09 августа 2018

Оспаривание актов органов власти в сфере здравоохранения. Общие положения

Автор:
  • 702
  • 0
Оспаривание актов органов власти в сфере здравоохранения

Медицинская организация может защищать свои права в судебном порядке не только в спорах с другими организациями и пациентами, но также и в спорах с государственными органами. Есть ли какая-то значительная разница в том, с кем медицинской организации спорить: с государственным органом, с другой организацией или с пациентом? В настоящем материале Факультет Медицинского Права разбирается с этой «разницей», а также попутно рассказывает об общих положениях оспаривания актов органов власти в сфере здравоохранения.

Органы власти в сфере здравоохранения

«Врага» нужно знать в лицо. Не всегда, конечно, государственный орган – «враг», но круг потенциальных участников судебного разбирательства дела с участием медицинского учреждения лучше представлять максимально конкретно.

Основным государственным органом, отвечающим за вопросы здравоохранения и медицины, на сегодняшний день в России является Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России). Подробная информация о его функциях и задачах представлена на официальном сайте, а также в материале Факультета Медицинского Права «Министерство здравоохранения Российской Федерации».

Минздрав России осуществляет координацию и контроль в отношении:

  • Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, о которой подробно мы рассказываем в статье «Росздравнадзор»,
  • Федерального медико-биологического агентства,
  • федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий (полный перечень которых см. на сайте Минздрава РФ по данной ссылке»).
  • Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Помимо таких узко специализированных государственных органов отдельные вопросы могут быть решены и другими органами власти, которым Факультет Медицинского Права посвятил самостоятельные аналитические материалы: «Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)», «Федеральная служба РФ по надзору за оборотом наркотиков», «Министерство труда и социальной защиты РФ», «Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)», «Роскомнадзор», «Прокуратура Российской Федерации», «ОВД (полиция)», «Роспотребнадзор».

Вместе с тем, неважно какой орган будет оппонентом медицинской организации в споре, важно то, по каким правилам и законам такой спор вести.

Медицинское учреждение vs. государственный орган: виды возможных споров

На практике выделяют два основных вида споров между медицинскими организациями и государственными органами (федеральными государственными органами и органами власти субъектов РФ, а также муниципальными):

  1. Оспаривание нормативных правовых актов (далее также – НПА),
  2. Оспаривание ненормативных правовых актов.

Поясним, что основное различие между нормативным правовым актом и ненормативным заключается в действии «по кругу лиц». Обычно, нормативный правовой акт распространяет свое действие в отношении неопределенного круга лиц или заранее определенного круга лиц, тогда как ненормативный правовой акт касается отдельного конкретного лица. Примером нормативного правового акта в сфере здравоохранения является Приказ Минздрава России от 31.05.2018 N 298н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2018 N 51410), тогда как примером ненормативного будет являться предписание об устранении нарушений конкретной медицинской организацией.

Особняком стоят так называемые акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, о которых Факультет Медицинского Права подробно рассказывает в статье «Оспаривание актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Оспаривание нормативных правовых актов: законодательное регулирование

Следует начать с того, что нормативных правовых актов очень много. К ним относятся и федеральные конституционные законы, и федеральные законы, и подзаконные нормативные правовые акты (например, акты Правительства РФ), ведомственные акты (письма государственных органов) и т.д. Многообразие НПА закономерно влечет за собой и многообразие процедур их оспаривания.

В целом и общем медицинской организации рекомендуется иметь в виду следующее:

  • оспорить положения федерального закона можно исключительно в Конституционном суде РФ, а закона субъекта РФ – в конституционном (уставном) суде этого субъекта РФ. Поскольку это особый вид судопроизводства – конституционное судопроизводство, то подробно останавливаться на нем в рамках настоящей статьи нецелесообразно: слишком много нюансов.
  • оспорить подзаконный нормативный правовой акт (например, акт Правительства РФ, Минздрава РФ и другого органа власти) в суде общей юрисдикции можно в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства (далее – КАС РФ)
  • по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) оспариваются нормативные правовые акты только в Суде по интеллектуальным правам РФ
  • по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ нормативные правовые акты в настоящее время не оспариваются.

Детальная информация по вопросу оспаривания НПА собрана Факультетом Медицинского Права в статье «Оспаривание нормативных правовых актов по правилам КАС РФ».

Представитель медицинской организации при оспаривании НПА

Несколько слов нужно сказать о ведении в суде дела об оспаривании нормативного правового акта через представителя, поскольку таковые отличаются от правил КАС РФ и АПК РФ.

По общему правилу ч. 5 ст. 54 КАС РФ административные дела медицинской организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

В силу ч. 1 ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. В порядке ч. 3 указанной статьи адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие их статус в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия. Иными словами, представлять интересы медицинской организации при рассмотрении административного дела по правилам КАС РФ не сможет лицо, не имеющее высшего юридического образования или статуса адвоката. Полномочия представителя оформляются по правилам ст. 56-57 КАС РФ.

Оспаривание ненормативных правовых актов

Как Факультет Медицинского Права разъяснил выше, ключевое отличие ненормативных правовых актов от нормативных заключается в их действии «по кругу лиц». Ненормативные правовые акты принимаются уполномоченным органом в отношении конкретного лица, в том числе могут быть приняты и в отношении медицинской организации. Данное отличие может быть также дополнено и различным действием этих актов во времени. По общему правилу нормативный правовой акт предполагает его применение неограниченное количество раз на протяжении неопределенного времени, тогда как ненормативный акт обычно применяют один раз и не более того.

Порядок оспаривания ненормативных правовых актов, вынесенных в отношении медицинской организации, всецело зависит от того по каким основаниям и в связи с чем он был принят. К примеру, спор медицинской организации с лицензирующим органом, если он связан с осуществлением предпринимательской деятельности, будет рассматриваться в арбитражном суде по правилам АПК РФ. А вот спор бюджетного медицинского учреждения по вопросу привлечения его к ответственности за деятельность без лицензии будет относиться уже к подведомственности судов общей юрисдикции. Таким образом, как и в любом деле при оспаривании ненормативных правовых актов следует быть предельно внимательными с соблюдением всех правил закона. Более подробная информация об оспаривании ненормативных правовых актов содержится в статье «Оспаривание ненормативных правовых актов».

Юридическая помощь

Представленная в статье информация носит исключительно ознакомительный характер и не является полноценной юридической консультацией по конкретному вопросу (проблеме).

При необходимости Факультет Медицинского Права окажет юридическую помощь медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения), которая стала участником судебного спора с пациентом (и не только с ним, но и с любым другим лицом) или, наоборот, сама намеревается обратиться за судебной защитой своих прав и законных интересов. Дополнительная информация об услугах Факультета Медицинского Права имеется в разделе «Представление интересов медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения) в суде».

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии