№217

Вопрос про освобождение от НДС услуг медицинской организации, оказываемых в амбулаторных условиях

Здравствуйте! Наша клиника оказывает платные медицинские услуги, есть лицензия на оказание медицинской помощи амбулаторно, работают врачи различных специальностей. Существует Перечень медицинских услуг, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость № 132, утвержденный Правительством РФ. Но перечень очень общий.
Подскажите, какие именно услуги, оказываемые нашей клиникой, не облагаются НДФЛ и входят в перечень, установленный Правительством? В частности, мы оказываем различные услуги по косметологии и пластической хирургии.
Ответ
Подготовлен: 01.10.2018 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материал может быть частично или полностью не актуален на сегодняшний день.

Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 (далее – Перечень № 132) применяется для целей реализации статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)».

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. При этом, для целей указанной статьи к медицинским услугам относят, в частности, услуги, поименованные в Перечне № 132.

Пункт 1 Перечня № 132 говорит о том, что освобождению от НДС подлежит реализация услуг по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно - поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

Обращаем внимание, что по мнению Минфина России при рассмотрении вопроса о том, оказание каких медицинских услуг подлежит освобождению от уплаты НДС необходимо руководствоваться требованиями к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденными приказом Минздрава России от 11 марта 2013 г. № 121н (далее – Требования № 121н) (например, письма Минфина России от 20.06.2018 № 03-07-07/42113; от 10.08.2017 № 03-07-07/51370). На Требования № 121н при разрешении спорных ситуаций также ссылается и ФНС России, например, в письме от 20.03.2015 № ГД-4-3/4474@).

В пункте 2 Требований № 121н поименованы работы (услуги), которые организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, а именно:

при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются, в частности, работы (услуги) по (ниже приведены примеры):

  • медицинскому массажу;
  • сестринскому делу;
  • сестринскому делу в косметологии;
  • функциональной диагностике.

при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются, в частности, работы (услуги) по (ниже приведены примеры):

  • вакцинации (проведению профилактических прививок);
  • терапии;
  • педиатрии.

при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются, в частности, работы (услуги) по (ниже приведены примеры):

  • акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности);
  • анестезиологии и реаниматологии;
  • гастроэнтерологии;
  • косметологии;
  • оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации);
  • пластической хирургии;
  • травматологии и ортопедии;
  • ультразвуковой диагностике.

Одновременно с этим отмечаем, что согласно п. 6 ст. 149 НК РФ оказание услуг не подлежит налогообложению при наличии у налогоплательщиков, оказывающих услуги, соответствующих лицензий.

УФНС по г. Москве уточняет, что подтверждением права на освобождение от налогообложения НДС является лицензия на осуществление медицинской деятельности, а также наличие в договоре (или ином документе, в том числе расчетном) наименования услуги, указанной в лицензии (письмо от 21.07.2010 №16-15/077141).

Таким образом, реализация медицинских услуг по профилям, указанным выше не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании пп. 2 п. 2 ст.149 НК РФ, при наличии соответствующей лицензии у медицинской организации, а также при условии, что именно данные медицинские услуги отражены в договоре* на оказание платных медицинских услуг, заключаемом с пациентом.

*примечание: в соответствии с пп. «а» п. 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006) договор должен содержать перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

Ввиду того, что к вопросу не приложена копия лицензии на осуществление медицинской деятельности, Факультет Медицинского Права не может достоверно указать, реализация каких услуг освобождается от налогообложения НДС.

Одновременно с этим уточняем, что в той связи, что современные медицинские организации оказывают довольно большой спектр услуг, то для точного понимания какие из оказываемых в клинике медицинских услуг не подлежат обложению НДС в соответствии с указанными выше нормативными актами, необходимо проводить подробный анализ прейскуранта клиники.

Однако укажем, что, например, консультация врача-пластического хирурга относится к мероприятиям по профилактике (согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н) и вполне соответствует пункту 1 Перечня № 132 и пункту 2 Требований № 121н (оказание первичной медико-санитарной помощи по пластической хирургии). При этом в лицензии на осуществление медицинской деятельности должно быть указано: «… при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: пластической хирургии…».

Дополнительно обращаем внимание, что на практике при рассмотрении вопроса освобождения от налогообложения могут возникнуть спорные ситуации в отношении оказания медицинских услуг по косметологии и пластической хирургии. Связано это с тем, что в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ имеется исключение, а именно, не освобождаются от налогообложения косметические услуги, при этом государственные органы могут классифицировать услуги по косметологии и пластической хирургии именно, как косметологические (например, Письмо Минфина РФ от 25.11.2011 № 03-07-07/77; от 11.02.2009 № 03-07-07/07).

Однако, МНС России (в настоящее время ФНС России) в отношении оказания услуг по пластической хирургии имеет иную точку зрения и сформулировал ее в своем письме от 08.02.2002 № 03-1-09/18/291-Д504. Налоговый орган указал, что услуги по выполнению пластических операций при наличии соответствующей лицензии, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Исключением являются косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93* к косметологическим и перечисленные под кодовым обозначением 081501 этого классификатора.

В отношении медицинских услуг по косметологии мнение ФНС России следующее. Реализация населению косметологических услуг в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость при наличии соответствующей лицензии. При этом необходимо отметить, что косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93* к косметологическим и указанные под кодовым обозначением 081501 этого классификатора, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

*примечание: в настоящее время действует «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), который конкретизирует перечень косметических услуг (код услуги 96.02.2)

Отметим, что судебная практика складывается положительным образом для налогоплательщиков и суды обращают внимание на наличие соответствующей лицензии при разрешении спорных ситуаций. Например, Постановление ФАС Московского округа от 16.12.2009 № КА-А40/14153-09 по делу № А40-76150/09-139-496; Постановление ФАС Центрального округа от 25.06.2008 по делу № А62-3090/2007.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
11 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.