Проверки органами надзора

Оспаривание нормативных правовых актов по правилам КАС РФ

Автор:
  • 2930
  • 0

Оспаривание нормативных правовых актов по правилам КАС РФЧто делать, если правовая проблема, с которой столкнулось медицинское учреждение, требует не частного решения, а более общего подхода, цель которого не просто решить вопрос «здесь и сейчас», а полностью его устранить? Зачастую такое бывает в случаях, когда нормативный правовой акт (далее – НПА), применяемый неоднократно, в том или ином аспекте противоречит требованиям федерального закона и, таким образом, нарушает права медицинской организации. В настоящем материале Факультет Медицинского Права подробно рассказывает о том, как подать административное исковое заявление, чтобы признать нормативный правовой акт, в том числе акт Министерства здравоохранения РФ, недействующим.

Предъявление административного иска о признании НПА недействующим

Предъявление административного иска о признании НПА недействующимОспорить нормативный правовой акт можно, обратившись в суд с исковым требованием о признании его не действующим полностью или в части. Правила, которыми следует руководствоваться в таком случае, изложены в Кодексе административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ). Нормы Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ при обжаловании нормативных актов в суде общей юрисдикции, по общему правилу, не применяются. Подробнее о применимых законах при оспаривании НПА Факультет Медицинского Права рассказывал в статье «Оспаривание актов органов власти в сфере здравоохранения (общие положения)».

В соответствии со ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части можно подать в суд в двух случаях:

  • если в отношении медицинской организации применен оспариваемый нормативный правовой акт, или
  • если медицинское учреждение является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и полагает, что этим актом нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы.

Первый случай касается ситуаций, в которых по отношению к медицинскому учреждению применен нормативный правовой акт, положения которого медицинское учреждение считает не соответствующими закону. Здесь не важно, какой орган издал этот акт – Министерство здравоохранения РФ или, к примеру, Министерство финансов в лице Федеральной налоговой службы РФ, важен факт применения НПА в отношении медицинской организации.

Второй случай – это оспаривание медицинским учреждением нормативных актов, изданных в сфере здравоохранения и медицины и, таким образом, обязательных для исполнения медучреждением. Ключевым моментом здесь является именно сфера действия оспариваемого акта. В судебной практике большинство ситуаций связано с оспариванием разного рода приказов, порядков и инструкций, утвержденных Министерством здравоохранения РФ. В качестве примера можно привести Решение Верховного Суда РФ от 01.03.2018 N АКПИ17-1185 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 4 и 9 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 919н» и т.п. Подробнее о порядках оказания медицинской помощи смотрите в разделе «Медицинская деятельность: правила и порядки», «Порядки и правила оказания медицинской помощи».

Срок для оспаривания НПА в суде

Срок для оспаривания НПА в судеПо общему правилу административный иск о признании нормативного правового акта недействующим можно подать в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Несоблюдение данного положения влечет за собой следующие последствия. Так,

  • если на момент подачи административного иска оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие, то в соответствии с ч. 1 ст. 210 КАС РФ судья откажет в принятии искового заявления;
  • если на момент подачи административного искового заявления о признании НПА недействующим он или его оспариваемые положения не вступили в силу, то судья по правилам ч. 2 ст. 210 КАС РФ такой иск возвратит.

В случае, если в период судебного разбирательства дела оспариваемый НПА утратит силу, будет отменен или изменен и перестанет, таким образом, затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, суд вправе прекратить производство по делу на основании п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ.

Требования к административному исковому заявлению

Требования к административному исковому заявлениюЧтоб суд принял административный иск медицинского учреждения об оспаривании НПА и возбудил административное производство, исковое заявление должно отвечать установленным законом требованиям. В первую очередь форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. ч. 1, 8 и 9 ст. 125 КАС РФ. То есть иск должен быть составлен в письменной форме и подписан административным истцом, или он может быть подан посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с соблюдением требований подачи документов в суд в электронной форме, см. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа»).

В административном исковом заявлении об оспаривании НПА обязательно нужно указать следующую информацию:

  • сведения, предусмотренные п. п. 1, 2, 4 и 8 ч. 2 и ч. 6 статьи 125 КАС РФ;
  • наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый НПА;
  • наименование, номер, дату принятия оспариваемого НПА, источник и дату его опубликования;
  • сведения о применении оспариваемого НПА к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
  • сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
  • наименование и отдельные положения НПА, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
  • ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в ч. 3 ст. 209 КАС РФ;
  • требование о признании оспариваемого НПА недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании НПА недействующим прилагаются документы, указанные в п.п. 1, 2, 4 и 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в п. 4 ч. 2 ст. 209 КАС РФ, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Если все требования административным истцом соблюдены, судья принимает заявление и возбуждает административное производство. Если же чего-то не хватает или есть какие-то недочеты, то судья, руководствуясь ч. 3 ст. 210 КАС РФ, может оставить исковое заявление без движения, установив разумный срок для устранения соответствующих недостатков.

Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании НПА

Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании НПАФакультет Медицинского Права обращает внимание на то, что можно потребовать в суде принять по административному иску меру предварительной защиты в виде запрета применять оспариваемый НПА или его оспариваемые положения в отношении административного истца, то есть самой медицинской организации, обратившейся в суд. Каких-либо иных обеспечительных мер ст. 211 КАС РФ не допускает. Последнее означает, что медицинская организация не сможет заявить о приостановлении действия НПА в отношении неопределенного круга лиц, или, в случае ошибочного заявления таких требований, в применении предварительной защиты суд медицинской организации сможет отказать.

Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов

Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актовПо правилам ст. 213 КАС РФ административное дело об оспаривании НПА рассматривается судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом РФ в течение трех месяцев со дня его подачи.

Согласно ч. 5 названной статьи лица, участвующие в деле, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной. Факультет Медицинского Права обращает внимание, что при оспаривании НПА к участию в деле в обязательном порядке привлекается прокурор.

Рассматривая административное деле об оспаривании НПА, суд проверяет законность его положений с учетом того, что он не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, а потому суд выясняет обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в полном объеме. В частности, должны быть установлены следующие обстоятельства:

  • нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
  • соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
    • полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
    • форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
    • процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
    • правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
  • соответствует ли оспариваемый акт или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доказать то, что оспариваемый НПА соответствует закону, должны орган, организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Интересно то, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой безусловную обязанность суда прекратить производство по административному делу. Примирение по таким делам невозможно.

Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта

Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового актаПо результатам рассмотрения административного дела об оспаривании НПА суд принимает одно из следующих решений:

  • об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый медицинской организацией НПА полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
  • об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Порядок принятия решения определяется правилами гл. 15 КАС РФ. применительно к содержанию решения нужно заметить следующее. Если при рассмотрении административного дела об оспаривании НПА суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного НПА или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях своего решения. Помимо этого в резолютивной части решения должны содержаться:

  • указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого НПА не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших;
  • указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица;
  • сведения, указанные в п. п. 4 и 5 ч. 6 ст. 180 КАС РФ;
  • другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений.

Решение суда по административному делу о признании НПА не действующим полностью или в части вступает в законную силу в порядке ст. 186 КАС РФ. Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затронуты в соответствии со ст. 217 КАС РФ.

Последствия признания НПА не действующим полностью или в части

Последствия признания НПА не действующим полностью или в частиСогласно ст. 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части:

  • этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты;
  • не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Если при таких обстоятельствах выявляется недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Решение суда о признании НПА не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием административным ответчиком такого же акта.

Юридическая помощь

Юридическая помощьПредставленная в статье информация носит исключительно ознакомительный характер и не является полноценной юридической консультацией по конкретному вопросу (проблеме).

При необходимости Факультет Медицинского Права окажет юридическую помощь медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения), которая стала участником судебного спора с пациентом (и не только с ним, но и с любым другим лицом) или, наоборот, сама намеревается обратиться за судебной защитой своих прав и законных интересов. Дополнительная информация об услугах Факультета Медицинского Права имеется в разделе «Представление интересов медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения) в суде».

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
11 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии
comments powered by HyperComments