№211

Вопрос про необходимость практических занятий в рамках обучения врачей

Скажите, пожалуйста: есть ли какие-нибудь установленные требования к профессиональной переподготовке по психотерапии врачей-психиатров? Потому что в квалификационных требованиях к врачу-психотерапевту, установленных Минздравом, сказано, что достаточно иметь интернатуру/ординатуру по психиатрии и проф.переподготовку по психотерапии, но не сказано - КАКАЯ это должна быть переподготовка: по продолжительности, форме обучения, и др. Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии РУДН, например, и дистанционно (!) «переподготавливает», что трудно назвать иначе как профанацией, учитывая, что ряд навыков психотерапевта отрабатывается только при личном непосредственном контакте и с участием супервизора.
Ответ
Подготовлен: 04.08.2018 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материал может быть частично или полностью не актуален на сегодняшний день.

В Приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (ред. от 15.06.2017) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» указаны следующие квалификационные требования:

Специальность «Психотерапия»
Уровень профессионального образования Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»
Подготовка в ординатуре по специальности «Психотерапия»
Дополнительное профессиональное образование Профессиональная переподготовка по специальности «Психотерапия» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Психиатрия»
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности
Должности Врач-психотерапевт; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-психотерапевт

Таким образом, для получения специальности «Психотерапия» врачу необходимо либо пройти ординатуру по специальности «Психотерапия», либо получить дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) в форме профессиональной переподготовки по специальности «Психотерапия», однако второе доступно только для специалистов, имеющих постдипломное образование по специальности «Психиатрия».

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273) программы профессиональной переподготовки являются дополнительными профессиональными программами. Пунктом 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено следующее относительно сроков обучения: срок освоения программ профессиональной переподготовки должен быть не менее 250 часов.

Что касается формы обучения, то в ч. 2 ст. 13 ФЗ № 273 указано, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Таким образом, законодатель не только не запрещает, а наоборот, разрешает использовать такую форму обучения, правда и здесь есть свои исключения - о них далее. Из статьи 16 ФЗ № 273 следует, что:

  • под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ;
  • при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая позволяет обучающимся образовательных программ освоить её в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Часть 3 статьи 16 ФЗ № 273 посвящена реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, и в которой (помимо всего прочего) упомянут перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Такой перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 и включает в себя раздел «Здравоохранение и медицинские науки». В данный раздел приказа не вошли всего 2 специальности (медицинская оптика и медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)), по которым обучение допустимо полностью в электронно-дистанционной форме. По основному большинству необходимы практические занятия. Не беремся обсуждать логичность и рациональность задумки (или упущения) нашего законодателя, мы просто доводим голые факты до сведения нашего читателя. Также отметим, что из положений ФЗ № 273 и Приказа Минобрнауки № 22 не ясно, касаются ли такие ограничения только обучения лиц в соответствии с основными профессиональными образовательными программами или в том числе их обучения по дополнительным образовательным программам. Так как этот вопрос не конкретизирован законодателем, то мы исходим из того, что обозначенное ограничение по обучению исключительно в электронно-дистанционной форме затрагивает оба вида образовательных программ.

Что касается соответствующего перечня профессий и специальностей высшего профессионального образования, то он до сих пор не утвержден министерством, поэтому делать какие-либо выводы в этой части приходится исходя из других положений законодательства, о чем ниже.

В статье 82 ФЗ № 273 установлены некоторые особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования. В частности, в ч. 4 ст. 82 ФЗ № 273 указано, что практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование, либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами.

Однако из данного положения закона остается не вполне ясным, является ли такая практика строго обязательной в ходе обучения медицинских и фармацевтических работников, в том числе в рамках ДПО. Положение отсылает к образовательным программам. В свою очередь отметим, что примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, то есть Минздравом России (ч. 3 ст. 82 ФЗ № 273).

Кроме того, из ч. 6 ст. 76 ФЗ № 273 следует, что содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено ФЗ № 273 и другими федеральными законами. Таким образом, можно сделать вывод, что содержание дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования отдано на откуп организациям, осуществляющим образовательную деятельность, однако с учетом тех примерных программ, которые были утверждены Минздравом России, а также с учетом Перечня профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ, по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Конечно же, мы решили проанализировать те примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования, которые были утверждены Минздравом России за эти годы. Их крайне немного, однако они все-таки дают определённую почву для размышления.

Так, например, в разделах I и VII Приложения 3 к Приказу Минздрава России от 22.01.2014 № 35н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Психиатрия-наркология» указано, что учебный план устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение. Среди перечисленных форм есть практические занятия. В примерной дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки врачей по специальности «Психиатрия-наркология» содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация проводится в виде экзамена, где помимо теории проверяется и практическая подготовка слушателя.

Также практические занятия предусмотрены и в остальных примерных дополнительных профессиональных программах медицинского и фармацевтического образования, утвержденных Минздравом:

  • Приказ Минздрава России от 21.08.2017 № 538н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ по специальности «Рентгенология»;
  • Приказ Минздрава России от 22.01.2014 № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Гериатрия»;
  • Приказ Минздрава России от 24.07.2015 № 481н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Остеопатия»;
  • Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 440н «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, со сроком освоения 72 академических часа по теме: «Санитарно-авиационная эвакуация»;
  • Приказ Минздрава России от 22.01.2014 № 37н Приказ Минздрава России от 22.01.2014 N 37н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ фармацевтического образования» (приказ не упоминает практические занятия в столь явном виде, но это смыслово вытекает из его общих положений приказа).

Таким образом, Минздрав России всё же исходит из того, что практические занятия необходимы в рамках ДПО медицинских и фармацевтических работников. Об этом также свидетельствует и общий тренд утвержденного Минобрнауки России Переченя профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ, по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (Приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22). Тем не менее, несмотря на имеющуюся тенденцию, мы не имеем возможности сделать однозначный вывод о том, что практические занятия в рамках ДПО необходимы для всех без исключения медицинских и фармацевтических работников. По крайней мере, потому что приказ Минобрнауки № 22 содержит исключение для двух специальностей медицинского образования, а также ввиду того, что Минздравом России утверждены далеко не все примерные программы ДПО для медицинских и фармацевтических работников.

Итак, подведем итоги всему вышесказанному:

  • для получения специальности «Психотерапия» врачу необходимо либо пройти ординатуру по специальности «Психотерапия», либо ДПО в форме профессиональной переподготовки по специальности «Психотерапия», однако второе доступно только для специалистов, имеющих постдипломное образование по специальности «Психиатрия»;
  • программы профессиональной переподготовки являются дополнительными профессиональными программами (п. 2 ч. 4 ст. 12 ФЗ № 273). Срок освоения программ профессиональной переподготовки должен быть не менее 250 часов (п. 12 Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499);
  • при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ч. 2 ст. 13 ФЗ № 273);
  • реализация образовательных программ по некоторым профессиям, специальностям и направлениям подготовки не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (ч. 3 ст. 16 ФЗ № 273). Такой перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22. По основному большинству медицинских и фармацевтических специальностей среднего профессионального образования не допускается обучение исключительно в электронно-дистанционной форме. Соответствующий перечень профессий и специальностей высшего профессионального образования не утвержден Минобрнауки России;
  • в статье 82 ФЗ № 273 определены некоторые особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования. В частности, ч. 4 ст. 82 ФЗ № 273 упоминает о практической подготовке (в соответствии с образовательными программами) медицинских и фармацевтических работников в ходе получения как основного образования, так и в рамках ДПО. Однако из данного положения закона остается не вполне ясным, является ли такая практика строго обязательной. Положение закона отсылает к образовательным программам, которые в свою очередь утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, если иное не установлено ФЗ № 273 или иными федеральными законами (ч. 6 ст. 76 ФЗ № 273);
  • в ч. 3 ст. 82 ФЗ № 273 указано, что примерные дополнительные профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются Минздравом России;
  • исходя из анализа утвержденных Минздравом России примерных программ можно сделать вывод, что Минздрав России всё же исходит из того, что практические занятия необходимы в рамках ДПО медицинских и фармацевтических работников. Тем не менее, несмотря на имеющуюся тенденцию, мы не имеем возможности сделать однозначный вывод о том, что практические занятия в рамках ДПО необходимы для всех без исключения медицинских и фармацевтических работников. По крайней мере, потому что приказ Минобрнауки № 22 содержит исключение для двух специальностей медицинского образования (медицинская оптика и медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)), а также ввиду того, что Минздравом России утверждены далеко не все примерные программы ДПО для медицинских и фармацевтических работников.
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право (вероятно, к сожалению) утверждать образовательные программы ДПО для медицинских и фармацевтических работников исключительно в форме электронного обучения, с использованием дистанционных образовательных технологий (без практической подготовки), если иное не установлено примерными программами ДПО Минздрава России, а также с учетом Приказа Минобрнауки от 20.01.2014 № 22, определяющего перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
11 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.