№206

Вопрос про инвалидность вследствие потери зрения на одном глазу

На днях слышала историю, ребенок 9 лет, в результате несчастного случая потерял глаз, другой глаз 100 % зрение, инвалидность не дают, на основании того, что второй глаз видит. Это законно, так и есть?
Ответ
Подготовлен: 18.04.2018

Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 181-ФЗ)).

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (п. 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (далее – Правила № 95)).

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, которые в настоящее время утверждены Приказом Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (далее – Классификации и Критерии № 1024н).

Так, из п. 8 и 9 Классификаций и Критериев № 1024н следует, что категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицу в возрасте до 18 лет при наличии у последнего нарушения здоровья со II, III либо IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 %), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Нарушения сенсорных функций (к которым относятся и нарушения зрения) относятся к основным видам стойких расстройств функций организма человека (п. 3 Классификаций и Критериев № 1024н).

А степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в % и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 %. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека (как нами было указано выше, для установления категории «ребенок-инвалид» должна быть II, III либо IV степень):

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 % (абз. 3 п. 4 Классификаций и Критериев № 1024н);

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 % (абз. 4 п. 4 Классификаций и Критериев № 1024н);

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 % (абз. 5 п. 4 Классификаций и Критериев № 1024н);

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне (абз. 6 п. 4 Классификаций и Критериев № 1024н).

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественной системой оценки в %, предусмотренной приложением к Классификациям и критериям № 1024н (если данным приложением не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абз. 3-6 п. 4 Классификаций и Критериев № 1024н исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса).

В названном Приложении содержится отдельный раздел, посвященный количественной оценке степени выраженности стойких нарушений функций глаза и его придаточного аппарата (п. 8 Приложения).

В примечании к данному разделу указано, что количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций глаза и его придаточного аппарата, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, основывается на характере и степени выраженности нарушения зрительных функций, основные из которых: острота зрения в условных единицах (ед.) и поле зрения в градусах (°). Состояние зрительных функций определяется с учетом ранжирования их показателей, содержащихся в МКБ-10. Степень нарушения зрительного анализатора оценивается по состоянию функции лучше видящего (или единственного) глаза с оптимальной коррекцией. При необходимости углубленного обследования используются данные электрофизиологических и других специальных морфофункциональных методов исследования (определение ретинальной остроты зрения, вызванных зрительных потенциалов). Учитываются также другие факторы патологического процесса: форма и стадия течения, активность процесса, время наступления зрительного дефекта, степень адаптивности к нему, вид и особенности коррекции (очковая, контактная, интраокулярная).

В соответствии с названным Приложением к клинико-функциональным характеристикам стойких нарушений функций глаза и его придаточного аппарата, количественная оценка степени выраженности которых 40 % и выше (что необходимо для установления категории «ребенок-инвалид») относятся следующие:

  • Острота зрения:
    • Острота зрения (лучше видящим глазом с коррекцией) более 0,1 до 0,3 (40 – 60 %);
    • Острота зрения (лучше видящим глазом с коррекцией) 0,1 - 0,05 (70 – 80 %);
    • Острота зрения (лучше видящим глазом с коррекцией) 0 - 0,04 (90 %);
  • Сужение полей зрения (периферическое по радиусу от точки фиксации):
    • Концентрическое сужение полей зрения бинокулярно менее 40, но шире 20 (40 %);
    • Концентрическое сужение полей зрения бинокулярно равно или менее 20, но шире 10 (70 – 80 %);
    • Концентрическое сужение полей зрения бинокулярно 10 – 0 (90 %);
    • Концентрическое сужение полей зрения при отсутствии другого глаза - сужено до 40 (40 %);
    • Концентрическое сужение полей зрения при отсутствии другого глаза - менее 40, но шире 20 (60 %);
    • Концентрическое сужение полей зрения при отсутствии другого глаза - равно или менее 20, но шире 10 (80 %);
    • Концентрическое сужение полей зрения при отсутствии другого глаза - 10 и менее (90 %);
  • Скотомы в центральном поле зрения (град.):
    • Единичные относительные скотомы (40 %);
    • Единичные абсолютные скотомы (70 %);
    • Множественные абсолютные несливные скотомы (70 %);
    • Центральные абсолютные скотомы 10° и более (90 %);
    • Парацентральные абсолютные сливные скотомы (90 %).
Примечание: также обращаем внимание на то, что при наличии следующих нарушений зрения инвалидность детям с настоящего времени устанавливается бессрочно до достижения ими возраста 18 лет (в соответствии с изменениями, внесенными в Правила № 95 Постановлением Правительства РФ от 29.03.2018 № 339):
  • полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения;
  • снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,04 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

Таким образом, из всего представленного выше следует, что в настоящее время потеря ребенком одного глаза не является само по себе достаточным основанием для установления ему категории «ребенок-инвалид».

При потере одного глаза инвалидность ребенку может быть установлена только в том случае, если второй глаз имеет какие-либо из названных выше заболеваний (нарушений), которые приводят к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка (основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности их ограничений названы в п. 5 и 6 Классификаций и Критериев № 1024н. К ним, например, относятся следующие: способность к самостоятельному передвижению (1 степень выраженности ее ограничения - способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способность к обучению (1 степень выраженности ее ограничения - способность к обучению и получению образования в рамках ФГОСов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии) и пр.).

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
23 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.