22 августа 2018

Оспаривание ненормативных правовых актов

Автор:
  • 236
  • 0

Оспаривание ненормативных правовых актовВ процессе своей деятельности медицинское учреждение может столкнуться с предписаниями властного характера, принятыми государственными (муниципальными) органами, в отношении него лично. Что делать в случае, если медицинская организация не согласна с такими предписаниями? Если наложен значительный штраф за незначительное нарушение? Что следует предпринять в первую очередь? В настоящем материале Факультет Медицинского Права рассказывает о том, как обжаловать ненормативные правовые акты по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), в каких случаях придется обращаться в суд общей юрисдикции и что из себя, в целом, представляет оспаривание ненормативных правовых актов как таковое.

Оспаривание нормативных правовых актов

Оспаривание нормативных правовых актовВ статье «Оспаривание актов органов власти в сфере здравоохранения (общие положения)» Факультет Медицинского Права рассказывал о различиях между ненормативными правовыми актами и нормативными, указывая, что первые относятся только к одному лицу, тогда как последние распространяют свое действие на неопределенный круг лиц. Однако мало понимать их ключевое различие, нужно правильно представлять себе, что скрывается за понятием «оспаривание ненормативных правовых актов». Ведь интересно, что согласно действующему законодательству оспариваются не только ненормативные правовые акты, но и действия / бездействия должностных лиц уполномоченных государственных (муниципальных) органов. Поэтому следует резюмировать, что говоря об оспаривании ненормативных правовых актов, мы говорим как об оспаривании конкретных документов, исходящих от компетентных органов, так и об обжаловании действий / бездействий их должностных лиц. При этом на практике оспаривание ненормативных правовых актов сводится к обжалованию решений по делам об административных правонарушениях, а обжалование действий / бездействий должностных лиц к проверке их на соответствие закону при проведении проверок и иных контрольных мероприятий.

О каждом более подробно см. в статьях «Обжалование решения по делу об административном правонарушении», «Обжалование действий (бездействий) должностных лиц органов контроля», «Обжалование результатов проверки», общая нормативная база сформирована и представлена в сводном материале «Нормативно-правовые акты для раздела «Обжалование проверок органов надзора и административных производств».

Оспаривание ненормативных правовых актов по правилам АПК РФ

Оспаривание ненормативных правовых актов по правилам АПК РФДела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ.

Поговорим об этих особенностях.

Во-первых, производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц. В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ такое заявление можно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (!). Таким образом, если медицинская организация считает, что ее права или законные интересы нарушены государственным (муниципальным) органом, действия по защите прав, в том числе в судебном порядке, нужно предпринимать оперативно.

Вторая особенность – ч. 5 ст. 200 АПК РФ. Согласно положениям этой нормы обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Иными словами, «де юро» не медицинская организация должна отстаивать свои права в таком судебном процессе, а государственный орган доказывать, что права медицинской организации он не нарушил. «Де факто», конечно, ситуация выглядит по-другому: успешная защита прав в российском в суде всегда предполагает активность со стороны заявителя.

В остальном: порядок рассмотрения дела в суде, участие представителя медицинской организации в судебных заседаниях, направление копий судебных актов, распределение между сторонами судебных расходов и т.п. не отличается от правил искового производства.

Со своей стороны Факультет Медицинского Права обращает внимание на интересный нюанс – в судебном порядке можно оспорить даже отмененный ненормативный акт, если он нарушал права заявителя. Такое разъяснение дал Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 22.12.2005 № 99 (ред. от 01.07.2014) «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Оспаривание ненормативных правовых актов в суде общей юрисдикции

Оспаривание ненормативных правовых актов в суде общей юрисдикцииМаловероятно, что коммерческая медицинская организация столкнется с необходимостью оспаривания ненормативного правового акта в суде общей юрисдикции. Однако такой случай нельзя исключить в отношении некоммерческого медицинского учреждения. К примеру, дело о привлечении медицинского учреждения к административной ответственности по ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), будет рассматриваться в суде общей юрисдикции. И вот здесь возникают вопросы: какие правила будут применяться, если общеизвестно, что суды общей юрисдикции рассматривают дела согласно ГПК РФ?

Факультет Медицинского Права обращает внимание на то, что с 15 сентября 2015 года подраздел III ГПК РФ, посвященный производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу. На сегодняшний день дела по административным правонарушениям медицинских организаций рассматриваются по правилам Кодекса об административных правонарушениях РФ, тогда как все остальные дела (не связанные с административными правонарушениями) по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ. Подчеркнем также, что Кодекс административного судопроизводства РФ на сегодняшний день применяют только суды общей юрисдикции (!). Дополнительно см. статью «Оспаривание актов органов власти в сфере здравоохранения (общие положения)». При этом, интересно, что медицинская организация может столкнуться с КАС РФ не только при оспаривании актов органов власти, но и в ходе особого вида производства – по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке. Но это уже совсем другая история.

Юридическая помощь

Юридическая помощьПредставленная в статье информация носит исключительно ознакомительный характер и не является полноценной юридической консультацией по конкретному вопросу (проблеме).

При необходимости Факультет Медицинского Права окажет юридическую помощь медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения), которая стала участником судебного спора с пациентом (и не только с ним, но и с любым другим лицом) или, наоборот, сама намеревается обратиться за судебной защитой своих прав и законных интересов. Дополнительная информация об услугах Факультета Медицинского Права имеется в разделе «Представление интересов медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения) в суде».

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии
comments powered by HyperComments