26 июля 2018

Воинский учет в медицинской организации

Автор:
  • 1551
  • 0
Воинский учет в медицинской организации

Есть такие темы, которые легче не трогать, а полезешь туда – получай «фашист гранату». Тема воинского учета в медицинских организациях одна из них. Это «темный лес» для большинства, все знают, что тема есть, обязанность тоже, но вот лезть туда никому неохота.

Долгое время было неохота и нам, но собравшись с силами Факультет Медицинского Права учинил настоящий «разбор полетов». Конечно получился объемный труд, но вместе с ним была покорена и тайна темы воинского учета. Помимо базового представления о том, кто подлежит воинскому учету и каковы обязанности организации-работодателя, нами был подготовлен и соответствующий алгоритм действий для медицинских организаций. В нем достаточно подробно (от А до Я) расписан порядок организации и ведения воинского учета, включая описание всех необходимой документации.

Содержание работы:

Общие положения

Воинский учет – это неотъемлемая часть воинской обязанности граждан Российской Федерации. Однако обязанности в рамках воинского учета есть не только у призывников и военнообязанных, но и у организаций. Также в вопросах воинского учета никак не обойтись без уполномоченных органов.

Воинский учет (далее – ВУ) обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Конечно, основное и первичное в вопросах воинского учета – знать, какими руководствоваться нормативными правовыми актами и иными источниками:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»;
  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 31)
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ № 53);
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП);
  • Указ Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах»;
  • Постановления Правительства РФ от 11 июля 1994 г. № 821 «Об утверждении Основных положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющий запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» (далее – Положение по бронированию);
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее – Положение о ВУ);
  • Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 852 «Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований» (далее – Положение о призыве);
  • Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» (далее – Приказ № 495);
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденная постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 3 февраля 2015 г. № 664с (далее – Инструкция по бронированию);
  • Методические рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации по ведению ВУ).

Граждане, подлежащие воинскому учету

С учетом ст. 8 ФЗ № 53 и согласно п. 14 Положения о ВУ, воинскому учету подлежат:

  • а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);
  • б) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):
    • мужского пола, пребывающие в запасе;
    • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
    • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
    • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
    • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
    • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
    • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
    • женского пола, имеющие военно-учетные специальности (подробнее см. далее раздел «Воинский учет медицинских работников»).

Граждане, которые не подлежат воинскому учету:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом;
  • проходящие военную службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Воинский учет медицинских работников

Сразу стоит сказать, что статус медицинского работника никак не влияет на то, подлежит гражданин воинскому учету или нет. То есть обязанность соблюдать требования, связанные с воинским учетом, не основана на статусе гражданина как медицинского работника в контексте п. 13* ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

*Медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Как уже указывалось, воинскому учету подлежат определенные в ФЗ № 53 и Положении о ВУ граждане, где о медицинских работниках не упоминается. Мужчины, даже будучи в статусе медицинского работника, состоят на воинском учете в общем порядке, предусмотренном для граждан мужского пола (если не попадают под исключения). Их первоначальная постановка на воинский учет должна быть осуществлена с 1 января по 31 марта в год достижения возраста 17 лет (п. 1 ст. 9 ФЗ № 53, п. 34 Положения о ВУ). Поэтому наличие/отсутствие статуса медицинского работника у мужчин абсолютно не играет какой-либо решающей роли.

Женщины также могут быть военнообязанными, а соответственно подлежать воинскому учету. Один из таких случаев - когда женщина имеет военно-учетную специальность. Перечень военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (далее – Перечень ВУС) приведен в приложении к Положению о ВУ.

Пункт 4 Перечня ВУС содержит профессии и специальности, относящиеся к сфере медицины, которые подразделяются на 3 группы:

Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение:

  • дезинфектор,
  • оператор дезинсекционных установок,
  • рентгеномеханик.

Специальности среднего профессионального образования:

  • лечебное дело,
  • медико-профилактическое дело,
  • стоматология,
  • фармация,
  • сестринское дело,
  • лабораторная диагностика,
  • стоматология ортопедическая,
  • стоматология профилактическая.

Специальности и направления подготовки высшего образования:

  • лечебное дело,
  • педиатрия,
  • медико-профилактическое дело,
  • стоматология,
  • фармация,
  • сестринское дело.
*Необходимо обратить внимание, что данный перечень специальностей меньше, чем предусмотрен Приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 и Приказом Минобрнауки России 12.09.2013 № 1061. Однако при ведении воинского учета необходимо руководствоваться именно перечнем ВУС.

Таким образом, женщины, получившие (имеющие) вышеуказанные специальности (профессии), подлежат воинскому учету. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола осуществляется после получения ими военно-учетной специальности (п. 4 ст. 9 ФЗ № 53). При этом явиться в военный комиссариат (далее – военкомат) им необходимо в двухнедельный срок со дня получения соответствующего диплома (абз. 4 п. 1 ст. 10 ФЗ № 53). Стоит отметить, что и выпускник медицинского образовательного учреждения мужского пола обязан сообщить в военкомат об изменении образования в двухнедельный срок (абз. 5 п. 1 ст. 10 ФЗ № 53).

Обязанности граждан, подлежащих воинскому учету

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

  • состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания;
  • являться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, имея при себе определенные в пп. б п. 50 Положения о ВУ документы;
  • сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной уполномоченный орган об изменении сведений о семейном положении, образовании, месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;
  • явиться в двухнедельный срок в военкомат для постановки на воинский учет (например, в случае получения военно-учетной специальности);
  • сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок не более 3 месяцев), а также при выезде из России по срок более 6 месяцев, и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытию на новое место жительства, место пребывания или возвращении в РФ;
  • лично сообщить о выезде в период призыва, если выезд более чем на 3 месяца;
  • выполнять требования, изложенные в мобилизационном предписании или повестке;
  • бережно хранить военный билет и иные связанные с воинским учетом документы, обозначенные в ст. 10 ФЗ № 53 и пп. е п. 50 Положения о ВУ, и так далее.

При заключении трудового договора военнообязанные призывники обязаны предъявить работодателю документы воинского учета (абз. 5 ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В соответствии с п. 28 Положения о ВУ к таким документам относятся:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу - для призывников;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.

Лицам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выдается справка по форме № 1/У (приложение № 9 к Приказу № 495).

Отметка об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, ставится на странице 13 паспорта гражданина РФ (абз. 3 п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ и п. 11 Описания бланка паспорта гражданина РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828). Паспорт также в обязательном порядке предъявляется при заключении трудового договора (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Образцы отметок приведены в приложении № 8 к Методическим рекомендациям по ведению ВУ.

Воинский учет граждан по месту их жительства или месту их пребывания (если пребывание длится более 3 месяцев) осуществляется военными комиссариатами (далее – военкомат). В поселениях (городских округах), где нет военкоматов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления. Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями.

Воинский учет в организациях

Согласно ФЗ № 53 и Положению о ВУ организации обязаны вести воинский учет граждан, поступающих к ним на работу. Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать всех без исключения работников, подлежащих воинскому учету.

Комплекс мероприятий, осуществляемых организациями по ведению учета граждан, являющихся призывниками и военнообязанными, непосредственно там работающих, является как раз воинским учетом и бронированием*.

*Бронирование – это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований. Бронирование – неотъемлемая часть воинского учета.

Процедура бронирования во многом регламентируется вышеупомянутыми НПА. Однако все же тема бронирования граждан достаточно самостоятельна и имеет много самостоятельных нюансов, например:

  • Во-первых, бронирование ведется не во всех организациях (например, в первую очередь бронирование ведётся в организациях, имеющих мобилизационное задание и обеспечивающих жизнедеятельность населения района и остающиеся работать в военное время).
  • Во-вторых, не всех граждан можно «забронировать» (например, не бронируются граждане, пребывающие в запасе, занятые на сезонных и временных работах, совместители, надомники и т.д.).
  • В-третьих, процесс бронирования состоит из отдельных мероприятий, в рамках которых ведутся дополнительные документы, которые не входят в «базовый обязательный набор» воинского учета.

Для ведения воинского учета в организации должны создаваться военно-учетные подразделения, которые отвечают за воинский учет и бронирование. Воинский учет в организациях подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Какие организации обязаны вести воинский учет

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях - это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.

Все без исключения организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности обязаны осуществлять воинский учет. Вести воинский учет необходимо даже в случае, если в организации есть только один работник, подлежащий воинскому учету. Более того, уполномоченные органы акцентируют внимание на том, что даже если в организации нет работников, подлежащих воинскому учету (призывников либо военнообязанных), они все равно раз в год должны подавать «подотчетные» сведения (вероятнее всего, как минимум карточку учета организации).

Каких-либо исключений либо послаблений* законодательство не предусматривает, поэтому медицинские организации ведут воинский учет как и все другие организации.

*Кажется немного странным отсутствие в НПА о воинском учете каких-либо «послаблений», например, для организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям. Хотя даже ТК РФ содержит для них некоторые исключения, будь то право на отказ полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права и пр.

На что также важно обратить внимание - НПА о воинском учете не содержат упоминания о ведении воинского учета индивидуальными предпринимателями, везде используя понятие «организация». Практика «потери» ИП в законах – очень частая проблема. И касательно воинского учета есть два противоположных мнения:

  • а) исходим из буквы законы. Не указано про ИП – значит не должны. Однако иногда ИП все же штрафуют, а они либо начинают вести ВУ, либо обращаются в суд.
    • Постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 13798/08 по делу № А33-4142/2008 - индивидуальный предприниматель был оштрафован военкоматом за непредставление в военный комиссариат сведений о заключении трудового договора с лицом, состоящим на воинском учете. Предприниматель обратился в суд об отмене штрафа. Суды требования удовлетворили, указав, что обязанность представления сведений о гражданах, принятых на работу, возложена на организации, а предприниматели организацией не являются.
  • б) если исходить из смысла положений, то ключевым является то, что воинский учет граждан осуществляется по месту работы. А ИП (если принимает на работу) также является полноценным работодателем. Причем многие военкоматы тоже настаивают, чтобы ИП вели ВУ. Более того, имеет место элементарная логика: выходит, что организация с численностью, например, в 3 человека обязана вести ВУ, а ИП, у которого может быть десятки работников – нет. Также тот факт, что ведение воинского учета выпадает из поля деятельности ИП, противоречит задачам и целям воинского учета, предусмотренным действующим законодательством.

К сожалению, несмотря на то, что поправки в законодательство о воинском учете многократно вносились, про ИП так и не вспомнили.

Обязанности организаций по ведению воинского учета

Теперь рассмотрим, какие же за организацией закреплены обязанности по воинскому учету.

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения о ВУ):

  • проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
  • заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
  • разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  • информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения о ВУ):

  • определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
  • ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения о ВУ):

  • направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
  • направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
  • представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
  • сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
  • сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
  • вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;
  • оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

В целях бронирования граждан, подлежащих воинскому учету:

*Подробнее об обязанностях в рамках бронирования, а также о необходимых документах (их формах) см. Инструкцию по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 3 февраля 2015 г. № 664с).
  • определяют работников, подлежащих бронированию;
  • ведут бронирование граждан, пребывающих в запасе;
  • выдают удостоверения;
  • своевременно оформляют бронирование военнообязанных за организацией на период мобилизации и в военное время, в том числе оформляют отсрочки и пр.;
  • представляют в военные комиссариаты муниципальных образований установленную отчетность, в том числе о численности работников и организаций, а также различные иные документы (например, документы для предоставления отсрочки и т.д.);
  • проводят анализ обеспеченности трудовыми ресурсами;
  • выполняют иные обязанности.

Что логично, соответствующие (указанные выше) обязанности по воинскому учету возлагаются на должностное лицо, осуществляющее воинский учет в организации, то есть на работника, ответственного за ВУ.

Организация и ведение воинского учета в организации. Необходимые документы и алгоритм от А до Я

Основное в организации и ведении воинского учета в организации, конечно же, документы. Обязательных базовых документов не так много (п. 39 Методических рекомендаций по ведению ВУ):

  1. приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
  2. план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  3. картотека личных карточек (и личные карточки, соответственно);
  4. журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
  5. расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  6. служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  7. справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации;
  8. другие документы* в соответствии с требованиями законодательства.
*Существуют ряд дополнительных документов, которые ведутся и оформляются в определенных случаях – например, в рамках бронирования граждан.

Далее мы рассмотрим, какие основные обязательные действия организация должна предпринять в рамках воинского учета и какие документы ей для этого понадобятся.

1. Подготовить и подать карточку учета организации, параллельно встав на учет

Если Вы организация, которая только что появилась на свет, то необходимо заполнить и подать в 3 экземплярах карточку учета организации. Форма карточки и порядок её заполнения предусмотрена в Инструкции, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 3 февраля 2015 г. № 664с. Форма также упоминается в Приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 12.01.2005 № 2 и Письме Минкультуры России от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА. Однако все же рекомендуется уточнять актуальную форму и иные данные по заполнению на момент подачи у соответствующих органов.

Три экземпляра нужны: для комиссии по бронированию, для военкомата и для самой организации.

В комиссию по бронированию помимо карточки для постановки на учет необходимо будет подать свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (иногда спрашивают копию письма Росстата о присвоении кодов статистики). Комиссия по бронированию принимает решение о возможности/невозможности организации осуществлять бронирование граждан. Если решение будет положительное – организацию вносят в список организаций, в которых осуществляется бронирование, а также за организацией закрепляются определенные должности и профессии, по которым осуществляется бронирование. По итогу обращения в комиссию по бронированию организации присвоят регистрационный номер (который далее указывается в карточке учета организации) и при положительном решении о возможности бронирования выдадут выписку из перечня должностей и профессий, по которым будет осуществляться бронирование в организации.

После первичной подачи затем 1 раз в год до 1 декабря (сведения отражаются по состоянию на 1 января следующего года) необходимо подавать карточки в те же органы, но уже с заполненным рег. номером, который Вам присвоят при первичной подаче данной карточки.

В случае реорганизации, ликвидации, изменения юр. адреса и пр., организация должна сняться с воинского учета, предоставив в военный комиссариат подтверждающие документы, свидетельствующие о наличии оснований для снятия с воинского учета (например, выписку из ЕГРЮЛ и лист записи, свидетельствующие о смене юр. адреса).

2. Издать Приказ

Организация должна издать Приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе. Форма данного приказа и его содержание есть в приложении № 4 к методическим рекомендациям по ведению ВУ. Данный приказ (помимо прочего) предусматривает:

  • возложение обязанностей по ведению воинского учета на конкретного работника (-ов);
  • определение лица, который будет заменять (временное исполнять обязанности) работника по ВУ при временном убытии его в отпуск, командировку или на лечение.

Проект приказа согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация, либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный учет на территориях, где нет военных комиссариатов = >

3. Назначить работника, ответственного за ведение воинского учета.

Организация должна назначить работника (-ов), осуществляющего (-их) ведение воинского учета (это делается в рамках вышеуказанного приказа), а также определить его функциональные обязанности по ведению воинского учета. Данный работник как раз и будет вести, заполнять, направлять, сверять и пр. все документы и сведения, связанные с воинским учетом в организации.

Конечно, прежде чем назначать такого работника, его необходимо самого принять на работу. Сколько должно быть работников по ведению воинского учета:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Численность работников, подлежащих воинскому учету, определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года (абз. 1 п. 13 Положения о ВУ).

Если работников, осуществляющих воинский учет, оказывается 2 и более, то создается отдельное подразделение - военно-учетный стол (абз. 2 п. 13 Положения о ВУ).

Таким образом, если в организации менее 500 работников, состоящих на воинском учете, то необходимо заключить трудовой договор по совместительству о выполнении работы по ведению воинского учета. В то же время на практике работа по ведению воинского учета может осуществляться на условиях совмещения должностей (т.е. в течение установленной продолжительности рабочего времени по основной работе с дополнительной оплатой). Также суды не считают противоречащей закону практику включения обязанностей по ведению воинского учета в должностную инструкцию другого работника, например, инспектора по кадрам (Кассационное определение Нижегородского областного суда от 26.10.2010 по делу № 33-9342/2010).

Note bene: Различными органами по вопросам организации воинского учета также могут приняты соответствующие акты. Например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.03.2012 № 239 «О совершенствовании воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе» указывает, что в государственных учреждениях здравоохранения города Москвы работникам, выполняющим обязанности по ВУ по совместительству, при наличии на воинском учете от 250 до 500 граждан необходимо выплачивать 0,5 ставки специалиста по кадрам; менее 250 граждан - выплачивать 0,25 ставки специалиста по кадрам.

Кандидатуру работника (-ов) перед назначением на должность рекомендуется согласовывать с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований). Целесообразно также направлять в военкомат копию приказа о назначении на должность. Как показывает практика, не обязательно согласовывать с военкоматом кандидатуру работника в организациях, где обязанности по воинскому учету сотрудник выполняет по совместительству. Более того, за несогласование не предусмотрено санкций.

С приказом об организации воинского учета (из пункта 2) назначаемый работник, а также заменяющий его работник, должны быть ознакомлен «под роспись». Функциональные обязанности работника по ведению ВУ также закрепляются отдельным документом (документ именуется «Функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учёта»), с которым сотрудник также ознакамливается, проставляя дату и подпись. Конечно, важно отразить соответствующие обязанности (трудовые функции) и в должностной инструкции.

Перемещение и увольнение военно-учетных работников (как правило) согласовывается с военным комиссариатом. При временном убытии военно-учетного работника необходимо назначить приказом руководителя на этот участок работы другого работника (который был упомянут в Приказе из 2 пункта) с передачей по акту всех документов, необходимых для работы по воинскому учету.

Note bene: Работник, уполномоченный на ведение воинского учета, должен повышать квалификацию не реже одного раза в три года и в течение одного года после назначения на должность. Подготовка специалистов в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2016 г. № 844 «Об организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации работников мобилизационных органов и руководителей организаций, имеющих мобилизационные задания». Также информация по обучению работников представлена в приложении № 19 к Методическим рекомендациям по ведению ВУ (в данном приложении даже указаны учебные заведения (их контактные данные), которые осуществляют повышение квалификации).

4. Выделить и организовать помещение для ведения ВУ

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Методических рекомендаций по ведению ВУ). Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций (п. 20 Методических рекомендаций по ведению ВУ).

5. Подготовить план работ по осуществлению воинского учета и бронирования граждан

Форма и комментарии по заполнению есть в приложении № 17 к методическим рекомендациям о ведении ВУ. Пункты необходимо заполнять в зависимости от ситуации (например, порой пункты по бронированию можно и не заполнять, так как в организации нет бронирования). Данный план согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).

Затем план разрабатывается и предоставляется в военный комиссариат для согласования ежегодно по истечении отчетного года в двух экземплярах, один из которых возвращается организации с отметкой.

6. Сделать журнал проверок воинского учета

Форма приведена в приложении № 18 к методическим рекомендациям по ведению ВУ. Журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации. Данный журнал будет необходим при проверке военкоматом. Записи вносятся проверяющими, лишь графа № 4 для организации.

7. Подготовить справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, а также подготовить и вести отдельное дело по вопросам воинского учета в организации граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Все документы в рамках воинского учета ответственный работник ведет в рамках отдельного делопроизводства. Работник, ответственный за ведение ВУ, должен завести себе папку с НПА, касающимися воинского учета (включив, в том числе, приказы и распоряжения уполномоченных органов, методические рекомендации, инструкцию и пр.). Желательно, чтобы работник приобщил и разнообразные порядки (порядок заполнения документов, порядок сообщение сведений и пр.) из методических рекомендаций по ведению ВУ (из данных методических рекомендаций в принципе можно взять все приложения и порядки).

Кроме того, п. 39 Методических рекомендаций предусматривает, что руководство организации обязано предоставить сотрудникам справочную информацию по учету, мобилизации и подготовке к ней. Однако не указано, каким образом это исполнить. Логичным представляется организация стенда, на котором как раз и будет информация по воинскому учету (например, НПА, права и обязанности, порядок ВУ и т.д.). Стенд можно разместить в «общем» помещении (коридоре, например) или в кабинете, где располагается работник, ответственный за ВУ в организации.

Уполномоченные органы тоже рекомендуют оформлять именно стенд (иногда еще советуют оформлять, как вариант, журнал). Более того, на сайтах администрации и военкоматов порой можно найти много полезной информации и рекомендаций. Например, на сайте Администрации Красноярского края есть даже образец того, как оформить стенд.

Note bene: Как уже упоминалось, некоторые из вышеуказанных документов необходимо представить в военный комиссариат по месту регистрации организации – вот итоговый список этих основных документов:

  • карточка учета организации;
  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учёта;
  • план работ по осуществлению воинского учета и бронирования граждан.

Как показывает практика, лучше не делать этого по почте, а обратиться лично, так как военный комиссариат согласовывает данные документы, проставляя на них отметку (либо как в плане заполняет специально предназначенные для этого поля), и возвращает организации.

ВАЖНО: Обязательно уточняйте формы документов, сроки подачи, какие сведения и каким образом отражать и пр. в военкоматах (иных органах), в которые Вы планируете подавать документы. К сожалению, методические рекомендации, инструкции и прочие документы по воинскому учету порой не содержат необходимых сведений, однако на практике они известны и активно применяются.

Когда основные документы подготовлены, заполнены и согласованы, разберёмся с документами, которые оформляются при принятии на работу лиц, обязанных состоять на воинском учете.

8. Принятие гражданина, подлежащего воинскому учета, на работу

8.1. Выдать расписку о принятии документов:

Как мы уже упоминали ранее, при заключении трудового договора военнообязанные и призывники обязаны предъявить работодателю документы воинского учета (абз. 5 ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В случае приема оригиналов документов воинского учета от работника (например, для сверки сведений, для подготовки документов по отсрочке и пр.), необходимо выдать расписку о принятии документов воинского учета граждан (приложение № 14 к методическим рекомендациям о ведении ВУ). Когда документы возвращаются, на корешке расписки работник, подлежащий воинскому учету, должен расписаться и поставить дату. Данный корешок остаётся на хранении у ответственного за ВУ ни.

8.2. Проверить наличие отметки о воинской обязанности в паспорте, наличие и подлинность документов воинского учета, наличие отметок о постановке на воинский учет и т.д.:

Работник, осуществляющий воинский учет, при принятии на работу должен проверить:

  • наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности (приложение N 8 к настоящим Методическим рекомендациям);
  • наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них;
  • наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (отметка может «располагаться» в военном билете, удостоверении и пр. (подробнее см. п. 31 методических рекомендаций по ведению ВУ));
  • наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания);
  • наличие жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
  • соответствие документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия.
*Образцы отметок представлены в приложении № 8 к методическим рекомендациям по ведению ВУ.

При обнаружении в документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат муниципального образования, в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета.

Организация должна проинформировать военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметках о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности.

8.3. Принимать меры к постановке на воинский учет и сообщать об изменениях:

В случае, когда на работу принимается женщина, имеющая военно-учетную специальность, но которая по каким-либо причинам не встала на учет в двухнедельный срок после получения соответствующей специальности, организация должна направить её по месту жительства или пребывания в военкомат для постановки на учет.

*Оформление и выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим военно-учетные специальности в ходе обучения в образовательных организациях профессионального образования, на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производятся военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков согласно приложению № 15 к Методическим рекомендациям.

Если изменились сведения в документах воинского учета (например, семейное положение, образование и пр.), то организация должна направить работника в военкомат. Порядок «направления» определен в приложении № 13 к Методическим рекомендациям по ведению ВУ. Необходимо заполнить и вручить работнику Листок сообщения (форма № 1 к Порядку, с которым работник пойдет в военкомат, где ему на нем поставят отметку, и затем он вернет корешок организации), а также заполнить Журнала учета листков сообщений и корешков к ним. В данном порядке также предусмотрена форма сообщения сведений организацией в случае, если работник до военкомата так и не дошел и корешок не вернул (форма № 2 к Порядку).

Если получилось так, что у Вас работает гражданин мужского пола в возрасте 15-16 лет, и по каким-то причинам ранее по нему в военкомат не направлялись сведения (первоначально это обязанность образовательных учреждений, органов местного самоуправления и т.д.), то организация-работодатель должна это сделать, подав список по форме из приложения № 11 к МР.

8.4. Заполнять личные карточки работников, подлежащих воинскому учету, и организовать картотеку:

Согласно п. 27 Положения о ВУ воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников: форма № Т-2 и форма № Т-2ГС(МС) – для государственных/муниципальных служащих. На каждого работника, подлежащего воинскому учету, ответственный по ВУ работник заполняет только раздел 2 в личной карточке.

Унифицированная форма № Т-2 «Личная карточка работника» и указания по ее заполнению (а необходима она не только в рамках ВУ) утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Форма № Т-2 есть и в приложении № 5 и № 6 (форма № Т-2ГС(МС)) к методическим рекомендациям по ведению ВУ.

Личные карточки на принятых на работу граждан, подлежащих воинского учету, помещаются по алфавиту в соответствующие разделы отдельной картотеки:

  • первый раздел - личные карточки на офицеров запаса;
  • второй раздел - личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
  • третий раздел - личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;
  • четвертый раздел - личные карточки на призывников.
  • пятый раздел - при наличии в организации на воинском учете свыше 500 граждан, личные карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах о вручении мобилизационных предписаний

Все изменения (семейное положение, образование и пр.) также необходимо своевременно вносить в личные карточки. Старые записи зачеркиваются и вносятся новые. Когда изменения внесены, ответственный за ВУ сотрудник должен вручить работнику листок сообщения об изменении сведений (действия далее - см. п. 9.3).

Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, и граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела отдельной картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных организаций) личные карточки уволенных (отчисленных из образовательных организаций) военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив.

По вопросам заполнения раздела 2 «Сведения о воинском учете» личных карточек, их хранения и пр. необходимо обращаться к приложению № 7 методических рекомендаций по ведению ВУ.

8.5. Направлять в военкомат сведения о приеме или увольнении работника, подлежащего воинскому учету:

При приеме либо увольнении работника, подлежащего воинскому учету, работодатель должен в течение двух недель (со дня приема либо увольнения) направить о нем сведения в военкомат по месту жительства (пребывания) такого работника. Форма также предусмотрена в методических рекомендациях по ведению ВУ.

Сведения направляются по форме в 2 экземплярах (1 для военкомата, другой – в надежде, что он вернется в организацию, однако, к сожалению, это бывает редко). Если списки направляются почтой, то лучше это делать с описью и уведомлением о вручении.

*Любые документы, которые организация направляет почтой, лучше отправлять с уведомлением о вручении и делать опись. Так у организации будет подтверждение о своевременном исполнении всех предусмотренных обязанностей.

8.6. Взаимодействовать с работниками:

Ответственный за ведение ВУ работник также должен взаимодействовать с работниками, подлещами воинскому учету, а именно:

  • разъяснять порядок исполнения обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и контролировать исполнение этих обязанностей;
  • информировать об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
  • оповещать о необходимости личной явки в военкоматы в целях постановки на воинский учет либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета;
  • оповещать о вызовах (повестках);
  • принимать меры к постановке граждан на учет;
  • обеспечивать возможность своевременной явки в места, указанные военкоматами и так далее.

9. Взаимодействие с военкоматом

Работник, ответственный за ведение ВУ, взаимодействует с военкоматами:

Самостоятельно:

  • информирует военкоматы:
    • об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, отсутствии отметки в паспорте и пр.;
    • о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
  • направляет в 2-недельный срок сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, о принятии или увольнении их с работы;
  • направляет до 1 ноября списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
  • сообщает в военкомат в 2-недельный срок сведений об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и так далее…

По запросам военкоматов:

  • направляет в 2-недельный срок по запросам соответствующих военкоматов и(или) ОМСУ необходимые сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете
  • представляют иные сведения по запросам
Note bene: Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливаться и другие дополнительные сведения, которые необходимо указывать в представляемых организациями сведениях и списках (это касается любых сведений и списков, о которых упоминалось в других пунктах настоящей статьи).

Работник, ответственный за ведение ВУ, проводит сверки:

  • сверка не реже 1 раза в год сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военкоматов (обычно военкомат письменно уведомляет о данной сверке) и так далее.
Note bene: Еще раз обращаем внимание, что сведения о работниках сообщаются организацией в военкоматы (иные уполномоченные органы) по месту учета этих работников (то есть по их месту жительства или пребывания). А вот свои внутренние «общие» документы (в случае необходимости согласования документов, сдачи отчетности и пр.) организации подают в военкоматы и иные уполномоченные органы по месту своей регистрации.

10. Иные документы, которые ведутся в рамках воинского учета, бронирования, мобилизации и пр.

В организации, осуществляющей бронирование граждан, также ведутся определенные документы («порядок работы» по бронированию определен Инструкцией по бронированию):

  • Приказ о порядке оформления и выдачи гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений об острячке от призыва по мобилизации и в военное время;
  • Приказ об организации оповещения граждан, пребывающих в запасе, при объявлении мобилизации;
  • План оповещения граждан, пребывающих в запасе, при мобилизации;
  • План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время;
  • План мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе;
  • Список граждан, пребывающих в запасе, на которых испрашиваются персональные отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации (форма 2 приложение 1 к Инструкции);
  • Список граждан, пребывающих в запасе ФСБ России, на которых испрашиваются персональные отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в органы федеральной службы безопасности (форма 2а приложение 2 к Инструкции);
  • Список граждан, пребывающих в запасе, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий (форма 8 приложение 8 к Инструкции);
  • Список граждан, пребывающих в запасе, и подлежащих зачислению на специальный учет по Перечню должностей и профессий (форма 14 приложение 12 к Инструкции);
  • Извещение о зачислении на специальный воинский учет (форма 4 приложение 3 к Инструкции);
  • Удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (форма 4 приложение 3 к Инструкции);
  • Удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в органы федеральной службы безопасности (форма 4а приложение 4 к Инструкции);
  • Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 5 приложение 5 к Инструкции);
  • Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6 приложение 6 к Инструкции);
  • Справка для переоформления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время по новому месту работы (форма 7 приложение 7 к Инструкции);
  • Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма 9 приложение 9 к Инструкции);
  • Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (формы 4 и 4а) уполномоченным цехов и отделов для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма 10 приложение 9 к Инструкции);
  • Книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (форма 11 приложение10 к Инструкции);
  • Книга по учету бланков специального воинского учета (форма 13 приложение 11 к Инструкции);
  • Бланки ведомостей на выдачу удостоверений об острячке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время уполномоченным цехов и отделом для вручения забронированным гражданам;
  • Бланки ведомостей на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации или в военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе;
  • Уведомление об аннулировании отсрочек от призыва;
  • Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время (форма 19 приложение 18 к Инструкции);
  • Список подведомственных организаций, где осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе
  • и так далее

Вдаваться в подробности касательно заполнения данных документов, порядка, сроков их подачи и т.д. мы не будем, иначе, во-первых, статья превратиться в «пособие для кадровиков», во-вторых, работники, ответственные за ВУ, уж точно лучше нас должны знать все практические нюансы и особенности.

Контроль за ведением воинского учета. Проверки

Проверки на предмет ведения воинского учета осуществляются на различных уровнях (п.п. 1-3 Порядка осуществления контроля за ведением ВУ):

Субъекты проверкиПредмет проверки
Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Главное управление кадров Министерства обороны Российской ФедерацииВ рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) объединенных стратегических командований военных округов и военных комиссариатов или по отдельным планам
Штабы военных округов и военные комиссариатыВ рамках проведения комплексной проверки (по отдельным элементам (вопросам) подчиненных военных комиссариатов и отделов (муниципальных)
Военные комиссариаты (начальники отделов) и органы местного самоуправленияОрганизация и ведение воинского учета непосредственно в организациях

На основании п. 33 Положения о ВУ контроль за ведением в организации воинского учета осуществляют военные комиссариаты или органы местного самоуправления. Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года. Как показывает практика, у организаций, у которых совсем мало работников, подлежащих воинскому учету, органы могут просто запросить документы.

В соответствии с пп. 8 п. 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 (далее – Указ № 1609), одной из основных задач военных комиссариатов является проведение проверок организаций по вопросам осуществления ими воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и исполнения военно-транспортной обязанности. Контроль за ведением организациями воинского учета организуют и осуществляют военные комиссары субъектов Российской Федерации, начальники отделов военных комиссариатов по муниципальным образованиям (пп. «е» п. 7 Инструкции по обеспечению ВУ)

В приложении № 2 к Инструкции по обеспечению ВУ приводится порядок осуществления военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, критерии оценки их деятельности (далее – Порядок осуществления контроля за ведением ВУ). Данный порядок есть также в приложении № 1 к методическим рекомендациям по ведению ВУ.

Инструкция по обеспечению ВУ и методические рекомендации по ведению ВУ предусматривают также перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в организациях.

В соответствии с п. 4 Порядка осуществления контроля за ведением ВУ качество осуществления организациями воинского учета оценивается по следующим показателям:

  • организация осуществления воинского учета;
  • полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников.

По результатам проверки выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (п.п. 5-7 Порядка осуществления контроля за ведением ВУ).

Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан (см. пункт 7 раздела «Организация и ведение воинского учета в организации. Необходимые документы» настоящей статьи).

Однако касательно проверки воинского учета в организации есть 2 противоположных мнения:

  1. На проверки, проводимые военкоматами и органами местного самоуправления, распространяются требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294). Довод заключается в том, что данный закон ФЗ № 294 не исключает контроль за ведением воинского учета из сферы своего действия, поэтому данный вид контроля должен осуществляться в полном соответствии с ФЗ № 294.

    Однако почему-то сторонники данной версии забывают про то, что орган для проведения государственного или муниципального контроля, должен иметь на это соответствующие полномочия. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ (п. 4 Указа № 1609). В соответствии с данным Указом они не наделены полномочиями по государственному (муниципальному) контролю (надзору). Более того, если, например, мы обратимся к Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, то там мы также не увидим полномочий по государственному контролю в сфере воинского учета в организациях. Конечно, не стоит забывать о законах субъектов, которые могут предусматривать такие полномочия, например, у тех же органов местного самоуправления.

  2. Требования ФЗ № 294 не распространяются на проверки военными комиссариатами воинского учета в организациях, так как военкоматы не относятся к органам государственного (муниципального) контроля. Прокуратура Ленинградской области высказывалась (хоть и давно) по данному вопросу на своём сайте.

Ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету

Согласно ФЗ 53, Положению о ВУ граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За нарушения в сфере воинского учета предусмотрена административная ответственность:

НормаНарушениеСанкция
Ст. 21.1 КоАПНепредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учетАдминистративный штраф в размере от 300 до 1000 рублей
Ст. 21.2 КоАПНеоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учетАдминистративный штраф в размере от 500 до 1000 рублей
Ст. 21.3 КоАПНепредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учетеАдминистративный штраф в размере от 300 до 1000 рублей
Ч. 1 ст. 21.4 КоАПНесообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидамиАдминистративный штраф в размере от 300 до 500 рублей
Ч. 2 ст. 21.4 КоАПНесообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учетеАдминистративный штраф в размере от 300 до 500 рублей
Ч. 3 ст. 21.4 КоАПНесообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учетеАдминистративный штраф в размере от 300 до 1000 рублей
Ст. 21.5 КоАПНеявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребыванияПредупреждение или Административный штраф в размере от 100 до 500 рублей
Ст. 21.6 КоАПУклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссииПредупреждение или Административный штраф в размере от 100 до 500 рублей
Ст. 21.7 КоАПУмышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утратуПредупреждение или Административный штраф в размере от 100 до 500 рублей

Как можно заметить, штрафы за правонарушения в области воинского учета совсем небольшие. Кроме того, количество обязанностей, возложенных на организации и граждан в рамках воинского учета, больше, чем предусмотрено санкций. Возможно, отчасти, именно поэтому воинский учет игнорируется немалым количеством организаций.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
Комментарии