Правила оказания медицинских услуг

Право пациента на качественную медицинскую помощь

Автор:
  • 2733
  • 0

Любой пациент, получающий медицинскую помощь, имеет целый ряд прав при ее оказании. К таким правам относятся, прежде всего, права, прямо перечислены в главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан): право на охрану здоровья, право на отказ от медицинского вмешательства, право на выбор врача и медицинской организации и другие права.

Право пациента на качественную медицинскую помощь

Но одним из базовых прав пациента, безусловно, является его право на получение качественной медицинской помощи. Этому праву пациента и посвящена настоящая статья.

Нормативно-правовая база

Право пациента на получение качественной медицинской помощи вытекает из целого ряда нормативных правовых актов, регулирующих предоставление медицинскими организациями медицинских услуг.

Нормативно-правовая база

Прежде всего, это Гражданский кодекс Российской Федерации. Кроме того, данное право пациента вытекает из положений Закона об основах охраны здоровья граждан и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

Понятие качества медицинской помощи

Прежде чем раскрывать понятие качества медицинской помощи, рассмотрим понятие медицинской помощи вообще. В статье 2 Закона об основах охраны здоровья граждан приводится следующее определение медицинской помощи: медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Понятие качества медицинской помощи

Что касается понятия качества медицинской помощи, то оно также закреплено в Законе об основах охраны здоровья, согласно статье 2 которого качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих:

  • своевременность оказания медицинской помощи,
  • правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи,
  • степень достижения запланированного результата.

Отметим, что многие специалисты считают приведенное выше понятие качества медицинской помощи не вполне верным, недоработанным. Ими отмечается, в частности, что оно не содержит такого важного критерия как исполнение избранного метода лечения, которое и нужно рассматривать в качестве основного критерия при оценке вопроса о качественном оказании медицинской помощи. Исходя из вышесказанного, чисто формально медицинским организациям порой удается доказать, в том числе и в суде, что медицинские услуги были оказаны качественно, несмотря на то, что само лечение было проведено с различного рода ошибками.

Запланированный результат лечения

Хочется еще сказать пару слов о таком критерии качества медицинской помощи как «степень достижения запланированного результата». Достижение или недостижение запланированного результата не может являться объективным критерием для оценки качества оказанных медицинских услуг, так как результат вообще не является квалифицирующим признаком в сфере оказания услуг (в отличие от сферы выполнения работ). Для оказания услуг квалифицирующим признаком для их оценки служат действия, направленные на достижение цели лечения, которую в силу множества причин гарантировать не представляется возможным. По этому поводу интересное разъяснение можно найти в обзоре Красноярского краевого суда от 24.04.2006 «Обзор практики рассмотрения судами Красноярского края споров, связанных с ненадлежащим оказанием медицинских услуг» указано следующее: «В отличие от договора подряда (п. 1 ст. 702 ГК РФ) на исполнителя услуги по общему правилу не возлагается обязанность по передаче заказчику какого-либо результата. Недостижение при лечении пациента положительного эффекта (например, излечения заболевания, снижения обострения хронической патологии) не может само по себе рассматриваться как признак некачественной медицинской услуги. Невозможность гарантировать благоприятный исход лечения объясняется спецификой медицинской деятельности и объекта ее воздействия: неизученностью многих заболеваний, схожестью симптомов различных заболеваний, индивидуальной реакцией организма пациента на лечение и пр.».

Запланированный результат лечения

Экспертиза качества медицинской помощи

В целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата назначается и проводится экспертиза качества медицинской помощи.

Экспертиза качества медицинской помощи

На сегодняшний день экспертиза качества медицинской помощи существует только как один из видов контроля качества медицинской помощи в рамках оказания медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. Контроль качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230. В целях оценки качества медицинской помощи при проведении экспертизы с 25 августа 2015 года применяются критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан. Данные критерии формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Право пациента на качественную медицинскую помощь
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию о работе медицинских организаций.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.
Важно!!!
С 1 июля 2017 года вступят в силу новые критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава России от 15.07.2016 № 520н. Подробнее об этом читайте в статье «
Критерии оценки качества медицинской помощи».

Правила проведения экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, должны быть определены соответствующим положением Минздрава России, которое на данный момент не принято (п. 4 ст. 64 Закона об основах охраны здоровья).

Кроме того, в Российской Федерации осуществляется государственный, ведомственный и внутренний контроль качества медицинской помощи, основной целью которых является выявление и устранение проблем системы здравоохранения в целом и в частности.

В заключение отметим, что оказание пациенту некачественной медицинской помощи может выступать как один из критериев недостатков оказанных медицинских услуг, как критерий противоправности действий со стороны медицинской организации, повлекших причинение вреда здоровью пациента, которое подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
23 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
5389
0
Правила оказания медицинских услуг
Право пациента на получение медицинской документации
3048
0
Правила оказания медицинских услуг
Законные интересы пациента
2734
0
Правила оказания медицинских услуг
Право пациента на качественную медицинскую помощь
Комментарии
comments powered by HyperComments