logo
 
logo
27 декабря 2018

Народная, или традиционная, медицина: что за зверь?

logo
Автор:
  • 282
  • 0

Подписывайтесь на наш канал:

19 ноября 2018 года я имела честь принять участие в парламентском круглом столе Комитета Государственной думы по охране здоровья на тему «Традиционная медицина в России: законодательные аспекты». В моем докладе я затрагивала тему неопределенности законодательной дефиниции «народная медицина», однако ограниченное время выступления не дало мне возможности выразить все мысли, имеющиеся по данному вопросу. Поэтому я решила в формате видеоролика немного продолжить данную, на мой взгляд, важную тему.

Начну с того, что сама сфера народной медицины крайне неоднородна, также крайне противоречиво отношение к ней со стороны общества. Среди наших граждан мы можем встретить как ярых сторонников, так и принципиальных противников народной медицины. И такое разделение совершенно не связано с категориями «врачи» и «пациенты». Встречаются и врачи, признающие эффективность народной медицины, и пациенты, категорически не доверяющие ей.

Мне кажется, что такое отношение не в последнюю очередь обусловлено тем, что ни у населения, ни у врачей нет четкого понимания, что именно такое народная медицина и чем она отличается, с одной стороны, от обычной медицины, а с другой — от религиозно-магических практик. Именно такое непонимание приводит к тому, что представители власти в субъектах РФ просто-напросто боятся выдавать такие разрешения. Во многих регионах РФ даже отсутствуют нормативно-правовые акты, предусматривающие процедуру выдачи подобных разрешений.

Это значительно осложняет применение народной медицины, более того — переводит ее в теневой сектор. Хочу сразу заметить, что, по моему мнению, не следует относиться к народной медицине как к чему-то несерьезному, сродни плацебо. То, что некоторые методики традиционной медицины не нашли отражения в современной науке, еще не свидетельствует об их неэффективности. В свое время (в 1772 г.) Французская академия наук отвергла существование метеоритов, как «противоречащее данным современной науки», заклеймив рассказы о них суевериями и слухами. В отчете комиссии по исследованию этого явления, вышедшем за подписью самого Лавуазье, бескомпромиссно утверждалось: «Падение камней с неба невозможно, так как наука давно доказала отсутствие небесной тверди». Конечно, история расставила все по своим местам, и сейчас это только забавный курьез. Но мы не можем ручаться, что подобного не произойдет и со многими разделами народной медицины.

Что говорит закон о народной медицине

К сожалению, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» в его действующей редакции не способен помочь нам разобраться, что же в действительности относится к народной (или традиционной, как ее еще называют) медицине, а что нет. Часть 1 статьи 50 ФЗ № 323 дает нам следующую дефиницию: «Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья». Она вызывает больше вопросов, чем ответов.

Итак, «народная медицина — это методы оздоровления». Но что такое «методы оздоровления»? Является ли это словосочетание синонимом методов лечения, или это какие-то отдельные методы? Следует ли понимать это определение как такое, что выводит народные методы диагностики из-под определения народной медицины. Ведь если «оздоровление» еще можно ассоциировать с лечением и профилактикой, то диагностика — это совершенно другой вид деятельности, никак не упомянутый в дефиниции народной медицины.

Наконец, следует обратить внимание на то, что народной медициной признаются не все методы оздоровления, а лишь те из них, которые утвердились в народном опыте. Однако что понимать под «народным опытом»? Это должны быть обычаи, распространенные на территории всего субъекта РФ, или же достаточно, чтобы они были распространены среди граждан одной из национальностей, проживающих на территории РФ. А можно ли считать «народным опытом» методы оздоровления, которые распространены лишь среди жителей 2-3 смежных населенных пунктов? А лишь среди жителей одного поселка? Кроме того, как понимать «утвердились»? Их должны использовать на протяжении 100 лет? Или 200? Или 500? А может, наоборот, достаточно, чтобы метод оздоровления практиковался на протяжении 10 лет?

Такие вопросы не случайны. Мировая практика имеет примеры неопределенных дефиниций, однако, как правило, они распространены в правовых системах общего права и дополнительно конкретизируются решениями высших судов. Например, в английской правовой системе имеется норма, согласно которой местные обычаи (local customs) имеют силу закона, если они существуют «с незапамятных времен» («since time immemorial»). На первый взгляд данная конструкция весьма похожа на наш случай: «утвердились в народном опыте» кажется синонимом «существуют с незапамятных времен». Не исключено, что при составлении определения народной медицины учитывался и английский опыт законотворчества. Однако совершенно забывается о том, что высшие суды Англии ограничивают применение рассматриваемой нормы, устанавливая четкую грань «незапамятных времен» — раньше 1189 года. На любые обычаи, которые возникли позже, правовая норма не распространяется. Например, в деле «Симпсон против Уэллса» (Simpson vs Wells) суд не принял во внимание устойчивый характер обычая, поскольку он возник в 14-м веке, то есть уже после 1189 года. В российской же правовой системе решение о том, «утвердился ли конкретный метод оздоровления в народном опыте», будет приниматься представителем регионального органа здравоохранения (а в спорных ситуациях — судом) каждый раз индивидуально, исходя из личных взглядов и предпочтений. Это никак уж не будет способствовать унификации правового регулирования деятельности в сфере народной медицины.

Разграничение обычной и народной медицины

Нет никакой ясности и с тем, как разграничить обычную профессиональную и народную медицину. Общероссийский классификатор занятий, введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, скорее запутывает, чем проясняет ситуацию. ОКВЭД выделяет две профессиональные группы, занимающиеся народной медициной.

  • Первая из них (код 3230) — лекари народной медицины и целители, к которым относятся костоправ, лекарь-фитотерапевт, целитель народными методами.
  • Вторая (код 2230) — высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины.

Начнем с первой категории, то есть с лекарей народной медицины и целителей, к которым относятся костоправы, лекари-фитотерапевты, целители народными методами. ОКВЭД указывает, что в обязанности этих пациентов входит, в частности, назначение лечения с помощью лекарственных трав в соответствии с терапевтическими схемами и процедурами. Отметим, однако, что фитотерапия является стандартной медицинской услугой, упомянутой в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н. Это создает некоторые предпосылки для преследования народного целителя — фитотерапевта за осуществление медицинской деятельности без лицензии.

С другой стороны, нельзя не отметить, что в траволечении нередко применяются растения, содержащие сильнодействующие и/или опасные вещества (алкалоиды, эфирные масла и т. д.). Их применение требует значительных медицинских знаний, точного расчета дозировок, учета показаний и противопоказаний, в некоторых случаях — постоянного мониторинга состояния пациента. Так, мне представляется весьма сомнительным то, что закон разрешает лицам без медицинского образования проводить лечение, скажем, настоем наперстянки (формально это также траволечение). Да и тот же отвар зверобоя, который нередко назначают фитотерапевты, имеет ряд серьезных противопоказаний.

Следует обратить внимание и на то, что ОКВЭД включает в обязанности народных целителей «осуществление ухода и лечения физических травм, связанных с вправлением и исцелением переломов и вывихов костей, на основе традиционных методов физического воздействия и травяной терапии». Данные виды медицинских услуг также входят в Номенклатуру медицинских услуг (A16.04.018 — вправление вывиха сустава, A15.04.001 — наложение повязки при вывихах (подвывихах) суставов, A21.03.001 — массаж при переломе костей и т. д.). Таким образом, если врач-травматолог в нерабочее время неудачно вправит вывихнутый сустав своему знакомому, это будет квалифицироваться как уголовное преступление — незаконное осуществление медицинской деятельности (ч. 1 ст. 235 УК РФ). Если же это (причем за плату) попытается сделать народный целитель, то это не незаконное осуществление медицинской деятельности, а народная медицина. Максимум, что ему угрожает, — это гражданский иск. Мне такое положение вещей кажется по крайней мере несправедливым.

Однако подобная размытость грани между медициной и целительством создает опасности и для самого целителя. Так, ОКВЭД предполагает, что народные целители могут оказывать консультации отдельным лицам, семьям и даже целым общинам по вопросам питания, необходимого для улучшения здоровья. К такому «народному целителю» вполне может прийти Росздравнадзор и поинтересоваться о наличии у него медицинского образования и лицензии на медицинскую помощь в области диетологии.

Граница между психотерапией, целительством и религией

Наконец, давайте отвлечемся от сугубо материального и обратимся к более тонким материям. В настоящее время психотерапия является признанной медицинской услугой. Однако может ли ее проводить народный целитель? С одной стороны, может. Определение, данное в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», не говорит, что здоровье, которое призвана восстанавливать народная медицина, имеется в виду исключительно физическое. Ведь может быть и психическое здоровье. Этой же точки зрения придерживается и ОКВЭД, описывая в качестве составной деятельности лекаря народной медицины (целителя) лечение психических заболеваний человека. Однако во множестве народных практик (особенно это касается методов народной медицины малых народов) психотерапевтические аспекты неотделимы от религиозных. Подобный подход прослеживается и в ОКВЭД, допускающем «применение методов народной медицины, основанных на верованиях конкретных культур и народов».

Вместе с тем ФЗ № 323 говорит о том, что «к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов». Однако для эффективного использования данной нормы неплохо было бы вначале определить, что в целом является «услугами оккультно-магического характера». К сожалению, подобной дефиниции также не существует. В результате значительный самобытный и зачастую уникальный пласт народной медицины малых народов Крайнего Севера и Сибири остается под угрозой запрета (во всяком случае, заниматься народной медициной легальным образом они не могут).

Заканчивая разговор о возможности проведения народными целителями психотерапии, нельзя не отметить также противоречия с частью 2 статьи 19 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которому специалисты, участвующие в оказании психиатрической помощи и не являющиеся врачами-психиатрами, должны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.

Лично я считаю допуск народных целителей к медицинской помощи возможным лишь после проверки их собственного психического здоровья. Не секрет, что некоторые лица, объявившие себя народными целителями, сами страдают психическими заболеваниями. Их попытки оказывать психологическую помощь другим могут привести к индуцированным расстройствам психики у клиентов таких «целителей».

Иглоукалывание, аюрведическая, гомеопатическая медицина

Однако вернемся к деятельности народных целителей. ОКВЭД содержит также вторую профессиональную группу, занимающуюся народной медициной. Это группа 2230 — высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины. Их деятельность частично совпадает с деятельностью обычных лекарей народной медицины и целителей (код 3230), о которых мы говорили раньше, а частично — содержит новые виды обязанностей. В частности, в их обязанности входит лечение физических, душевных и психологических недугов с использованием таких методов, как иглоукалывание, аюрведическая, гомеопатическая медицина, обмен информацией о пациентах с другими медицинскими работниками по мере необходимости для обеспечения непрерывного и всеобъемлющего медицинского ухода, и ряд иных функций.

Очевидно, по замыслу создателей ОКВЭД, к «высококвалифицированным целителям» следует относить целителей, чьи методы признаются официальной медициной (иглоукалывание, аюрведический массаж) и которые во время лечения пациента согласны сотрудничать с другими медицинскими работниками.

Однако, проблемы, затронутые нами ранее, остаются актуальными и для данной категории. Ряд упомянутых методов хотя и признается в официальной медицине, но при неумелом использовании может навредить человеку. Например, непрофессиональное проведение иглоукалывания может привести к поражению периферических нервов и невралгиям, а аюрведическая терапия включает прием препаратов, содержащих соли тяжелых металлов (свинца, ртути, мышьяка и т. д.). Безусловно, препараты того же свинца или мышьяка применяются и в официальной медицине. Однако там они выписываются исключительно по рецепту и под строгим контролем врача, получившего высшее медицинское образование. Давайте все же согласимся, что в таком случае риск получить передозировку препарата или даже отравление тяжелыми металлами гораздо меньше, чем когда подобное вещество назначают «в соответствии с народными традициями».

Вместе с тем я подчеркиваю, что я не считаю народную медицину «особо опасной» и не предлагаю ужесточать требования к народным целителям. Нет, речь идет лишь о более подробной регламентации того, что является народной медициной, а что — профессиональной медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию. Многие разновидности народной медицины, формально подпадающие под определение статьи 50 ФЗ № 323, фактически приравнены к обычной медицинской деятельности и требуют получения лицензии. Так, например, акупунктура, являющаяся неотъемлемой частью традиционной китайской медицины, легализуется не в порядке ст. 50 ФЗ № 323, а через лицензирование медицинской деятельности в области рефлексотерапии (что, в частности, исключает ее проведение лицами без медицинского образования). Кстати, следует отметить, что в связи с трудностью признания иностранного медицинского образования и последующего допуска к осуществлению медицинской деятельности для иностранцев многие специалисты в области акупунктуры, прибывшие из Кореи и Китая, практикуют неофициально.

Бытовой и медицинский массаж

Уточненная и расширенная дефиниция народной (традиционной) медицины будет полезна и самим целителям. Если с акупунктурой все действительно сравнительно понятно (это рефлексотерапия, которая должна лицензироваться), то гораздо сложнее обстоит дело с национальными видами массажа (тайским, индийским, аюрведическим и т. д.). Фактически каждый массаж можно объявить медицинским и обвинить лиц, оказывающих услуги по проведению такого массажа, в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии. Это и происходит на практике. В частности, Минздрав в своем письме от 20 февраля 2013 г. № 17-2/10/2-1005 (оно касалось как раз тайского массажа) отметил, что, цитирую, «ключевым при отнесении тайского массажа к медицинскому массажу следует признать характер самой услуги, манипуляции, предлагающей соответствующую квалификацию, знания и умения в области медицины у персонала в целях исключения причинения вреда здоровью человека». На основании этой достаточно туманной формулировки Минздрав сделал вывод о необходимости лицензирования тайского массажа. Но тогда получается, что любой массаж и любая лечебная физкультура, применяемые в целях даже не лечения, а общего оздоровления, должны лицензироваться. То есть неопределенность в том, что именно относится к народной медицине, а что — к обычной медицинской деятельности, заставляет чиновников от медицины перестраховываться и требовать лицензировать свою медицинскую деятельность в общем порядке. Статья 50 ФЗ № 323, посвященная народной медицине, на практике работает очень плохо, а в ряде регионов (где не приняты подзаконные акты, регулирующие процедуру получения соответствующего разрешения) — практически вообще не работает.

Че делать?

Что же можно изменить в подобной ситуации? По программе-максимум нужен отдельный федеральный закон о народной (традиционной) медицине, а не статья в несколько абзацев, как сейчас. Но понимая, что разработка нового федерального закона, да еще и затрагивающего тематику здравоохранения, — это сложный процесс, требующий тщательной подготовки и способный растянуться на несколько лет. Поэтому более рационально начать с минимума — уточнения дефиниции народной медицины. То определение, которое сейчас содержится в ФЗ № 323, должно содержать отсылку к подзаконному правовому акту (скорее всего — Приказу Минздрава), который содержал бы расширенный перечень видов деятельности, которые являются народной медициной и разрешение на которые оформляется в порядке ст. 50 ФЗ № 323 (то есть не требуется лицензирование, высшее медицинское образование и т. д.). При этом хочу подчеркнуть один важный момент: указанный перечень видов деятельности, относящихся к народной медицине, должен быть открытым, с обязательным указанием того, что исполнительные органы власти субъектов РФ в сфере здравоохранения могут принимать дополнительные перечни видов деятельности, относящихся к народной медицине.

Таким образом, у нас получается двухуровневая система определения того, что именно является народной медициной. Один уровень — федеральный. Виды деятельности, перечисленные в федеральном перечне, признаются народной медициной на всей территории РФ. Кстати, было бы очень желательно также внести изменения в ст. 50 ФЗ № 323, определяющие, что разрешения на деятельность в сфере народной медицины, входящей в федеральный перечень, даются в соответствии с порядком, утвержденным на федеральном уровне с параллельным принятием указанного порядка. Это послужило бы выходом из ситуации, когда в субъекте РФ не даются разрешения на занятие народной медициной в связи с отсутствием соответствующего административного регламента.

Второй уровень регулирования народной медицины — региональный. На этом уровне будет действовать региональный перечень видов народной медицины с учетом местной специфики. Именно на этом уровне можно будет провести различие между оккультно-магическими услугами и народной медициной. Так, я вполне допускаю, что во многих регионах Сибири и Дальнего Востока деятельность шаманов содержит значительный компонент народной медицины и может рассматриваться именно в этом контексте. В то же время так называемые «шаманы», практикующие в Москве и Санкт-Петербурге, явно занимаются не народной медициной, а оказанием оккультно-магических услуг. То есть именно местные власти, знакомые с этнографическими, культурными, религиозными особенностями и традициями своего региона, смогут провести эту черту, установить, где заканчивается народная медицина и начинается религия.

Стратегия ВОЗ в области народной медицины

Заканчивая рассмотрение темы усовершенствования законодательного регулирования народной медицины, еще раз хочу подчерпнуть важность этого направления в здравоохранении. Всемирная организация здравоохранения призвала правительства всех стран признать значение вклада народной медицины в укрепление и поддержание здоровья (Стратегия ВОЗ в области народной медицины, с. 49). Многие методы народной медицины получили общемировое признание и стали применяться в качестве обыденных медицинских процедур. Например, гирудотерапия (терапия пиявками) зародилась как классический метод народной медицины. Однако в настоящее время постановка пиявок представлена в номенклатуре медицинских услуг, пиявка медицинская официально зарегистрирована в качестве лекарственного средства, а в 2002 году Минздрав выпустил Методические рекомендации «Использование метода гирудотерапии в практическом здравоохранении».

И гирудотерапия — лишь один из примеров. Остеопатия, раньше относимая к народной (традиционной) медицине, с 2016 года считается просто еще одной отраслью официальной медицины. Во всяком случае, с юридической точки зрения, согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и утвержденному Постановлением Правительства РФ.

Если точно не определить, что именно относится к народной медицине, если не выдавать соответствующих разрешений, если загнать талантливых народных целителей в подполье, это нанесет вред не только им, но и всей медицине в РФ. Она просто лишится взаимосвязей с одной из важнейших составляющей многовекового народного опыта, что самым неблагоприятным образом скажется на общем прогрессе медицинской науки. Поэтому проблемы законодательного регулирования народной медицины — это не проблемы одних лишь народных целителей, это не проблемы одних лишь юристов. Эта проблема влияет на общее развитие медицины (в том числе и профессиональной, в различное время многое заимствовавшей из той самой народной медицины). И, следовательно, обозначенная сегодня проблема касается всех нас.

Спасибо за внимание, с вами была Полина Габай

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
4201
0
Медицинская деятельность: правила и порядки
Первая помощь
6970
0
Медицинская деятельность: правила и порядки
Специализированная медицинская помощь
Комментарии