logo
 
logo
04 февраля 2018

Благие перемены в условиях поступления в ординатуру

logo
Автор:
  • 4147
  • 0
Представляем Вашему вниманию аналитическую записку по результатам правовой экспертизы проекта Приказа Минздрава России «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 212н»

Минздравом России разработан (и 25 января 2018 г. опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов) проект изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры (далее – Порядок), утвержденный Приказом Минздрава России от 11.05.2017 № 212н. Действующий в настоящее время Порядок, после своего вступления в силу, вызвал значительную критику, преимущественно связанную с неоправданным (по мнению критикующих) усложнением поступления в ординатуру, затронувшего поступающих без индивидуальных достижений (без стажа работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников, без диплома с отличием и т.д.).

Далее приведен юридический анализ ключевых изменений, запланированных в проекте:

Изменения, касающиеся приема иностранных граждан

Изменения, касающиеся приема иностранных гражданПункт 7 Порядка предлагается дополнить нормой, предусматривающий отдельный (от конкурса для граждан Российской Федерации) конкурс для приема на обучение иностранных граждан, лиц без гражданства. Данное изменение, безусловно, правильно и своевременно. Решение проводить отдельные конкурсы для граждан РФ и иностранцев позволит увеличить популярность российского медицинского образования среди иностранцев (их участие в едином конкурсе вместе с российскими гражданами, окончившими специалитет, вызывает ряд объективных сложностей, связанных с отличиями образовательных систем, языковыми, культурными и иными особенностями иностранных граждан). С другой стороны, оно способно значительно повысить имидж медицинских образовательных заведений среди российских граждан, исключив всякую возможность демагогических спекуляций на тему «иностранцев, из-за которых не могут поступить российские граждане» (такие инциденты нередки – можно, например, вспомнить случившееся в начале января бурное обсуждение высказываний профессора Воронежского государственного аграрного университета А. Шапошникова, вышедшее на уровень официальных заявлений посольства Таджикистана и Минобразования России). Таким образом, данное изменение не только усовершенствует процесс поступления в ординатуру, но и противодействует одной из ключевых угроз современности – возможному разжиганию национальной розни.

Проект, кроме того, вводит в Порядок новый пункт 67, который еще раз подчеркивает конкурсный порядок приема на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства, а также предоставляет образовательным организациям право самостоятельно устанавливать порядок приема на обучение иностранных граждан. Указанным пунктом отмечается, что исключение составляют иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом.

Вместе с тем, данная формулировка говорит лишь о том, что на соотечественников не распространяется конкурсный порядок приема на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства, однако не понятно по каким именно правилам тогда будет производиться их конкурсный отбор в ординатуру. Факультет медицинского права полагает необходимым дополнить пункт 7 и пункт 67 Порядка нормой в которой четко определялось бы, что лица, отнесенные к соотечественникам, проживающим за рубежом, при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», принимают участие в конкурсе на места для приема граждан Российской Федерации.

Примечание. Напоминаем, что согласно части 6 статьи 17 Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», соотечественники имеют право на доступ к образованию наравне с гражданами Российской Федерации при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих:

  • гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в гражданстве СССР;
  • проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);
  • родство по прямой восходящей линии с указанными лицами - для потомков соотечественников;
  • проживание за рубежом - для всех указанных лиц.

Кроме того, Факультет медицинского права вынужден поставить под сомнение формальные полномочия Минздрава России устанавливать порядок приема на обучение по программам ординатуры иностранных граждан (а уж тем более – делегировать их образовательным организациям). Согласно части 8 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании»), порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В соответствии с частью 12 статьи 82 ФЗ «Об образовании», Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Аналогично, пункт 5.2.117(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, относит к полномочиям Минздрава России принятие Порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры (по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации).

Таким образом, учитывая формальную сторону ФЗ «Об образовании» и Положения о Минздраве России, последний имеет право устанавливать правила приема в ординатуру лишь для граждан РФ. Установление порядка приема иностранных лиц и лиц без гражданства отнесено частью 8 статьи 55 ФЗ «Об образовании» к полномочиям Минобразования России.

Внимание! В новом пункте 67 есть техническая ошибка. В тексте пункта он пронумерован как «61.».

Ограничение количества образовательных организаций (и специальностей) в которые одновременно может поступать абитуриент

Достаточно важное нововведение проекта состоит в ограничении количества образовательных организаций, в которые может пытаться поступить претендент на обучение в ординатуре, равно как и специальностей по которым он может участвовать в конкурсе в каждой образовательной организации. Согласно проекту, поступающий вправе подать заявление (заявления) о приеме одновременно не более чем в 3 организации. В каждой из указанных организаций поступающий вправе участвовать в конкурсе не более чем по 2 специальностям.

Данное нововведение, очевидно взяло за образец подобную норму, ограничивающую количество поданных заявлений при поступлении по программам бакалавриата или специалитета (согласно пункту 52 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147, поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявление (заявления) о приеме одновременно не более чем в 5 организаций высшего образования. В каждой из указанных организаций поступающий вправе участвовать в конкурсе не более чем по 3 специальностям и (или) направлениям подготовки). Вместе с тем, обращаем внимание, что подобных ограничений для поступления по программам магистратуры не предусмотрено.

В пояснительной записке утверждается, что ограничения введены «в целях стабилизации конкурсной ситуации». Однако, из информации, приведенной выше, видно, что для ординатуры вводятся гораздо более жесткие ограничения по количеству поданных заявлений чем для бакалавриата/специалитета. Факультет медицинского права выражает сомнения в том, что конкурс при поступлении в ординатуру существенно выше, чем при поступлении на программы бакалавриата/специалитета. Исходя из того, что количество образовательных организаций, куда можно подать заявления для ординатуры, урезано почти вдвое

(3 вместо 5), такое ограничение целесообразно лишь в случае, если в конкурсе по программам ординатуры на одно место в среднем приходится вдвое больше кандидатов чем в конкурсе по программам бакалавриата/специалитета.

В случае, если же количество человек на место во время конкурсов при поступлении в ординатуру ненамного превосходит количество человек на место в конкурсах по программам бакалавриата/специалитета, мы рекомендуем установить ограничения аналогичные ограничениям для бакалавриата/специалитета (заявление подается о приеме одновременно не более чем в 5 организаций высшего образования. В каждой из указанных организаций поступающий вправе участвовать в конкурсе не более чем по 3 специальностям).

Проектом предусмотрено, что нарушение требований, касающихся предельного количества образовательных организаций (специальностей), куда можно подавать заявление о приеме в ординатуру, ведет к возвращению документов поступающему. Соответствующие изменения проект предлагает внести в пункт 29 Порядка.

Вместе с тем, обращаем внимание, что из содержания проекта непонятно, где именно будет фиксироваться количество образовательных организаций, в которые подал заявление поступающий в ординатуру.

В связи с этим проект необходимо дополнить имениями в пункт 20 Порядка, предусмотрев фиксацию в заявлении на прием в ординатуру факта подтверждение одновременной подачи заявлений о приеме не более чем в 3 организаций высшего образования, включая организацию, в которую подается данное заявление, а в случае подачи в одну образовательную организацию нескольких заявлений – дополнительно подтверждение одновременной подачи заявлений о приеме в данную организацию не более чем по 2 специальностям.

Увеличение сроков приема документов от поступающих в ординатуру

Увеличение сроков приема документов от поступающих в ординатуруМинимальный срок приема документов от поступающих будет продлен с 20 до 30 рабочих дней. При этом у образовательной организации остается право продлить срок приема документов еще на 10 дней (то есть до 40 дней). Данное нововведение направлено на обеспечение интересов поступающих (которым необходимо время для подготовки комплектов документов, необходимых для поступления в ординатуру, а для иногородних – еще и на переезд в населенный пункт, где расположена образовательная организация). Факультет медицинского права прогнозирует, что данное изменение будет крайне позитивно воспринято общественностью.

Включение СНИЛС в перечень документов, предоставляемым вместе с заявлением на прием в ординатуру

Проектом предполагается дополнить перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением на приме в ординатуру, сведениями о страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (для граждан Российской Федерации и лиц, указанных в пункте 63 Порядка).

Пояснительная записка обосновывает указанное нововведение «упрощением получения сведений об итогах аккредитационного тестирования». Факультет медицинского права обращает внимание на то, что страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) не имеет непосредственного отношения к реализации права на образование и/или к уровню образования и способностей поступающих. Данная норма лишает права на образование лиц, не имеющих сведений о своем СНИЛС, что нарушает часть 6 статьи 55 ФЗ «Об образовании», согласно которой условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц. Указанная норма создает риски того, вместо более способных и подготовленные поступающих, не имеющих сведений о СНИЛС, в ординатуру будут зачислены менее способные, но предоставившие сведения СНИЛС. Данная ситуация чревата возможными судебными исками к медицинским ВУЗам со стороны лиц, отстраненных от участия во вступительных испытаниях из-за непредставленного СНИЛС.

Кроме того, включения обязанности предоставлять сведения о СНИЛС только для граждан РФ и соотечественников с освобождением от этой обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства (согласно ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», некоторые иностранные граждане и лица без гражданства также могут иметь СНИЛС) противоречит части 1 статьи 55 ФЗ «Об образовании», согласно которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. Поскольку ФЗ «Об образовании» не предусматривает преимуществ иностранных граждан и лиц без гражданства при формировании пакета документов, необходимых при поступлении – это не допустимо и в рамках подзаконного акта.

С учетом изложенного выше, рекомендуем в проекте уточнить, что сведения о СНИЛС могут предоставляться поступающими (гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства по желанию) по желанию.

Пролонгация сроков действия результатов тестирования

Пролонгация сроков действия результатов тестированияПроектом предлагается исключить из Порядка норму согласно которой результаты тестирования действительны в течение календарного года. Вместо этого установлено, что по желанию поступающего в качестве результатов тестирования могут быть учтены:

  • результаты тестирования, пройденного в году, предшествующем году поступления;
  • результаты тестирования, проводимого в рамках процедуры аккредитации специалиста, пройденного в году, предшествующем году поступления, или в году поступлении.

Данное желание поступающего, согласно проекту, должно быть зафиксировано в заявлении о приеме в ординатуру (изменения в п. 19 Порядка).

При этом, наличие прошлых результатов тестирования не лишает поступающих права пройти новое тестирование в году поступления. В таком случае в качестве результата тестирования учитываются результаты нового тестирования (пройденного в году поступления).

Факультет медицинского права отмечает, что данное изменение значительно расширяет круг лиц, которые могут воспользоваться результатами предыдущего тестирования и, соответственно, могут быть освобождены от повторного тестирования («в предшествующем году» охватывает больший период, чем «календарный год», добавлена возможность воспользоваться результатами тестирования в рамках аккредитации). Указанные изменения вызовут одобрение со стороны общественности и значительно повысят репутационный статус Минздрава России.

Внимание! В пункте 7 проекта (изменения в пункт 22 Порядка) в отсылочной норме есть техническая ошибка: неверно указан пункт Порядка, устанавливающий право на использование прошлогодних результатов тестирования (указан пункт «33», в то время как соответствующие нормы содержаться в пункте «33.1»).

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Уточнение порядка проведения тестирования

Проект уточняет орган ответственный за организацию тестирования. Указанные обязанности возлагаются на приемную комиссию организации, осуществляющей прием на обучение.

Также определены общие требования к организации тестирования. В помещениях для проведения тестирования должна быть обеспечена техническая возможность записи видеоизображения и аудиосигнала, при этом качество видеозаписи и расположение технических средств записи видеоизображения и аудиосигнала должны обеспечивать возможность обзора всего помещения, а запись аудиосигнала должна содержать речь участников тестирования и лиц, привлекаемых к его проведению.

Факультет медицинского права отмечает, что данная норма проекта не предполагает аудио/видеозаписи тестирования. Она лишь устанавливает для помещений, в которых проводится тестирование, требования обеспечить возможность качественной аудио/видеозаписи. Вместе с тем, данная норма не предусматривает обязанности вести аудио/видеозапись тестирования. Если при разработке проекта предполагалось законодательно закрепить обязательную аудио/ видеозапись процедуры тестирования, то проект нуждается в дополнении новыми нормами, регулирующими проведение процедур аудио/видеозаписи, конкретизирующими, в частности:

  • перечень случаев, когда осуществляется аудио/видеозапись процедуры тестирования (во всех случаях тестирования или нет);
  • точный момент начала и окончания аудио/видеозаписи;
  • точное указание лиц, уполномоченных вести аудио/видеозапись тестирования;
  • юридические последствия тестирования, проведенного без аудио/видеозаписи;
  • условия и сроки хранения ауди/видеозаписей тестирования.

Ограничение максимальной суммы баллов за индивидуальные достижения

Ограничение максимальной суммы баллов за индивидуальные достиженияВ настоящее время согласно пункту 32 Порядка минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов. В то же время сумма баллов за индивидуальные достижения на сегодня не ограничена. Таким образом, стали возможны ситуации, когда поступающий в ординатуру набирал за индивидуальные достижения 200 и более баллов. Из-за этого практически полностью нивелировались результаты прохождения тестирования – исходя из распределения конкурсных баллов, тестирование стало играть незначительную роль по сравнению с индивидуальными достижениями. Указанное стало основной причиной резкой критики в отношении действующего Порядка поступления в ординатуру.

Проектом «в целях устранения примата индивидуальных достижений поступающих над результатами вступительных испытаний» при формировании рейтинга поступающих, планируется ограничить максимальное количество баллов, присваиваемых за индивидуальные достижения, 100 баллами.

Факультет медицинского права всецело поддерживает указанное изменение. Оно, не игнорируя важность индивидуальных достижений, значительно повысит значение тестирования, мотивирует поступающих в ординатуру к лучшей подготовке к тестированию, не позволяя надеяться на одни лишь индивидуальные достижения. Воплощение этого изменения в жизнь дает основания предполагать значительное повышение качества учебной и профессиональной подготовки поступающих в ординатуру. Кроме того, это изменение будет положительно воспринято как среди выпускников, окончивших специалитет (в случае хороших результатов тестирования, оно повышает их шансы сразу же поступить в ординатуру), так и среди профессорско-преподавательского состава медицинских ВУЗов (повышает престижность тестирования, проводимого образовательной организацией).

Уменьшение количества баллов, начисляемых за конкретные категории индивидуальных достижений

С той же целью (повышение значимости вступительного тестирования) Проектом значительно уменьшено количество конкурсных баллов, начисляемых за отдельные категории индивидуальных достижений.

В частности:

  • стипендиаты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации – количество баллов уменьшено в 5 раз (со 100 до 20);
  • стипендиаты именных стипендий – баллы не начисляются (с 50 до 0);
  • документ установленного образца с отличием – количество баллов уменьшено в 7,5 раз (со 100 до 15);
  • общий стаж работы для работников на должностях, предполагающих среднее профессиональное образование – количество баллов уменьшено приблизительно в 4-8 раз (с 50-80 до 10-12);
  • стаж работы в медицинских организациях, расположенных в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа – количество баллов уменьшено в 12 раз (с 60 до 5);
  • иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию – количество баллов уменьшено приблизительно в 3,3 раза (с 50 до 15).

Факультет медицинского права отмечает законность и правомерность подобных изменений. Вместе с тем по некоторым категориям уменьшение баллов слишком значительно. Так, например, непонятно почему документ установленного образца с отличием (который предполагает высокий уровень подготовки на протяжении всего обучения) оценивается ниже, чем наличие стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (по нашему мнению, диплом с отличием также должен оцениваться в 20 баллов).

Также непонятно исключение именных стипендий из числа индивидуальных достижений. Ряд именных стипендий (именная стипендия Правительства Москвы, именная стипендия РАН и т.д.) присваивается только за выдающиеся достижения в области науки, а учредители подобных стипендий пользуются общепризнанным авторитетом. По мнению Факультета медицинского права, целесообразней не исключать именные стипендии из числа индивидуальных достижений, а изложить соответствующую норму в такой редакции: «стипендиаты именных стипендий, учрежденных государственными органами, организациями и органами местного самоуправления – 5 баллов».

Наконец, уменьшение в 12 раз баллов, начисляемых за стаж работы в медицинских организациях, расположенных в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, представляется нам излишне жёстким и фактически противоречит духу Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р и Постановления Совета Федерации Федерального собрания РФ от 23.12.2016 № 634-СФ «О приоритетных направлениях развития здравоохранения в Российской Федерации» (в них предполагается поддержка медицинских работников, работающих в сельской местности).

В завершение еще раз отмечаем, что, хотя уменьшение количества баллов, начисляемых за категории индивидуальных достижений соответствует законодательству, излишняя жесткость в отношении некоторых категорий может вызвать недовольство соответствующих групп поступающих в ординатуру (обладателей дипломов с отличием, стипендиатов именных стипендий, медицинских работников сельской местности) и репутационные потери Минздрава России

Изменения в системе начисления конкурсных баллов

Изменения в системе начисления конкурсных балловНа сегодняшний день сумма конкурсных баллов в поступлении в ординатуру исчисляется как сумма баллов за тестирование и индивидуальные достижения (пункт 48 Порядка). При этом список поступающих ранжируется по следующим основаниям:

  • по убыванию суммы конкурсных баллов;
  • при равенстве суммы конкурсных баллов - по убыванию суммы конкурсных баллов, начисленных по результатам тестирования.

Следует отметить, что действующая редакция Порядка не поясняет, кому именно из поступающих следует отдавать предпочтение при равенстве сумм как конкурсных баллов, так и баллов, начисленных по результатам тестирования. Данный законодательный пробел потенциально способен вызывать конфликты между поступающими в ординатуру и образовательными организациями (претенденты, не поступившие в ординатуру при равенстве баллов, могут обвинять образовательные организации в непрозрачности процедур конкурсного отбора).

Проект предлагает дополнить Порядок нормой о том, что при равенстве суммы конкурсных баллов, начисленных по результатам тестирования, список поступающих ранжируется в порядке, установленном правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию.

Факультет медицинского права отмечает позитивное значение указанной нормы, ликвидирующей законодательный пробел и снижающей вероятность конфликтных ситуаций в ходе приема в ординатуру.

Технические изменения

Также проектом планируется ряд технических изменений: из теста Порядка исключены временные нормы, касающиеся порядка обнародования информации о приеме на 2017/18 год, нормы, связанные с началом учебного года (пункт 55 Порядка) приведены в соответствие с пунктом 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1258, предоставляющем возможность образовательной организации перенести начало учебного года на 2 месяца и тому подобные технические изменения.

Выводы

Проект изменений в действующий Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры направлен на ликвидацию ряда законодательных пробелов, имеющихся в действующей редакции, а также на уменьшение диспропорции между значением индивидуальных достижений и результатов тестирования (с целью усиления значимости последних) при поступлении в ординатуру.

Большинство изменений в целом соответствуют законодательству РФ. Принятие данного проекта способно снизить вероятность конфликтных ситуаций при приеме в ординатуру и значительно повысить репутацию Минздрав России.При соответствующем информационном сопровождении (в т.ч. пресс-службой Минздрава России), данный проект может быть позиционирован как пример чуткого реагирования Минздрава на критику со стороны медицинских работников и формирования «обратной связи» между госструктурами и гражданским обществом.

Из потенциальных факторов риска, присутствующих в представленной редакции проекта следует отметить:

  • из основных юридических рисков: обязательность предоставления СНИЛС при поступлении может интерпретироваться как нарушения базовых принципов ФЗ «Об образовании»; внесение изменений в нормы, регулирующие прием в ординатуру иностранных граждан, и в особенности делегирование образовательным организациям права самостоятельно устанавливать правила их приема, может интерпретироваться как вмешательство в компетенцию Минобрнауки России;
  • из основных репутационных рисков: излишне жесткое уменьшение количества баллов за некоторые индивидуальные достижения может вызвать недовольство обладателей дипломов с отличием, стипендиатов именных стипендий, медицинских работников сельской местности, имеющих намерение поступать в ординатуру.
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
Комментарии