мнению, в профстандарте необходимо не ограничивать соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии определенным кругом лиц – врач должен соблюдать эти принципы в отношении с любым человеком.

Вместе с тем нам кажется гораздо более правильным среди других характеристик обобщенной трудовой функции выделить не просто «знание законодательства в сфере охраны здоровья…» (как это было сделано в профстандарте «Врача-лечебник (врач-терапевт участковый)»), а «соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья…». Такая формулировка более правильна в юридическом контексте так как знание законодательства не гарантирует его соблюдения, и сам врач несет ответственность именно за несоблюдение законодательства (навряд ли факт того, что он был знаком с законодательными нормами, но не стал соблюдать их, станет обстоятельством, смягчающим ответственность).

Описание дополнительного профессионального образования, приведенного в качестве характеристики обобщенной трудовой функции в целом аналогично предыдущей редакции стандарта («Специалист по педиатрии»). Единственным существенным различием стало пополнение разновидностей дополнительного профессионального образования формированием профессиональных навыков через наставничество.

При этом Факультет Медицинского Права продолжает придерживаться мнения (которое было подробно изложено в статье «Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя») о том, что дополнительное профессиональное образование медицинских работников должно входить в раздел «Требования к образованию и обучению», а не в «Другие характеристики».

Трудовые функции врача-педиатра участкового

Трудовые функции врача-педиатра участковогоК трудовым функциям врача-педиатра участкового, профессиональный стандарт относит:

  • обследование детей с целью установления диагноза;
  • назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности;
  • реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей;
  • проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарно-просветительной работы, среди детей и их родителей;
  • организация деятельности медицинского персонала и ведение медицинской документации.

Для каждой из этих функций профстандартом предусмотрены трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания. К сожалению, объем данной статьи не позволяет изложить детальный анализ каждой из них. Тем не менее, можно утверждать, что формулировки, которые содержаться в описании составных трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний в ряде случаев нуждаются в уточнении либо изменении. Приведем ряд примеров.

Если сравнивать данные трудовые функции с трудовыми функциями врача-терапевта участкового, закрепленными в одноименном профстандарте, то в глаза сразу же бросается отсутствие в профстандарте врача-педиатра участкового отдельной трудовой функции по оказанию детям медицинской помощи в неотложной или экстренной формах. Отдельные действия, знания и умения, связанные с выполнением данной трудовой функции включены в состав трудовых функций «обследование детей с целью установления диагноза» и «назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности» Безусловно, экстренная и неотложная помощь детям не является основным видом деятельности участкового врача-педиатра. Тем не менее, мы считаем вполне вероятной ситуацию, когда участковый врач педиатр на вызове сталкивается с ситуацией, угрожающей жизни ребенка, включая состояние клинической смерти у ребенка. По нашему мнению, указанные действия, знания и умения должны быть включены в профессиональный стандарт в качестве отдельной трудовой функции (в качестве аналогии можно использовать их описание в профстандарте «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» с поправкой на детский возраст пациента). Кроме того, описания отдельных трудовых действий в рамках этой желательно скорректировать, учитывая формулировки профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» - так, например, по нашему мнению, следует говорить не только об «оценке клинической картины болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям» (формулировка анализируемого профстандарта), а о «распознавании болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям и оценке их клинической картины».

А я угадаю диагноз с первого взгляда

А я угадаю диагноз с первого взглядаВызывает вопросы и функция «обследование детей с целью установления диагноза». Так указанная функция практически не включает в себя действия, умения и знания, связанные непосредственно с обследованием. Из норм профстандарта создается впечатление, что обследование ребенка должно ограничиваться внешним осмотром и сбором анамнеза. Как и в профстандарте «врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», в профстандарте «врач-педиатр участковый» в описании необходимых умений и трудовых действий отсутствуют лабораторные и инструментальные исследования (кроме антропометрии), а действия врача ограничиваются направлением на лабораторные/инструментальные исследования интерпретацией их результатов. Мы полагаем, что участковый педиатр вполне способен самостоятельно проводит ряд простых инструментальных исследований – таких как термометрия, тонометрия, фарингоскопия и т.д. В пользу самостоятельного проведения данных исследований педиатром свидетельствует и оснащение кабинета врача-педитарта участкового утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. №366н и включающее, в частности термометр медицинский, тонометр, стетофонендоскоп, шпатели, а также включение в профстандарт умения «пользоваться медицинской аппаратурой, которая входит в стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового в соответствии с порядком оказания медицинской помощи». Однако в анализируемом профстандарте не предусмотрены действия участкового педиатра, соответствующие указанному умению.

Более того, профстандатр «врач-педиатр участковый» в описании обследований даже еще более неточен чем профстандарт «врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», который, как мы указывали выше, и сам далек от идеального. В частности, в профстандатре «врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» по крайней мере устанавливалось, что врач-терапевт участковый должен владеть техникой проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Что же качается врача-педиатра участкового, то руководствуясь профстандартом, ему достаточно лишь осмотреть ребенка – о пальпации, перкуссии и аускультации в профстандарте не упоминается.

Выписыванием лекарственных препаратов пусть займется кто-то другой

Выписыванием лекарственных препаратов пусть займется кто-то другойТакже в профстандарте не отражена одна из важнейших, на наш взгляд, функций врача-педиатра участкового – выписывание лекарственных препаратов. Факультет Медицинского Права обращает внимание, что в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н, «выписывание» и «назначение не являются синонимами (ряд норм упомянутого порядка касаются исключительно выписывания, в то время как ряд других – исключительно назначения). Исходя из норм профессионального-стандарта, участковый врач-педиатр может только назначать препараты, но не выписывать рецепты на них.

Приверженность к лечению или самолечению?

Приверженность к лечению или самолечению?Ряд трудовых действий, возложенных на участкового врача-педиатра и отраженных в его трудовых функция, сформулированы двусмысленно и нечетко: «формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, приверженности лечению», «формирование приверженности матерей к грудному вскармливанию», «формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, элементов здорового образа жизни» и т.д.

Так, например, не вполне понятно, что может пониматься под «приверженностью» лечению» – если это выполнение назначений и рекомендаций лечащего врача (включая правила приема медикаментозных средств и проведения немедикаментозной терапии), то это необходимо сформулировать соответствующем образом. Формулировка, приведённая в профстандарте не дает ответа на вопрос, к какому именно лечению ребенка должна формироваться приверженность? И кто именно будет проводить лечение, приверженность к которому формирует участковый педиатр? В данном случае под «приверженность лечению» может пониматься склонение родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, к самолечению ребенка.

«Формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, элементов здорового образа жизни» также далеко выходит за рамки функций педиатра. В соответствии с пунктом 4 Порядка оказания педиатрической помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. №366н, педиатрическая помощь включает в себя формирование здорового образа жизни детского населения (но не их родителей). Кроме того, непонятно, почему в профстандарте речь идет лишь об элементах здорового образа жизни, а не о здоровом образе жизни в целом. С другой стороны, мы согласны с тем, что образ жизни родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, оказывает непосредственное влияние на здоровье ребенка. С учетом изложенного, оптимальным вариантом представляется редакция «формирование у детей здорового образа жизни, а также разъяснение родителям (законным представителям) и лицам, осуществляющим уход за ребенком, влияния здорового образа жизни на здоровье ребенка».

Грудное вскармливание всегда и везде

Грудное вскармливание всегда и вездеЧто же касается «формирование приверженности матерей к грудному вскармливанию», то данное определение профстандарта предписывает врачу-педиатру участкового рекомендовать грудное вскармливание всем кормящим матерям без исключения. Тем не менее, существуют абсолютные (дети с классической галактоземией, дети с болезнью «кленового сиропа» (валино-лейцинурия), дети с фенилкетонурией, ВИЧ-инфицирование матери) и относительные противопоказания к грудному вскармливанию. Применение грудного вскармливания в подобных случаях может привести к смерти либо к тяжелой инвалидности ребенка. Мы считаем, что формулировка профстандарта «формирование приверженности матерей к грудному вскармливанию» должна быть заменена на «разъяснение матерям преимуществ грудного вскармливания (при отсутствии противопоказаний)».

«За бортом» или о потере трудовых функций

«За бортом» или о потере трудовых функцийВ то же время, многие трудовые функции и действия, присущие участковому врачу педиатру (и закрепленные в законодательстве) не были отображены в профстандарте.

Так, в частности Правилами организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. №366н на врача-педиатра участкового (кабинет врача-педиатра участкового) возложены, в частности, такие функции как: проведение работы по охране репродуктивного здоровья детей, обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства; организация работы стационара на дому; проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции и туберкулеза; проведение врачебного консультирования и профессиональной ориентации детей; подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия.

На наш взгляд, трудовые функции врача-педиатра участкового необходимо привести в полное соответствие с существующей нормативно-правовой базой, регулирующей его профессиональные права и обязанности (включая порядки и стандарты оказания медицинской помощи и т.д.). Как и в случае с профстандартом «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», Факультет Медицинского Права заостряет внимание на необходимости обеспечения соответствия норм профессионального стандарта и иных правовых актов в области медицины.

Ряд функций могут быть включены в качестве трудовых действий в уже существующие функции: например, «проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции и туберкулеза» может быть включено в качестве трудового действия в функцию «проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарно-просветительной работы, среди детей и их родителей»; «подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия» – в трудовую функцию «организация деятельности медицинского персонала и ведение медицинской документации» и т.д.

В тоже время некоторые функции настолько важны, что заслуживают включения в профстандарт в качестве отдельных трудовых функций. В качестве примера можно привести «обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства», которая подразумевает свои собственные трудовые действия, знания и умения.

Резюме

Резюме к статье «Особенности профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» (новая редакция профстандарта «Специалист по педиатрии»)»В результате проведенного анализа профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» возможно прийти к выводу, что данный профстандарт представляет собой значительный шаг вперед по сравнению со своей предыдущей версией («Специалист по педиатрии»). В то же время, он имеет и значительное количество недостатков, большинство из которых аналогичны недостаткам профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», который мы также анализировали. Разумным представляется параллельная подготовка и внесение изменений в указанные два стандарта. Вместе с тем не следует забывать и о том, что профстандарту «Врач-педиатр участковый» присущи и свои собственные недочеты (как правило в отношении несоответствия трудовых функций и их составных действующему законодательству РФ), которые могут быть скорректированы, не дожидаясь внесения изменений в другие профстандарты.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
23 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии
comments powered by HyperComments