logo
 
logo
05 марта 2019

Изменения порядка оказания медицинской помощи по онкологии

logo
Автор:
  • 2198
  • 0
Изменения порядка оказания медицинской помощи по онкологии

Центры амбулаторной онкологической помощи и иные изменения порядка

С 1 мая 2019 года вступают в силу изменения Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», утвержденные Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 915н (далее – Порядок). Об этом стало известно после официального опубликования Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.02.2019 № 48н.

Основное изменение касается организации оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, а именно, возможности ее оказания не только в первичном онкологическом кабинете или отделении, но главным образом в Центре амбулаторной онкологической помощи (пункт 10 Порядка), которое является структурным подразделением медицинской организации.

Создание центров амбулаторной онкологической помощи – одно из мероприятий национального проекта «Здравоохранение», в который входит и федеральная программа по борьбе с онкологическими заболеваниями.

Где и как организуется Центр амбулаторной онкологической помощи

Начнем с того, что Правила организации деятельности Центра амбулаторной онкологической помощи (далее – Центр) урегулированы приложением 6.1 к Порядку. Так, в частности определено, что Центр должен создаваться как структурное подразделение медицинской организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.

Напомним, что первичный онкологический кабинет или соответствующее отделение осуществляют оказание медицинской помощи только в амбулаторных условиях.

Справка:

Центр рекомендуется создавать при численности населения не менее 50 000 человек.

Важно! Невозможно организовать Центр без определенного набора кабинетов (отделений) для проведения различного рода исследований, а именно:

  • рентгеновского отделения (кабинета/ов), оснащенного оборудованием для проведения рентгенологических исследований, рентгеновских профилактических исследований легких, рентгеновских маммографических исследований и рентгеновской компьютерной томографии;
  • эндоскопического отделения (кабинета);
  • отделения (кабинета) ультразвуковой диагностики;
  • отделения (кабинет) функциональной диагностики;
  • клинико-диагностической лаборатории.

При этом указанные отделения (кабинеты) не обязательно должны быть в структуре самого Центра, достаточно, чтоб они были размещены в пределах технологического комплекса медицинской организации, при которой работает Центр и находились в пределах одного с Центом здания или комплекса зданий.

Таким образом законодатель возложил на Центр не только стандартные функции онко-кабинета или отделения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, но и дополнительные функции по диагностике. На данный момент подобного рода диагностика может проводится в онкологических диспансерах, именно в них, согласно Приложению 7 к Порядку, рекомендовано предусматривать диагностические отделения. Хотя конечно же диагностические исследования проводятся и в иных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями.

Рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения Центра также установлены поправками к Порядку.

Консультации специалистов

Еще одно интересное положение, закрепленное в Порядке, это необходимость обеспечения возможности проведения консультаций пациентов по нескольким направлениям:

  • «акушерство и гинекология»;
  • «гастроэнтерология»;
  • «дерматовенерология»;
  • «кардиология»;
  • «колопроктология»;
  • «медицинская реабилитация»;
  • «неврология»;
  • «оториноларингология»;
  • «паллиативная медицинская помощь»;
  • «пульмонология»;
  • «терапия»;
  • «урология»;
  • «хирургия»;
  • «эндокринология».

Возможность проведения указанных консультаций должна быть реализована в медицинской организации, при которой работает Центр, то есть специалисты могут быть сотрудниками любого структурного подразделения медицинской организации. При этом, Порядком закреплено, что при отсутствии необходимых врачей-специалистов в медицинской организации возможно привлечение врачей-специалистов из других медицинских организаций по договору между организациями при условии наличия у таких медицинских организаций лицензии на соответствующие работы (услуги).

Функции Центра

Пунктом 10 Приложения 6.1. к Порядку определены основные функции Центра. Заметим, что функционал достаточно обширный, поэтому перечислим только некоторые:

  • профилактика, диагностика, лечение онкологических заболеваний и медицинская реабилитация;
  • проведение противоопухолевой лекарственной терапии больным с онкологическим заболеванием в соответствии с решением консилиума врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов, проведенного в онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
  • назначение противоболевой терапии;
  • анализ и разбор диагностических ошибок и причин запущенности онкологических заболеваний с врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), а также врачами-специалистами;
  • назначение лекарственных препаратов, в том числе наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ), внесенных в Список II перечня НС и ПВ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681, оформление рецептов на лекарственные препараты;
  • анализ случаев смерти в течение первого года с момента установления диагноза онкологического заболевания.

Обращаем внимание, исходя из перечисленных функций, в Центре может назначаться противоболевая терапия, а вот противоопухолевая лекарственная терапия не назначается в стенах Центра. Для разрешения вопроса о назначении противоопухолевой терапии пациенту придется обратиться в онкологический диспансер или в иную медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь онкологическим больным.

В отношении диагностической функции Центра дополнительно отметим, что вероятно, данная функция введена для «разгрузки» онкологических диспансеров, т.к. в настоящее время, согласно пункту 12 Порядка врач-онколог первичного онкологического кабинета или первичного онкологического отделения организует направление пациента для выполнения иных диагностических исследований. А как нами уже было отмечено выше, диагностические отделения предусмотрены именно в диспансерах. С 1 мая 2019 года врач-онколог Центра должен организовать не направление пациента, а выполнение диагностических исследований (пункт 12 Порядка в новой редакции).

Иные изменения

Несмотря на то, что основные поправки к Порядку направлены на организацию работы Центров, в Порядке произошли иные, но не менее интересные изменения.

В пункте 10 Порядка установлено, что первичную специализированную медико-санитарную помощь (ПМСП) оказывают не только врачи-онкологи, но и врачи других специальностей. Отметим, что Порядок не устанавливает каких-либо дополнительных требований к образованию врачей-специалистов, оказывающих ПМСП, поэтому здесь следует ориентироваться на квалификационные требования (Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н), квалификационные характеристики (Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н) и профессиональные стандарты.

Также отметим, что установлены новые сроки начала оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями. Данные сроки с 1 мая 2019 года будут установлены как не более 14 календарных дней с даты гистологической верификации злокачественного новообразования или 14 календарных дней с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования (в случае отсутствия медицинских показаний для проведения патолого-анатомических исследований в амбулаторных условиях). Напомним, что в настоящее время такие сроки установлены пунктом 15.1 Порядка и составляют не более 10 и 15 календарных дней соответственно.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии