15 марта 2017

Пожарный надзор

Автор:
  • 3972
  • 0

Пожарный надзорОсуществление пожарного надзора регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон № 69) и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Постановление Правительства РФ № 290).

К отношениям, связанным с осуществлением пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ.

В данной статье будет рассмотрено осуществление пожарного надзора в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций, к которым приравниваются индивидуальные предприниматели. Также рассмотрены особенности организации и осуществления проверок в области пожарной безопасности по сравнению с Законом № 294-ФЗ.

Органы пожарного надзора

Органы пожарного надзораВ соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ № 290 пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов Государственной противопожарной службы, являющимися инспекторами по пожарному надзору.

Государственная противоположная служба входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Деятельность должностных лиц Государственной противопожарной службы и перечень органов пожарного надзора регламентированы Законом № 69-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 290.

Полномочия должностных лиц пожарного надзора

Полномочия должностных лиц пожарного надзораДолжностные лица органов пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (ст. 6 Закона № 69):

  • Запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от медицинских (фармацевтических) организаций информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • Производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
  • Иные полномочия в соответствии со ст. 6 Закона № 69-ФЗ.

Проведение проверок органами пожарного надзора

Проведение проверок органами пожарного надзора является одним из мероприятий по контролю, проводимых в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), выполняемых ими работ, предоставляемых услуг, производимых и реализуемых товаров, обязательным требованиям в области пожарной безопасности.

При этом подобные мероприятия органами пожарного надзора осуществляются в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644.

Предмет проведения проверки пожарной безопасности

Предметом плановой проверки пожарной безопасности (в документарной и (или) выездной формах) является соблюдение на территории медицинской (фармацевтической) организации обязательных требований пожарной безопасности.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Требования пожарной безопасности

Требования пожарной безопасностиТребования пожарной безопасности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон № 123-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Законом № 123-ФЗ устанавливаются требования пожарной безопасности, в частности, к производственным объектам, пожарной технике, продукции общего назначения, эксплуатации зданий сооружений и т.д.

Организациям при выборе материалов для внутренней отделки холлов, коридоров, фойе, вестибюльных групп и прочим помещениям на путях эвакуации необходимо особо внимательно руководствоваться Законом № 123-ФЗ, которым установлен возможный класс пожарной опасности используемого в помещении материала, как для стен, так и для потолков.

В отношении каждого объекта руководителем организации утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII вышеназванного Постановления Правительства РФ.

В соответствии со ст. 5 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность организации считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  • В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми данным законом, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-ФЗ;
  • В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с данным законом, и нормативными документами по пожарной безопасности.

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности.

Основания проведения плановой проверки пожарной безопасности

Основания проведения плановой проверки пожарной безопасностиОснованием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:

  • Трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
  • Трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки;
  • Одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки, в случаях установленных Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»:
Наименование вида деятельности Периодичность проведения плановой проверки в области пожарного надзора
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи не чаще 1 раза в 2 года
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи не чаще 1 раза в 2 года

Основания для проведения внеплановой проверки

  • Истечение срока исполнения организацией выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
  • Наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • Поступление в орган государственного пожарного надзора:
    • Сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
    • Обращений и заявлений о фактах нарушений требований пожарной безопасности..., если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара.

Уведомление о проведении проверки

Уведомление о проведении проверкиВ случае обращений и заявлений о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара, то внеплановая выездная проверка пожарной безопасности может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ.

Предварительное уведомление организации о проведении внеплановой выездной проверки по вышеназванному основанию не допускается.

Внимание!

С 03 сентября 2016 года на основании Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 федеральный государственный пожарный надзор отнесен к видам контроля, проверки по которым осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

С 01 октября 2017 года при проведении плановых проверок в рамках пожарного надзора будут использоваться проверочные листы (список контрольных вопросов) (Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 №774). До настоящего времени формы проверочных листов для проведения плановых проверок в зданиях (помещениях) медицинских организаций (поликлиник, амбулаторий, больниц) не утверждены.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Более подробно о проведении плановых проверок с применением риск-ориентированного подхода по данному виду надзора, а также о сути метода читайте в наших статьях: «Федеральный государственный пожарный надзор с применением риск-ориентированного подхода», «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)» и др.

Права и обязанности медицинских (фармацевтических) организаций в области пожарной безопасности

Руководители организации имеют право:

  • Создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
  • Вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
  • Проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
  • Устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • Получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
  • Руководители организации обязаны:
  • Соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • Разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • Включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • Содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • Обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • И иные обязанности, предусмотренные ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ.

Ответственность руководителей медицинских (фармацевтических) организаций

Ответственность руководителей медицинских (фармацевтических) организацийРуководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Основания и порядок привлечения руководителей медицинских (фармацевтических) организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей (ст. 39 Закона № 69-ФЗ).

Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за нарушение требований пожарной безопасностиВ соответствии с действующим законодательством несут:

  • Собственники имущества;
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • Лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • Должностные лица в пределах их компетенции.

Вышеперечисленные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Административная ответственность

Административная ответственностьСрок давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.

Административная ответственность организаций, в том числе медицинских (фармацевтических) организаций, за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 (нарушений требований пожарной безопасности в лесах), 11.16 КоАП РФ (нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 6 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 пятидесяти тысяч до 200 тысяч рублей.

В случае нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения наступает административная ответственность в виде наложение административного штрафа на должностных лиц — от 6 тысяч до 15 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 до 30 рублей; на юридических лиц — от 100 пятидесяти тысяч до 200 тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц — от 15 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 150 тысяч до 200 тысяч рублей.

Повторное совершение данного административного правонарушения может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в соответствии со ст. 219 УК может наступить за нарушение требований пожарной безопасности, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо если это деяние, повлекло по неосторожности смерть, двух или более лиц.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
3464
0
Проверки органами надзора
Страховой надзор
2955
0
Комментарии