Медицинские кадры

Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Автор:
  • 3436
  • 0
Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

7 ноября 2017 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 768н был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». Ознакомившись с данным стандартом, подробный юридический анализ которого будет представлен далее, так и хочется сделать один большой, но лаконичный вывод: уважаемые законотворцы, организация здравоохранения - это ведь не только руководство медицинской организацией. Однако не будем забегать вперед, а начнем плавно с введения, рассказывающего о том, что вообще представляет собой профессиональный стандарт с юридической и практической точек зрения. Однако, уважаемый читатель, мы попытались не усложнять Вам жизнь и в силу достаточно большого объема представленной информации, решили сперва предложить Вашему вниманию содержание аналитического заключения, чтобы Вы могли сразу же перейти к необходимому и интересующему Вас разделу.

Содержание:

  1. Профессиональный стандарт в системе законодательных норм
  2. Общая характеристика профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»
  3. Трудовая функция «Оказание медицинской помощи в экстренной форме»
  4. Трудовая функция «Ведение статистического учета в медицинской организации» (врач-статистик)
  5. Трудовая функция «Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации» (врач-методист)
  6. Трудовая функция «Управление структурным подразделением медицинской организации» (заведующий структурного подразделения)
  7. Трудовая функция «Управление организационно-методическим подразделением медицинской организации» (заведующий структурного подразделения)
  8. Трудовая функция «Управление процессами деятельности медицинской организации» (заместитель руководителя, заведующий структурного подразделения)
  9. Трудовая функция «Управление медицинской организацией» (главный врач, директор)
  10. Резюме

Профессиональный стандарт в системе законодательных норм

Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Учитывая наличие действующих квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённых приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н и ряд других нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты обязательны в части требований к образованию, обучению, уровню знаний, умениям и навыкам медицинских работников (подробнее об этом можно прочитать в статьях и «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения» и «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»).

В частности, в России утверждены следующие профессиональные стандарты:

Общая характеристика профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» – представляется нам одним из важнейших профессиональных стандартов в сфере здравоохранения. Дискуссии о том, кем же в первую очередь должен быть специалист в области организации здравоохранения – успешным управленцем (или выражаясь современным языком - менеджером) или все же врачом, идут в медицинском сообществе, наверное, уже не первое десятилетие. Данный стандарт имеет ключевое значение для профессиональной медицинской деятельности еще и потому, что именно специалисты в области организации здравоохранения и общественного здоровья как правило занимают руководящие должности в медицинских организациях и именно они имеют реальные рычаги влияния на функционирование медицинской организации в целом.

В соответствии с принятым профессиональным стандартом основная цель деятельности специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья определена как «обеспечение деятельности организации здравоохранения, направленной на укрепление общественного здоровья и совершенствование управления медицинской организацией». Данное определение нельзя считать полностью неудачным, однако, на наш взгляд, некоторым его недостатком является то, что деятельность в сфере организации здравоохранения для такого специалиста ограничивается исчерпывающем перечнем направлений: 1) укреплением общественного здоровья и 2) совершенствование управления медицинской организацией. Однако, деятельность по организации здравоохранения может ставить перед собой и другие цели. Стилистически неверно и использование словосочетания «обеспечение деятельности организации здравоохранения»: такое словосочетание несёт риск истолкования «организации здравоохранения» не в качестве вида деятельности (как это подразумевается исходя из содержания профстандарта, а как синонима к «медицинским организациям». Более разумно, на наш взгляд говорить об «обеспечении деятельности по организации здравоохранения».

Кроме того, заявленная в профстандарте цель не соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденному Приказом Минобрнауки России от 26.08.2014 № 1114, согласно п.4.1 которого область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры по данной специализации, включает охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания высококвалифицированной медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения (в целях, определенных профстандартом, данная норма полностью игнорируется, а в самом содержании профстандарта представлена в очень урезанном виде).

Таким образом, Факультет Медицинского Права считает более целесообразным (и более отвечающим нормам законодательства) сформулировать основную цель деятельности специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья в такой редакции: «Обеспечение деятельности по организации здравоохранения, направленное, в частности, на укрепление общественного здоровья, совершенствование управления медицинской организацией, обеспечение оказания высококвалифицированной медицинской помощи пациентам и иной деятельности, направленной на охрану здоровья граждан».

В качестве обобщённых трудовых функции стандартом предусмотрено:

  • ведение статистического учета в медицинской организации,
  • организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации,
  • управление структурным подразделением медицинской организации;
  • управление организационно-методическим подразделением медицинской организации;
  • управление процессами деятельности медицинской организации,
  • управление медицинской организацией.

Различные обобщенные трудовые функции предполагают работу на различных должностях, а также предусматривают различные требования к опыту практической работы (они будут детально проанализированы ниже в соответствующих разделах статьи).

Требования к образованию и обучению стандартны для всех обобщенных трудовых функций, кроме управления структурным подразделением медицинской организации, (требования у которой значительно отличаются) и предполагают:

  • наличие высшего образования - специалитета по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» и подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из медицинских специальностей

    или (к сожалению, в профстандарте слово «или» отсутствует, поэтому о том, что необходимо любое высшее образование среди перечисленных, а не два высших образования одновременно, можно догадаться только из контекста. Если же читать требования профстандарта буквально, то он требует от специалистов иметь как минимум 2, а для некоторых трудовых функций – и 3 высших медицинских образования по различным специальностям).

  • наличие высшего образования - специалитета по специальности «Сестринское дело» и подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» для лиц, завершивших обучение до 31 августа 2017 г.

Некоторые отступления от вышеприведённых требований предусмотрены для ведения статистического учета в медицинской организации и управления медицинской организацией и будут рассмотрены ниже в соответствующих разделах.

Также у всех обобщенных трудовых функций (кроме управления структурным подразделением медицинской организации) практически аналогичны особые условия допуска к работе:

  • наличие сертификата специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • наличие сертификата специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Управление сестринской деятельностью»;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

Отметим, что подобная формулировка особых требований в части требований к сертификату/аккредитации представляется нам неудачной, поскольку может толковаться как требующая наличия сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации специалиста и по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и по специальности «Управление сестринской деятельностью». По нашему мнению, более корректно было бы сформулировать это требование как «наличие сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или по специальности по специальности «Управление сестринской деятельностью».

Кроме того, все обобщенные трудовые функции имеют общие «другие характеристики»: дополнительное образование с целью профессионального роста и обеспечения соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, формирование профессиональных навыков через стажировки, использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары), тренинги в симуляционных центрах, участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях, участие в системе НМО (непрерывного медицинского образования).

Обращает на себя внимание (особенно по сравнению с другими профессиональными стандартами) то, что среди предусмотренных стандартом разновидностей дополнительного профессионального образования отсутствует наставничество. Очевидно составители стандарта не слышали выражения «homо ornat locum, nоn locus hominem» (лат. – Не место красит человека, а человек место) и полагают, что сам факт окончания ординатуры по специальности «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» уже делает такого новоиспеченного выпускника умнее и опытнее врачей с многолетним стажем, а потому – не нуждающимся в наставничестве.

Также среди «других характеристик» выделено соблюдение врачебной тайны, Клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их законными представителями), коллегами. Кроме того, от специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, согласно профстандарту, ожидают знания законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе прав граждан в сфере охраны здоровья, соблюдения требований охраны труда и пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка.

Разделяя заботу авторов профессионального стандарта о правах граждан и пожарной безопасности, отмечаем, что на наш взгляд, не меньшее (а возможно – и большее) значение для специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья (напомним, что данные специалисты уполномочены занимать руководящие должности в медицинских организациях до главного врача включительно) имеет знание законодательства России в сфере деятельности медицинских организаций, а также прав медицинских работников. Профессиональный стандарт явно отдает предпочтения обеспечению прав граждан в то время как, по мнению Факультета Медицинского Права, специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья (в особенности занимающий должность заведующего отделением, заместителя главного врача, главного врача и т.д.) должен в своей работе учитывать, как права/интересы пациентов, так и права/интересы медицинских работников медорганизации, в которой он работает, а в случае работы на руководящей должности – еще и обеспечивать соблюдение баланса этих интересов.

Трудовая функция «Оказание медицинской помощи в экстренной форме»

Все шесть обобщенных трудовых функций имеют в своем составе различные трудовые функции – что вполне естественно. Тем не менее, одна из трудовых функций характерна для всех без исключения обобщенных трудовых функций. Это оказание медицинской помощи в экстренной форме.

Таким образом, любой специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья вне зависимости от своей должности и места работы должен уметь оказывать медицинскую помощь в экстренной форме. Это корреспондируется с нормой части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно, а отказ в ее оказании не допускается.

Однако, анализируя обобщённые трудовые функции, исполняемые специалистом в области организации здравоохранения и общественного здоровья, а также предлагаемые для него должности, следует отметить, что ни в одной из них не предполагается постоянного и систематического оказании экстренной медицинской помощи (систематическое оказание экстренной медицинской помощи является прерогативой таких врачебных специальностей как врач-анестезиолог-реаниматолог и врач скорой помощи).

В методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.04.2013 №170н, дано следующее определение трудовой функции – «система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции».

Исходя же из утвержденного профессионального стандарта «Специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья», указанный специалист должен оказывать экстренную медицинскую помощь в любом случае (так как это его трудовая функция), даже при наличии рядом врача скорой помощи - что не соответствует ни профессиональному профилю специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, ни сложившейся медицинской практике.

Таким образом, для специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья оказание экстренной медицинской помощи при чрезвычайных обстоятельствах (например, отсутствии других врачей) является законодательно закрепленной обязанностью, а не трудовой функцией и не должно закрепляться в профессиональном стандарте.

Кроме того, при описании трудовой функции «оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме» существуют и другие недостатки. «Применение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме» - это излишне растяжимая и неопределенная формулировка (какие именно изделия медицинского назначения должен уметь применять специалист? Ведь некоторые из них достаточно сложны в обращении. Должен ли он уметь применять, например, портативный аппарат искусственной вентиляции легких?).

По мнению Факультета Медицинского Права, если составители профессионального стандарта считают принципиальным наличие в нем трудовой функции по оказанию медицинской помощи пациентам в экстренной форме, то тогда им необходимо конкретизировать трудовые действия, умения и знание, которые будут требоваться от специалиста в связи с оказанием экстренной медицинской помощи (в частности, уполномочен ли он на осуществление аппаратной сердечно-легочной реанимации, дефибрилляции, интубации, коникотомии, должен ли знать основы анестезиологии, уметь снимать и расшифровывать ЭКГ, знать особенности применения наркотических и сильнодействующих препаратов и т.д.).

Также обращаем внимание на техническую ошибку составителей стандарта. Несмотря на то, что описание трудовой функции «оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме» во всех обобщённых трудовых функциях тождественно (совпадение до буквы), уровень квалификации для оказания медицинской помощи пациентам в экстренной форме в рамках ведения статистического учета в медицинской организации; организационно-методической деятельности и организация статистического учета в медицинской организации оценен как «7», а в рамках управления структурным подразделением медицинской организации; управления организационно-методическим подразделением медицинской организации; управления процессами деятельности медицинской организации, управления медицинской организацией оценен как «8».

Таким образом выполнение одной и той же трудовой функции (напоминаем о побуквенном совпадении!), причем абсолютно не связанной с управлением, по мнению авторов профстандарта требует различной квалификации в зависимости от должности специалиста и наличия у него руководящих полномочий. Иными словами, авторы профстандарта утверждают, что квалификация необходимая для осуществления, например, базовой сердечно-легочная реанимации, различается в зависимости от того, обладает ли врач руководящими полномочиями. Согласно профстандарту у руководителей квалификация (даже для проведения такой простой процедуры как непрямой массаж сердца) «по определению» выше, чем у аналогичного специалиста, но без руководящих полномочий.

Обобщенная трудовая функция «Ведение статистического учета в медицинской организации» (врач-статистик)

Данная обобщенная трудовая функция предполагает, что должность специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, осуществляющего ее, будет называться «врач-статистик».

Требования к образованию и обучения для выполнения данной обобщенной трудовой функции отличаются тем, что в дополнение к специалистам, отвечающие стандартным требованиям (см. выше в разделе «Общая характеристика профессионального стандарта»), ее могут выполнять и выпускники, окончившие специалитет по специальности «Медицинская кибернетика».

Соответственно, особые условия допуска к работе, помимо стандартных условий (см. выше в разделе «Общая характеристика профессионального стандарта»), предполагают для лиц, завершивших обучение после 1 января 2017 г. свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Медицинская кибернетика».

Стаж практической работы для работы на должности врача-статистика не требуется.

Факультет Медицинского Права считает изложенные в профессиональном стандарте требования к осуществлению данной трудовой функции крайне неудачными по следующим причинам:

  1. В соответствии с профессиональным стандартом на должность врача-статистика могут претендовать как специалисты с окончившие ординатуру/интернатуру, так и специалисты только что окончившие специалитет и не имеющие подготовки в ординатуре/интернатуре, как и опыта практической работы. Таким образом, выполнять одинаковые трудовые функции, а также занимать одну и ту же должность смогут специалисты с разными уровнями квалификации, что на наш взгляд, абсолютно недопустимо.
  2. Данная обобщенная трудовая функция и данная должность («врач-статистик») для врачей со специальностью «Медицинская кибернетика» уже описана в профессиональном стандарте «Врач-кибернетик», утвержденном Приказом Минтруда России от 04.08.2017 № 610н. Таким образом, создается правовая коллизия, когда одна трудовые функции на одной и той же должности регулируется двумя различными нормативно-правовыми актами. Непонятно кем же все-таки является врач-статистик, окончивший специалитет по специальности «Медицинская кибернетика», но не учившийся в ординатуре/интернатуре – специалистом в области организации здравоохранения и общественного здоровья или все же врачом- кибернетиком? Из этого вопроса следует другой: каким профстандартом пользоваться выпускнику специалитета по специальности «Медицинская кибернетика», принятому на должность врача-статистика: профстандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» или профстандартом «Врач-кибернетик»?
  3. Обращаем внимание, что в особых условиях допуска к работе не говорится о том, что для лиц, завершивших обучение после 1 января 2017 г., свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Медицинская кибернетика» необходимо предоставлять вместо наличия сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» («Управление сестринской деятельностью). Наоборот, формулировку профессионального стандарта можно понять, как требование от лиц, завершивших обучение после 1 января 2017 г, предоставлять свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Медицинская кибернетика» в дополнение к сертификату специалиста/свидетельству об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» («Управление сестринской деятельностью»).

С учетом замечаний, высказанных выше, мы считаем целесообразным удалить из профессионального стандарта нормы, касающиеся работы молодых специалистов, окончивших специалисте по «Медицинской кибернетике» на должности врача - статистика (так как этот вопрос уже урегулирован в профессиональном стандарте «Врач-кибернетик»)

Для врача-статистика в принятом профстандарте предусмотрено две трудовые функции:

  • выполнение статистического учета и составление отчетности медицинской организации;
  • оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме.

Анализ функции «выполнение статистического учета и составление отчетности медицинской организации» дает оснований заметить, что в ней проигнорированы такие важнейшие обязанности врача-статистика как составление программы исследования по конкретным задачам здравоохранения, получение и оценка показателей качества лечебной и профилактической работы, показателей диспансеризации, использование при анализе основные статистических методов: комбинационных таблиц, графических изображений, относительных и средних величин, сравнения в динамике, методы стандартизации, оценки достоверности относительных и средних величин, анализ и оценка медико-демографических показателей конкретной территории, показателей заболеваемости (по обращаемости, госпитализации) с временной утратой трудоспособности, показателей выхода на инвалидность т.д. (данные обязанности закреплены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утверждённом Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н).

Необходимые знания и умения в профессиональном стандарте также значительно сокращены по сравнению с Единым квалификационным справочником. Так, там где ЕКС требует знаний «организации статистической службы на различных иерархических уровнях; методики статистического и клинико-статистического исследования (дисперсионный, корреляционный анализ, непараметрические методы и т.д.); теории и методов санитарной статистики; статистики здоровья населения; статистики здравоохранения; вопросов международной статистики; основ медицинской кибернетики; правил автоматизированной обработки статистических материалов» профстандарт ограничивается знаниями «теории и методов статистики», не конкретизируя, какие именно теоретические знания и какие именно статистические методы должен знать и использовать врач-статистик.

Обращаем внимание, что на подобные недостатки Факультет Медицинского Права уже обращал внимание при анализе профессионального стандарта «Врач-кибернетик», но большинство из них (несколько замечаний все же были учтены) перешло и в профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».

В завершении отметим, что должность врача-статистика (кстати аналогично должности врача-методиста, о которой большей частью будет сказано ниже) в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, а также Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденными Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, привязана одновременно к 3-м «управленческим» специальностям в области здравоохранения - «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы», «Управление сестринской деятельностью». Нам представляется, что такие должности требуют введения отдельных специальностей, таких как «Медицинская методика» и «Медицинская статистика» соответственно. Данное предположение подтверждается, на наш взгляд, еще и тем, что у работников со средним медицинским образованием имеется специальность «Медицинская статистика» (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 № 176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»).Также отметим, что обязанности врачей, занимающих данные должности, носят на самом деле организационно-распорядительный характер, то есть лица их исполняющие являются должностными лицами, а не врачами-специалистами (лицами, осуществляющими профессиональную медицинскую деятельность), несмотря на то, что должность врача-статистика и врача-методиста отнесены к категории врачей-специалистов (Приказ МЗ СР № № 541н и Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н). Такое положение дел вызывает вопросы, поскольку такие врачи не оказывают медицинских услуг помимо экстренной медицинской помощи в чрезвычайных обстоятельствах. Нам представляется, что такие должности должны быть выведены из раздела «Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи)» (п. 1.2. Приказа Минздрава № 1183н) и переведены в раздел «Должности руководителей» (п. 1.1. Приказа Минздрава № 1183н) с изменением своего наименования на «Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и др.) медицинской организации — «Врач-статистик»/«Врач-методист». Этот вариант имеет существенный недостаток - руководящие должности априори требуют стажа работы, поэтому то альтернативным и более целесообразным, на наш взгляд, вариантом является помещение данных должностей в самостоятельный раздел — например, «Иные должности медицинских работников» с сохранением оригинальных наименований.

Обобщенная трудовая функция «Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации» (врач-методист)

Данная обобщенная трудовая функция предполагает, что специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья, осуществляющий ее, будет работать на должности врача-методиста.

Требования к образованию и обучения, а также особые условия допуска к работе стандартны для специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья (см. выше в разделе «Общая характеристика профессионального стандарта»).

Стаж практической работы для работы на должности врача-методиста не требуется.

Аналогично замечаниям, высказанным к врачу-статистику, отмечаем, что согласно Приказам Минздрава России № 1183н и № 541н, должность врача-методиста относится к врачам-специалистам, а не руководителям и не предусматривает функций, связанным с организацией здравоохранения. Полагаем целесообразным, пересмотреть либо подходы к профессиональным требованиям к врачу-методологу, не увязывая их с организацией здравоохранения, либо, если продолжать рассматривать эту должность как предназначенную для специалистов по организации здравоохранения, дополнить ее трудовые функции руководящими компетенциями, связанными с организацией здравоохранения (с изменением названия должности или без изменения таковой, но с переносом должности врача статистика в раздел должностей руководителей или в раздел «Иные должности медицинских работников» и внесением соответствующих изменений в Приказы Минздрава России № 1183н и № 541н).

Указанная обобщенная трудовая функция содержит 3 трудовые функции:

  • организация статистического учета в медицинской организации;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме;
  • ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации.

Замечания к первым двум трудовым функциям изложены выше, в соответствующих разделах.

Детальный анализ функции «ведение организационно-методической деятельности в медицинской организации» позволяет прийти к заключению, что требования к врачу-методисту и его трудовые действия, изложенные в профстандарте, не соответствуют должностным обязанностям и требованиям к знаниям, предусмотренным Единым квалификационным справочником. Так, например, в Едином квалификационном справочнике предусмотрены такие должностные обязанности врача-методиста как: составление проекта плана развития здравоохранения региона, района, медицинской организации для включения его в план социально-экономического развития региона (района), планирование на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развития различных видов медицинской помощи населению, организация работы в медицинских организациях региона (района) по внедрению передового опыта элементов научной организации труда в организациях, организация системы контроля исполнения запланированных мероприятий, инструктаж работников медицинских организаций по вопросам организационно-методической работы. Все вышеуказанные должностные обязанности не нашли своего отражения в профессиональном стандарте.

Вместе с тем, профессиональный стандарт возлагает на врача-методиста ряд трудовых действий, прямо не связанных с организационно-методической деятельности в медицинской организации, и относящихся, скорее, к административно-финансовой, хозяйственной, и кадровой сферам.

Так, например, в профессиональном стандарте к организационно методической деятельности врача-методиста отнесены: планирование кадрового обеспечения медицинской организации, планирование потребности медицинской организации в ресурсах (мы полагаем, что составителям профстандарта необходимо было все же уточнить, какие именно ресурсы имеются в виду – финансовые, материально-технические или кадровые), планирование финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации.

Факультет Медицинского Права считает, что данные нормы несут значительную угрозу самим основам функционирования медицинской организации. Так непонятно сможет ли работник с высшим медицинским образованием (но без соответствующего экономического образования!) составить план финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации и, если сможет, то насколько профессиональным и эффективным будет составленный план.

По нашему мнению, затронутые сферы планирования конечно же очень важны, но не имеют непосредственного отношения к методической деятельности и должны решаться соответствующими подразделениями медицинской организации – отделом кадров, планово-финансовым отделом, заместителем главного врача по административно-хозяйственной части и т.д.

Кроме того, обращаем внимание на резкое сокращение в профстандарте, по сравнению с Единым квалификационным справочником, требований к знаниям врача-методиста. В частности, в профессиональном стандарте проигнорированы: знание организации амбулаторно-поликлинической помощи населению; организации стационарной помощи населению; организации лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий; организации специализированной помощи населению; организации медицинской помощи сельскому населению; организации акушерско-гинекологической помощи; организации медицинской помощи подросткам; организации медицинской помощи детям; организации скорой и неотложной помощи населению; правил действия при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; организации диспансеризации населения; основ управления здравоохранением; основ планирования и экономики здравоохранения; теории и методов санитарной статистики; вопросов международной статистики; основ медицинской кибернетики.

Отмечаем, что согласно профстандарту врач-методист вообще не обязан знать основ организации различных видов медицинской помощи. При этом возникает вопрос без ответа: как же он сможет вести методическую работу без знаний организации различных видов медицинской помощи? И может ли он в таком случае называться «специалистом по организации здравоохранения»?

Эти вопросы не являются пустой юридической схоластикой, а, наоборот, имеют самое прямое отношение к практическому аспекту здравоохранению. Например, мы полагаем, что освобождение (с помощью профстандарта) врача-методиста от обязанности знать правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций (чума, холера, натуральная оспа, лихорадки Эбола, Марбург, Ласса и т.д.) может привести к катастрофическим последствиям при возникновении эпидемической вспышки любой из особо опасных инфекций.

Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию о работе медицинских организаций.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Обобщенная трудовая функция «Управление структурным подразделением медицинской организации» (заведующий структурного подразделения)

Данная обобщенная трудовая функция предполагает, что специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья, осуществляющий ее, будет работать на должности заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации - врача-специалиста.

Требования к образованию и обучения для выполнения данной обобщенной трудовой функции включают в себя наличие высшего образования - специалитета по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» и обучение по программе интернатуры/ординатуры по основной специальности.

Обращаем внимание, что для выполнение данной функции (и соответственно работы на должности заведующего (начальника) структурного подразделения медицинской организации), в отличие от других трудовых функций, не требуется обучение по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Вместо этого необходимо лишь пройти обучение в интернатуре/ординатуре по своей основной специальности. Факультет Медицинского Права приветствует данное решение, поскольку вполне логично, что заведующий отделением должен, в первую очередь быть высококвалифицированным врачом по профилю отделения, и лишь во вторую очередь – управленцем. Ведь значительная часть решений, принимаемых заведующим отделением (например, решение о переводе пациента в другое отделение) требует специальных медицинских знаний по соответствующей специальности. Вместе с тем отмечаем, что нам кажется несколько сомнительным подход, согласно которому повышать квалификацию необходимо по специальности, которой врач не обучался, то первоначальное получение специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» может быть получено только путем прохождения профессиональной переподготовки, а не путем повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе кроме прохождения медосмотров и отсутствия ограничений, связанных с медицинской деятельностью, требуют наличия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по основной специальности и повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

В связи с этим, еще раз обращаем внимание на то, что для должности заведующего (начальника) структурного подразделения медицинской организации требуется повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а не переподготовка.

Требования к опыту практической работы составляют не менее 3 лет стажа работы врачом-специалистом.

Отметим, что установленные требования к опыту практической работы противоречат требованиям, установленным Единым квалификационным справочником к заведующему структурным подразделением - врачу-специалисту (ЕКС предусматривает не менее 5 лет стажа работы по специальности).

Указанная обобщенная трудовая функция содержит 4 трудовые функции:

  • организация деятельности структурного подразделения медицинской организации;
  • планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации;
  • контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме.

Данные трудовые функции в целом неплохо описывают трудовые действия заведующего отделением, требуемые от него умения и знания, но все-таки не лишены ряда недостатков.

Так, например, среди трудовых действий упоминается «работа во врачебной комиссии медицинской организации». Однако такое определение представляется нам излишне лаконичным. Ведь в пункте 10 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н, уточнено, что руководители структурных подразделений медицинской организации не просто работают в составе врачебной комиссии, но и могут назначаться председателями подкомиссий врачебной комиссии.

К сожалению, среди трудовых действий заведующего (начальника) структурного подразделения медицинской организации отсутствует контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи при выполнении медицинским персоналом перечня работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации, для лечения заболевания, состояния больного, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи

Также весьма сомнительно отнесение разработки проектов локальных актов медицинской организации к трудовой функции «контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации». По нашему мнению, речь должна идти скорее о контроле соблюдения работниками локальных актов медицинской организации.

Встречаются при описании трудовых функций заведующего (начальника) структурного подразделения медицинской организации и ненужные дублирования. Так, например, «планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации» - это как название трудовой функции в целом, так и название отдельного трудового действия, входящего в ее состав.

Кроме того, отмечаем, что некоторые словосочетания и обороты необходимо переформулировать с учетом правил делового стиля и юридической терминологии. Так, например, вместо «осуществлять расстановку работников в структурном подразделении медицинской организации» более корректно употреблять «осуществлять распределение обязанностей между работниками в структурном подразделении медицинской организации».

Обобщенная трудовая функция «Управление организационно-методическим подразделением медицинской организации» (заведующий структурного подразделения)

Уже само наличие данной обобщенной трудовой функции в составе профессионального стандарта вызывает ряд вопросов. Ведь организационно-методическое подразделение является одним из структурных подразделений медицинской организации – поэтому, исходя из логики, управление ним уже охватывается предыдущей обобщенной трудовой функцией: «управление структурным подразделением медицинской организации».

В пользу указанного утверждения свидетельствует и то, что наименование должности специалиста, осуществляющего данную функцию, полностью совпадает с наименованием должности специалиста в предыдущей обобщенной трудовой функцией, а именно – заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации – врач-специалист.

Рассматриваемая трудовая функция предполагает стандартные для специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья требования к образованию и обучению, а также особые условия допуска к работе (см. выше в разделе «Общая характеристика профессионального стандарта»).

Требования к опыту практической работы составляют не менее 1 года в должности врача-методиста или врача-статистика. Обращаем внимание на несогласованность данного положения с закрепленному в этом же профстандарте требования к опыту работы для заведующего (начальника) структурного подразделения. Мы не можем согласиться с данными требованиями, так как в предыдущей обобщенной трудовой функции требования к опыту работы начальника подразделения составляли 3 года (а в соответствии с Единым квалификационным справочником – 5 лет). По нашем мнению, организационно-методическое подразделение медицинской организации исполняет достаточно важные функции и не должно рассматриваться как «второстепенное» или требующее в процессе управления менее опытного заведующего.

Указанная обобщенная трудовая функция содержит 6 трудовых функций:

  • анализ и оценка показателей деятельности медицинской организации
  • управление ресурсами медицинской организации
  • взаимодействие с руководством медицинской организации и структурными подразделениями медицинской организации
  • планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации
  • разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме

К содержанию данных трудовых функций у Факультета Медицинского Права имеется ряд замечаний. Так, например, трудовое действие «подготовка обоснования объемов медицинской помощи в соответствии с ресурсами медицинской организации и потребностями населения» отнесено к трудовой функции «анализ и оценка показателей деятельности медицинской организации» при наличии гораздо более подходящей функции – «управление ресурсами медицинской организации».

При этом, рассматривая «управление ресурсами медицинской организации», нельзя не заметить, что одним из ключевых трудовых действий по выполнению данной функции является подготовка плана закупок. Однако, в необходимых умениях и знаниях отсутствует требование к знанию законодательства о закупках, торгах и тендерах. С одной стороны, конкурсный порядок закупок обязателен только для государственных медицинских организаций, но, с другой стороны, ведь и не все медицинские организации работают с обязательным медицинским страхованием, что не помешало включить соответствующие нормы в профессиональный стандарт. По нашему мнению, перечень знаний, необходимый для заведующего организационно-методическим подразделением, при осуществлении им трудовой функции по управление ресурсами медицинской организации, должен быть дополнен знаниями законодательства о закупках, торгах и тендерах.

Кроме того, отмечаем, что содержание трудовой функции «взаимодействие с руководством медицинской организации и структурными подразделениями медицинской организации» не соответствует своему наименованию. Анализируя указанную функцию, мы можем обнаружить, что от заведующего организационно-методическим подразделением составители профстандарта ожидают, в частности организацию информирования населения о деятельности медицинской организации, анализ обращений граждан и юридических лиц, проведение совещаний и конференций по вопросам организации и оказания медицинской помощи, умение взаимодействовать и сотрудничать с иными организациями, организовывать взаимодействие со СМИ и с общественностью.

Отметим, что все указанное не имеет никакого отношения ни к взаимодействию с руководством медицинской организации, ни к взаимодействию с другими структурными подразделениями медицинской организации. На самом деле, все указанные направления относятся к сфере связей с общественностью (Public relations или, сокращенно, – PR).

Рассматривая трудовую функцию «планирование, организация и контроль деятельности организационно-методического подразделения медицинской организации», необходимо отметить, что множество трудовых действий, включенных в ее состав, не подкреплены корреспондирующимися знаниями. По мнению составителей данного профессионального стандарта, все знания, необходимые для исполнения этой трудовой функции, ограничиваются основами менеджмента и основами управления персоналом медицинской организации. Вместе с тем, нам представляется крайне сомнительным осуществлять контроль выполнения работниками подразделения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, пожарной безопасности, базируясь на основах менеджмента, но без знания основ трудового права, требований охраны труда и пожарной безопасности.

И, наконец, в профстандарте указана такая трудовая функция как разработка и внедрение системы менеджмента качества в медицинской организации. На наш взгляд, содержание этой функции описано достаточно подробно, однако ее содержание не в достаточной мере отражает специфику медицинских организаций и практически без изменений подошло бы к любой сфере. Так, например, знание требований к построению и методам самооценки системы менеджмента качества, умение контролировать соблюдение плана внутренних аудитов и предоставлять руководству соответствующий отчет необходимы практически в любой организации, не только в медицинской. Отдавая должное универсальности всеобщего менеджмента качества (TQM), мы, вместе с тем считаем целесообразным более точно отразить в содержании данной функции особенности функционирования системы менеджмента качества именно в медицинских организациях (например, предусмотрев в содержании трудовой функции необходимое умение «адаптировать принцип ориентации на потребителя к наличию у потребителя дополнительного статуса пациента» и т.д.).

Обобщенная трудовая функция «Управление процессами деятельности медицинской организации» (заместитель руководителя, заведующий структурного подразделения)

Данная обобщенная трудовая функция предполагает, что специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья, осуществляющий ее, будет работать на должности заместителя руководителя (начальника) медицинской организации либо заместителя руководителя (начальника) обособленного подразделения медицинской организации, либо заведующего (главного врача, начальника) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации.

К сожалению, в профстандарте нам так и не разъяснено, что же именно следует понимать под «управлением процессами деятельности» (какими процессами предполагается управлять? что такое процесс деятельности? чем отличается управление деятельностью медицинской организацией от управления процессами деятельности? бывает ли у медицинской организации виды деятельности, которой можно управлять непосредственно, минуя «процессы»?). Кроме того, обращаем внимание, что составители профессионального стандарта явно дают понять, что «управление процессами деятельности медицинской организации» – это совсем другая работа, чем просто «управление медицинской организацией» (последнее определение – это обобщенная трудовая функция для руководителя медицинской организации).

Мы можем предположить, что авторы профессионального стандарта пытались подчеркнуть частный характер управления, осуществляемого заместителями: что они управляют не медицинской организацией в целом, а лишь курируют отдельные направления ее деятельности. Если это так, то выбранная формулировка крайне неудачна. Формальное прочтение наименования функции – «управление процессами деятельности медицинской организации» свидетельствует о том, что заместитель управляет всеми процессами деятельности медицинской организации, что вызывает логичный вопрос: зачем же тогда нужен главврач, если всеми процессами руководит заместитель?

По мнению Факультета Медицинского Права, более оптимальным наименованием данной обобщенной трудовой функции было бы «Управление отдельными направлениями деятельности медицинской организации».

Требования к образованию и обучения, а также особые условия допуска к работе стандартны для специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья (см. выше в разделе «Общая характеристика профессионального стандарта»). Следует разве что отметить, что в требованиях к обучению в ординатуре/интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» допущена техническая ошибка – не указано, что данное условие применимо лишь для лиц, завершивших обучение до 31 августа 2017 г. (данное уточнение встречается во всех аналогичных описаниях требований к обобщенным трудовым функциям рассматриваемого профстандарта).

Требования к опыту практической работы составляют не менее пяти лет в должности врача-специалиста или не менее трех лет в должности руководителя структурного подразделения медицинской организации.

Указанная обобщенная трудовая функция содержит 4 трудовые функции:

  • проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации
  • управление ресурсами по обеспечению процессов деятельности медицинской организации
  • менеджмент качества процессов медицинской организации
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме

Учитывая должности, на которые рассчитана данная обобщенная трудовая функция, перечень входящих в нее трудовых функций представляется нам неполным. Данная функция предполагает, что она рассчитана на заместителей руководителей, которые должны как самостоятельно курировать ряд направлений деятельности медицинской организации, так и полностью брать на себя ряд обязанностей руководителя (например, во время отсутствия руководителя). Тем не менее, перечень трудовых функций (как и их содержание) не рассматривает вопросы возможного осуществления заместителем полномочий руководителя.

Также не вполне правильным подходом нам кажется стремление авторов профстандарта свести деятельность всех заместителей руководителя (начальника) медицинской организации к одной обобщенной трудовой функции, и, соответственно, к одним и тем же трудовым функциям. Вполне логично, что, например, трудовые функции заместителей главного врача по медицинской части, по клинико-экспертной работе, по экономическим вопросам, по хозяйственным вопросам, по общим вопросам, по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и т.д. (мы не будем перечислять других возможных заместителей) могут чрезвычайно различаться. Тем не менее, согласно профстандарту, все они должны выполнять одни и те же трудовые функции, иметь одинаковые трудовые знания и умения.

Рассматривая трудовую функцию «Проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации», следует отметить, что ряд трудовых действий, определенный профстандартом для заместителя руководителя (начальника) медицинской организации, не соответствует его должности или же не вписывается в рамки компетенций специалиста с высшим медицинским образованием.

Так, в частности, утверждение локальных нормативных актов в медицинской организации должно относится к компетенции руководителя медицинской организации, а не его заместителя.

Также следует отметить, что для большинства трудовых действий используется не вполне корректная формулировка «подразделения медицинской организации» (например: «организация деятельности и взаимодействия структурных подразделений медицинской организации», «анализ выполнения планов и программ деятельности структурных подразделений медицинской организации» и т.д.). По нашему мнению, в подобных случаях более правильно использовать формулировку «подразделения медицинской организации, которыми он заведует» или «подразделения медицинской организации, относящиеся к его сфере управления» (поскольку заместитель управляет не всеми подразделениями, а лишь теми, которые он курирует согласно распределению должностных обязанностей).

Необходимые умения для исполнения данной трудовой функции включают «умение разрабатывать бизнес-план развития медицинской организации». Решение, согласно которому разработкой бизнес-плана обязывают заниматься специалиста в сфере здравоохранения, а не экономиста, представляется нам не вполне целесообразным.

Данное утверждение подтверждается тем, что данная трудовая функция в число необходимых знаний, определенных профстандартом, не включает знание основ экономической теории, макро- и микро-экономики, экономики предприятия. Одних лишь знаний методов планирования, видов и структуры планов (а ведь только это и указано в профстандарте) совершенно недостаточно для составления эффективного бизнес-плана.

Некоторые требуемые профстандартом знания недостаточно конкретизированы. Так, непонятно, что именно понимают авторы профессионального стандарта под «основами риск-менеджмента», входит ли в их число знание таких элементов риск-менеджмента как FMEA, HAZOP, HACCP, «Дерево отказов», Байесовы сети, FN-кривые и т.д. Мы вынуждены выразить большие сомнения в том, что обычный заместитель руководителя медицинской организации будет знать вышеуказанные элементы риск-менеджмента. Если же речь идет о неких «элементарных знаниях теории риск-менеджмента», то остается непонятным каким именно образом заместитель руководителя сможет практически применять их в своей деятельности.

Основные замечания, которые можно высказать к трудовой функции «Управление ресурсами по обеспечению процессов деятельности медицинской организации» состоят в общей нечёткости формулировок, что, учитывая связь данной функции с финансированием и материальным обеспечением медицинской организации, создает многочисленные риски, в том числе коррупционные. Например, российское законодательство не может дать точного определения, что такое «информационный процесс» и «информационный поток», которыми предлагают управлять заместителю руководителя медицинской организации. Существует опасность того, что полномочия управления «информационными потоками» будут восприняты как попытки ввести в медицинской организации своеобразную «цензуру» и ограничить свободу слова медицинского персонала.

Не менее туманно трудовое действие «Управление работниками медицинской организации». Очевидно, данное словосочетание подразумевает управление персоналом. Тем не менее, без уточнений это трудовое действие не несет никакого смысла – поскольку руководящая должность подразумевает управление подчиненным персоналом (а не любыми работниками медицинской организации, как следует из профстандарта). Профессиональный стандарт как раз и подразумевает конкретизацию рамок такого управления – чего авторами профстандарта так и не было сделано. В частности, непонятен объем полномочий заместителя руководителя, осуществляемый им при таком управлении. Интуитивно понятно, что управление работниками медицинской организации включает рекрутинг, корректирование трудовых обязанностей работников (строго в рамках трудового договора и трудового законодательства), контроль за трудовой дисциплиной, назначение поощрений и наложение взысканий и т.д., однако из профстандарта это понять нельзя. Кроме того, по нашему мнению, данное трудовое действие должно быть отнесено скорее к компетенции руководителя медицинской организации, а не его заместителя.

Вызывает удивление и трудовое действие по «организация работы по внедрению новых медицинских технологий в деятельность медицинской организации». Для его практического осуществление необходимо хотя бы приблизительно понимать какие технологии «новые», а какие «старые». Факультет Медицинского Права обращает внимание на то, что одна и та же технология может иметь различный статус в различных медицинских организациях. Например, компьютерный томограф безусловно является новой технологией для поликлиники провинциального райцентра, но уже не является ею для столичного НИИ. По нашему мнению, более правильно было бы говорить об «организации работы по техническому и технологическому переоснащению медицинской организации в соответствии с современными медицинскими стандартами и потребностями современного здравоохранения».

Наконец, непонятен отказ авторов профстандарта от требований знания законодательства РФ в рамках двух рассмотренных выше трудовых функций (проектирования и организация процессов деятельности медицинской организации, а также управление ресурсами по обеспечению процессов деятельности медицинской организации). По нашему мнению, выполнение таких трудовых действий как руководство разработкой локальных нормативных актов, взаимодействие с другими организациями различных организационно-правовых форм, подготовка плана закупок в медицинской организации, соблюдение и контроль соблюдения норм и правил в системе документооборота, в том числе электронного, невозможно без знания действующего законодательства России.

Относительно трудовой функции «Менеджмент качества процессов медицинской организации» следует отметить, что ее содержание в целом отвечает заданиям, поставленным перед профстандартом. Вместе с тем отметим, что трудовое действие «организация и контроль проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» не имеет соответствующего ему необходимого умения. По непонятным причинам умение «организовывать и проводить внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в подразделениях медицинской организации» отнесено к другой трудовой функции, а именно – «проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации».

Обобщенная трудовая функция «Управление медицинской организацией» (главный врач, директор)

Данная обобщенная трудовая функция предполагает, что специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья, осуществляющий ее, будет работать на должности главного врача (начальника) медицинской организации, главного врача (начальника) медицинской организации обособленного подразделения медицинской организации, директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.

Отмечаем, что приведенный в профстандарте перечень названия должностей игнорирует Единый квалификационный справочник, который предусматривает следующие не упомянутые в профстандарте должности, соответствующие главному врачу (начальнику) медицинской организации: президент, директор, заведующий, управляющий.

В качестве требований к образованию и обучению в профстандарте определены: высшее образование - специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из медицинских специальностей.

Для должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» дополнительно указано, что допустимо высшее образование - специалитет по специальности «Сестринское дело» и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью».

Обращаем внимание, что подобные формулировки подразумевают, что специалист, окончивший ординатуру/интернатуру» (либо завершивший профессиональную переподготовку) по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» может работать как на должности главного врача (начальника) медицинской организации, так и на должности директора больницы (дома) сестринского ухода, хосписа. Вместе с тем, Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, не предполагают работы выпускников специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» на должности директора больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.

Данные требования к образованию не соответствуют требованиям Единого квалификационного справочника. Согласно нему, помимо специалистов, указанных в профстандарте, должность начальника медицинской организации может занимать специалист, получивший высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальную подготовку по менеджменту в здравоохранении. Также, в соответствии с Единым квалификационным справочником, должность директора больницы (дома) сестринского ухода, хосписа, помимо специалистов, указанных в профстандарте, может занимать специалист, получивший среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «Организация сестринского дела». Возможность для указанных специалистов со средним медицинским образованием занимать должность директора больницы (дома) сестринского ухода, хосписа также предусмотрена в Квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденных Минздрава России от 10.02.2016 № 83н.

Особые условия допуска к работе кроме прохождения медосмотров и отсутствия ограничений, связанных с медицинской деятельностью, требуют:

  • сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» для должности «главный врач (начальник) медицинской организации»;
  • сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации по специальности «Управление сестринской деятельностью» - для должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа».

Требования к опыту практической работы составляют стаж работы на руководящих должностях в медицинской организации не менее пяти лет, а для должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» - стаж работы в медицинских организациях не менее пяти лет.

Данная трудовая функция содержит 5 трудовых функций:

  • управление ресурсами медицинской организации, взаимодействие с другими организациями;
  • организация деятельности медицинской организации;
  • менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации;
  • стратегическое планирование, обеспечение развития медицинской организации;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме.

Рассматривая первые две трудовые функцию (соответственно – управление ресурсами медицинской организации, взаимодействие с другими организациями и руководство организацией и осуществление медицинской деятельности) следует отметить, что содержание данных трудовых функций соответствует скорее специалисту по менеджменту (если точнее – менеджменту организаций), чем по организации здравоохранения и общественному здоровью. Так, принятие решений в области бюджетного процесса медицинской организации, утверждение отчетных и бухгалтерских документов медицинской организации, утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации и тому подобные трудовые действия относятся к общим компетенциям в сфере управления организации, а не к организации здравоохранения.

Вновь обращаем внимание (см. раздел «Управление процессами деятельности медицинской организации») на терминологическую небрежность составителей профессионального стандарта. Так, требует дополнительных пояснений, что такое «выстраивание деловых связей» и чем оно отличается от «взаимодействия» и «сотрудничества»; что понимать под «принятием управленческих решений» и как «управленческое» решение отличить от «неуправленческого» и т.д.

Ряд трудовых действий руководителя медицинской организацией могут подлежать неправильному истолкованию. Так, например, «обеспечение ресурсами медицинской организации и контроль их использования» при формальной трактовке означает, что руководитель медицинской организации должен лично обеспечивать ее ресурсами (в пользу этого говорит и то, что среди трудовых действий руководителя медицинской организации в качестве отдельного действия выделено еще и «принятие решений в области материально-технического обеспечения медицинской организации», таким образом «принятие решений в области обеспечения» и «обеспечение» – это не одно и то же).

Ряд трудовых действий дублируют друг друга. Например, непонятно зачем понадобилось выделять такие трудовые действия как «взаимодействие с руководством и работниками уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья»; «взаимодействие со службами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальными органами внутренних дел», когда уже предусмотрено «представление медицинской организации в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в вышестоящей организации» (органы государственной власти включают в себя и уполномоченный орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья, и службы МЧС России).

Подобное дублирование крайне нежелательно, так как может дать противниками рассматриваемого профстандарта возможность утверждать, что его составители лишь пытались замаскировать малое количество обязанностей руководителя медицинской организации и еще меньшее количество трудовых действий, за которые он мог бы нести ответственность (путем перекладывания этих обязанностей и соответствующей им ответственности на своих заместителей и руководителей структурных подразделений).

К сожалению, ряд недочетов, совершенных авторами профессионального стандарта, играет в пользу этих инсинуаций (безусловно клеветнических). Например, профессиональным стандартом предусмотрено такое трудовое действие главного врача как «обеспечение выполнения коллективного договора». Вместе с тем, почему-то проигнорировано то, что руководитель медицинской организации еще и подписывает коллективный договор в качестве представителя работодателя (согласно статье 40 Трудового кодекса РФ). Другим примером является обязанность руководителя медицинской организации по утверждению регламента работы врачебной комиссии, консилиумов в медицинской организации. В данном случае проигнорировано трудовое действие по непосредственному руководству деятельностью врачебной комиссии в качестве председателя либо назначению председателя врачебной комиссии, а также контроль за деятельностью врачебной комиссии. Данное замечание не является «придиркой» к формальностям, поскольку согласно пункту 11 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н, именно председатель врачебной комиссии несет ответственность за деятельность врачебной комиссии, своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии. Кроме того, обращаем внимание, что согласно пункту 21 указанного Порядка, в любом случае контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации (данное трудовое действие также отсутствует в профессиональном стандарте).

Результаты анализа трудовой функции «Менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации» аналогичны результатам рассмотрения аналогичных трудовых функций для заместителя руководителя медицинской организации и руководителя организационно-методического подразделения медицинской организации (см. разделы «Управление процессами деятельности медицинской организации» и «Управление организационно-методическим подразделением медицинской организации»). Вместе с тем, следует отметить появление в данной трудовой функции ряда формулировок, призванных подчеркнуть руководящий характер работы, но, на самом деле, лишь вносящих неопределенность и двусмысленность. Так, в трудовом действии «Обеспечение лидирующей роли по внедрению и развитию системы менеджмента качества в медицинской организации» непонятно чью именно лидирующую роль обязан обеспечивать руководитель медицинской организации (если свою собственную – то это не вполне скромно, и не совсем отвечает задачам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской организации, которая призвана в первую очередь обеспечивать качественные медицинские услуги и безопасность пациента, а не лидерские амбиции руководителя), неясны критерии и характеристики «лидирующей роли».

Подобные недостатки наблюдаются и у трудовой функции «Стратегическое планирование, обеспечение развития медицинской организации». Например, умение «осуществлять стратегическое управление» требует, как минимум, понимания различия между стратегическими, оперативными и тактическими целями развития медицинской организации, чего профстандарт от руководителя, к сожалению, не требует. «Оценка внешней и внутренней среды медицинской организации», закрепленная в качестве трудового действия, нуждается в уточнении, как именно будет фиксироваться такая оценка. Без фиксации в соответствующей документации – такое трудовое действие по своей сути является «размышлениями на тему будущего медицинской организации». Наконец, «предоставление предложений по стратегии развития системы здравоохранения в субъекте Российской Федерации» требует конкретизации кому именно и в каком формате будут представляться такие предложения. Формулировка, предложенная в профстандарте, подразумевает самые различные толкования – начиная от презентации программы развития здравоохранения в регионе у главы этого региона, до дружеских бесед на тему будущего местного здравоохранения за чашкой чая со своими врачами-коллегами. Безусловно, что решения авторов профессионального стандарта уравнять эти случаи не выдерживает никакой критики.

Значительным изменениям, по сравнению с Единым квалификационным справочником, подвергся объем знаний необходимых для руководителя медицинской организации. Так, были добавлены требования знания основ документирования организационно-управленческой деятельности медицинской организации, требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинской организации, методов планирования, принципов, видов и структуры планов, теории управления и организации труда, основ бизнес-планирования, стандартов менеджмента качества, принципов управления качеством, основ аудита в системе менеджмента качества, основ стратегического планирования и основ стратегического менеджмента, что только приветствуется Факультетом Медицинского Права.

С другой стороны, в профессиональном стандарте отсутствуют требования наличия у руководителя медицинской организации таких знаний как: знание законодательства России и нормативно-правовых актов в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, знание подходов к организации медико-социальной экспертизы; знание подходов к организации социальной и медицинской реабилитации больных, знания основ страховой медицины; правил по охране труда и пожарной безопасности; основ медицины катастроф. Факультет Медицинского Права полагает, что эффективная работа руководителя медицинской организации невозможна, если он не обладает вышеперечисленными знаниями.

Наконец, следует отметить, что само отождествление трудовых функций руководителя медицинской организации исключительно с его организационно-управленческой деятельностью (как это сделано в профстандарте) не вполне верно. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности «31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье», утвержденным Приказом Минобрнауки России от 26.08.2014 № 1114, организационно-управленческая деятельность рассматривается лишь как одна из профессиональных задач выпускника. В числе других задач, закреплённых в образовательном стандарте можно упомянуть профилактическую деятельность, предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий; формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих; организацию проведения медицинской экспертизы; создание в медицинских организациях и (или) их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда и ряд других, не нашедших своего отражения в профессиональном стандарте.

Именно сочетание организационно-управленческих, профилактических и собственно медицинских задач делает уникальной должность руководителя медицинской организации и обуславливает необходимость работы на ней не обычного менеджера-управленца, а специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью. Если же сводить всю работу руководителя медицинской организации к организационно-распорядительной деятельности, то тогда для этой роли больше подойдет специалист по направлению подготовки «Менеджмент». Следует отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «38.04.02 Менеджмент», утвержденном Приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 322, встречаются такие профессиональные задачи как организационно-управленческая деятельность: разработка стратегий развития организации и ее отдельных подразделений; аналитическая деятельность; поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений; анализ существующих форм организации и процессов управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию; проведение оценки эффективности проектов и т.д. Таким образом, содержание трудовой функции «Управление медицинской организацией» (за исключение оказания экстренной медицинской помощи), согласно профстандарту, больше соответствует профессиональным задачам менеджера, а не специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью.

Что касается мнения Факультета Медицинского Права, то мы однозначно поддерживаем точку зрения, когда должность руководителя медицинской организации должен занимать не просто менеджер, а врач, сочетающий медицинские и управленческие компетенции. И если организации управления в профессиональном стандарте уделено достаточно много места, то медицинские аспекты деятельности специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью остались в профстандарте не раскрытыми, что требует значительной доработки профстандарта, включающей дополнение его соответствующими нормами.

Резюме

Заканчивая анализ профессионального стандарта «Специалист по организации здравоохранения и общественному здоровью» в целом, мы можем констатировать, что указанный профессиональный стандарт не лишен ряда недостатков, значительно усложняющих профессиональную деятельность соответствующего специалиста. Часть из этих недостатков (например, недостатки, связанные с оказанием медицинской помощи в экстренной форме, отсутствие такой специфической разновидности дополнительного образования как наставничество, неправильные формулировки и терминологические ошибки и т.д.) характерны для всех обобщенных трудовых функций, описанных в профстандарте.

В то же время ряд недостатков тесно связан с конкретными обобщенными трудовыми функциями и должностями, на которых предлагается работать специалистам по организации здравоохранения и общественному здоровью. Степень этих недостатков также различна. Если для врача-статистика, врача-методиста, заведующего структурным подразделением медицинской организации, заведующего организационно-методическим подразделением медицинской организации эти недостатки имеют среднюю степень важности и могут быть исправлены путем внесения точечных изменений и дополнений, то с руководителем медицинской организации и его заместителем все обстоит гораздо сложнее.

Составители стандарта допустили значительный перекос в сторону управленческих функций данных специалистов, забыв о медицинской составляющей этих должностей. Кроме того, описание трудовых функций, соответствующих данным должностям, характеризуется изобилием не вполне уместных обобщений, отсутствием конкретики и использованием терминологии, не имеющей точного определения в законодательстве РФ. Возможно это было сделано с целью сосредоточится на руководящем характере указанных должностей. Тем не менее, с юридической точки зрения, отсутствие конкретики в определении полномочий руководителя медицинской организации (или его заместителя) значительно увеличивает риски привлечения его к различным видам ответственности при возникновении в медицинской организации чрезвычайных происшествий (неконкретность при формулировке трудовых функций и полномочий может трактоваться как ответственность за все аспекты происходящего в медицинской организации). Поэтому необходимость существенной доработки соответствующих разделов профессионального стандарта («управление процессами деятельности медицинской организации» и «управление медицинской организацией») обусловлена не просто стремлением соблюсти юридические формальности, но и необходимостью в полной мере (по сравнению с профессиональным стандартом) учесть профессиональную. специфику трудовой деятельности руководителей медицинских организаций и их заместителей.

Тем не менее, данный профессиональный стандарт уже является значительным шагом вперед и представляет собой гораздо более полный правовой акт в сфере профессиональной деятельности специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью, чем соответствующие разделы Единого квалификационного справочника должностей работников в сфере здравоохранения. Однако, следует отметить, что ряд достаточно прогрессивных норм Единого квалификационного справочника (например, некоторые требования к необходимым знаниям специалистов, занимающих ту или иную должность) по каким-то причинам не нашел своего отражения в профессиональном стандарте. Мы полагаем необходимым еще раз пересмотреть нормы Единого квалификационного справочника на предмет возможности их сохранения в профессиональном стандарте.

Таким образом, несмотря на недостатки, Факультет Медицинского Права считает принятие профессионального стандарта «Специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью» значительным событием, которое окажет существенное влияние на соответствующую сферу здравоохранения. Вместе с тем, только его дальнейшая доработка и устранение существующих недочетов поможет данному профессиональному стандарту стать нормативно-правовым актом, выражающим новые и прогрессивные подходы к организации здравоохранения.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
23 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии
comments powered by HyperComments