5 декабря 2017 года Правительством РФ в Государственную Думу был внесен проект нового федерального закона «О государственном контроле (надзоре) в РФ». Предполагается, что новый акт придет на смену действующему в настоящее время Федеральному закону от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294, Закон о проверках).
Для начала отметим, что инициаторы документа предлагают дать новое наименование закону - «О государственном контроле (надзоре) в РФ». Вполне логично, поскольку по сравнению с ныне действующим актом положения проекта фактически позволят органам надзора осуществлять тотальный контроль за организациями, что явно не свидетельствует о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля.
Поскольку это только проект, то в настоящей заметке мы решили заострить внимание только на наиболее интересных, на наш взгляд, инициативах законодателя.
О «ягодках и цветочках», или О действующих нормах государственного контроля
За последние два с половиной года Закон о проверках претерпел немало изменений. При этом до 2015 года согласно положениям ФЗ № 294 государственный контроль (надзор) заключался в проведении плановых и внеплановых проверок. Порядок их проведения был закреплен в статьях 9-13, 14-16 ФЗ № 294.
Начиная с июля 2015 года в ФЗ № 294 были введены положения:
- «о моратории» для субъектов малого предпринимательства на проведение плановых проверок;
- о риск - ориентированном подходе при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) (суть данного подхода заключается в том, что частота плановых проверок определяется в зависимости от отнесения деятельности организации к определенному классу (категории) опасности);
- о профилактических мероприятиях;
- о мероприятиях по контролю без взаимодействия с организациями;
- об индикаторах риска нарушения ...