logo
 
logo
14 марта 2018

Туман в госконтроле или о полномочиях органов надзора в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма

logo
Автор:
  • 319
  • 0
Туман в госконтроле или о полномочиях органов надзора в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма

Уже пятый год в РФ действует всем известный Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – ФЗ № 15), который достаточно резко ограничил медицинские организации по данному вопросу. Контролирующие органы не первый год осуществляют проверки за соблюдением его требований. Кроме того, данный закон присутствует и во многих перечнях актов надзорных органов, соблюдение которых они оценивают при проведении мероприятий по контролю (Приказ РЗН от 27.04.2017 № 4043, Перечень актов, утвержденный РПН).

Однако вопрос о том, насколько полномочны определенные органы осуществлять данные проверки за медицинскими организациями остается открытым и по сей день.

Об обязанностях медицинской организации в разрезе ФЗ № 15

Об обязанностях медицинской организации в разрезе ФЗ № 15Прежде чем перейти к обсуждению проблемы осуществления государственного контроля в указанной сфере, необходимо напомнить какие обязанности возложены на медицинские организации по соблюдению ФЗ № 15 (ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15):

  • соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п.п. 1 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15);
  • соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п.п. 1 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15);
  • обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п.п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15);
  • предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака (п.п. 4 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15).

Что подразумевает под «осуществлением контроля за соблюдением норм», установленного п.п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15, законодатель не раскрывает, но скорее всего имеет ввиду, в первую очередь, контроль за соблюдением требования о запрете курения табака на территории и помещениях, предназначенных для оказания медицинских услуг (ч. 1 ст. 12 ФЗ № 15). В любом случае, обнаружив на территории медицинской организации курящего пациента или медицинского работника контролирующие органы будут подводить нарушение запрета курения табака в такой организации, в том числе под несоблюдение требования об осуществление организацией контроля по п.п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15, тем более за неисполнение обязанностей по контролю предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ.

Также напомним об особых обязанностях организаций по соблюдению ФЗ № 15 (установлены ст. 12 ФЗ № 15):

  • обязанность по обозначению территории, зданий и объектов, где курение табака запрещено знаком о запрете курения (ч. 5 ст. 12 ФЗ № 15). Требования к знаку курения и порядку его размещения утверждены Приказом Минздрава России от 12.05.2014 № 214н.
  • соблюдение требования о запрете курения табака на территории и помещениях, предназначенных для оказания медицинских услуг (ч. 1 ст. 12 ФЗ № 15).

О правовых коллизиях

О правовых коллизияхНачнем с норм ФЗ № 15, в статье 21 которого указано, что государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного надзора в сфере рекламы, а также таможенного контроля.

С одной стороны, вроде как ясно какие органы надзора причастны к проверкам соблюдения ФЗ № 15 (Роспотребнадзор, Росздравнадзор, ФАС), но с другой стороны, формулировка «при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ» остается достаточно туманной. Каков предел их компетенции, и какое законодательство РФ подразумевает наш регулятор? По мнению ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА, вышеназванная норма недостаточна для проведения органами надзора мероприятий по контролю за соблюдением ФЗ № 15.

Так, осуществление мероприятий по тому или иному виду федерального контроля возможно при наличии соответствующего порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ, федеральным законом или указом Президента РФ и административного регламента, что предусмотрено п.п. 2ст. 2 Закона о проверках (ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Между тем, ни Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152, ни Положение о федеральном государственном санитарно – эпидемиологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, ни иные акты (федеральные законы, ПП РФ, указы Президента РФ), не содержат информации о полномочиях РЗН, РПН осуществлять контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма.

Более того, нет сведений о таком контроле и в соответствующих административных регламентах (Приказ Минздрава России от 26.01.2015 № 19н, Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764).

Таким образом, нам представляется, что как органы РПН, так и органы РЗН не вправе проводить проверки в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма, пока соответствующие изменения не будут внесены в положения о видах госконтроля, а также административные регламенты.

А пока действующая формулировка статьи 21 ФЗ № 15 о контроле в указанной сфере способна лишь привести (и по факту приводит) к злоупотреблениям со стороны контролирующих органов, а также к неоднократному привлечению медицинских организаций к ответственности за одни и те же нарушения ФЗ № 15 различными органами надзора (РПН, РЗН), что недопустимо.

Об административной ответственности

Об административной ответственностиОтметим, что за нарушения ФЗ № 15 предусмотрена административная ответственность. В соответствии со ст. 6.24 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ) установлено административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей.

Что касается действий (бездействий) медицинских организаций и их должностных лиц, то для них административная ответственность за нарушения ФЗ № 15 установлена ст. 6.25 КоАП РФ, согласно которой:

  1. несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ):
    • на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
    • на юридических лиц в размере от 30 000 до 60 000 рублей.
  2. несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ):
    • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
    • на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей.
  3. неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности влечет наложение административного штрафа:
    • На ИП в размере от 30 000 до 40 000 рублей;
    • На юридических лиц в размере от 60 000 до 90 000 рублей.

Эпилог

В завершение отметим, что согласно единому плану проверок на 2018 год в отношении многих медицинских организаций будут проведены проверки в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Законны ли эти проверки и их результаты – судите сами.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
4503
0
Проверки органами надзора
Страховой надзор
3124
0
Комментарии