logo
 
№228

Вопрос про порядок размещения информационной вывески клиники, расположенной на втором этаже

Наша клиника расположена на втором этаже многоквартирного дома (в доме три этажа – коммерческие помещения). На вывеске указано фирменное наименование и вид деятельности (стоматология). Вывеска клиники была расположена над нашими окнами. Но контролирующие органы выдали предписание о демонтаже вывески, ссылаясь на то, что она высоко висит, не по установленным правилам.

Подскажите, куда мы можем разместить вывеску нашей клиники? Можем ли мы договориться (составить какой-то договор или соглашение) с организацией на первом этаже и разместить вывеску над их окнами, если они не будут против?
Ответ
Подготовлен: 22.07.2019 Внимание! Просим Вас обращать внимание на дату подготовки ответа, материл может быть не актуален частично или полностью на сегодняшний день.

Основополагающим нормативным правовым актом в разрешении данного вопроса является Постановление Правительства Москвы от 25.12.2013 № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве», утвердившее Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве (далее – Правила).

Согласно пункту 3.5 Правил, вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины и окна, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие:

  • Сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя (пункт 3.5.1 Правил). Под данное определение как раз и попадает спорная вывеска детской стоматологии.
  • Сведения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) (пункт 3.5.2 Правил).

Пунктом 10 Правил определены основные запреты при размещении вывесок (информационных конструкций) любого вида. При размещении вывески на фасаде многоквартирного запрещается (приведено выборочно с учетом рассматриваемой ситуации):

  • Размещение вывесок выше линии перекрытий между первым и вторым этажами, включая крыши*;
  • Размещение настенных вывесок одна над другой.
*К зданиям, не являющимся многоквартирными домами установлено идентичное требование в пункте 10.2 Правил.

Вывески, предусмотренные пунктом 3.5.1 Правил

Требования к размещению вывесок, указанных в пункте 3.5.1 Правил (содержащая сведения о профиле организации и ее наименовании) установлены в отдельной главе Правил (глава II).

Спорная вывеска относится по типу к настенной конструкции (пункт 12 Правил) - конструкция вывесок располагается параллельно к поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов непосредственно на плоскости фасада объекта. Помимо этого, существует еще три типа вывесок, указанных в пункте 3.5.1 Правил, однако они не имеют отношения к рассматриваемой ситуации и отдельно говорить о них мы не будем.

Пунктом 14 Правил установлено требование к размещению вывесок, указанных в пункте 3.5.1 Правил (вне зависимости от их типа), то есть это общее правило для всех типов вывесок, содержащих сведения о профиле организации и ее наименовании):

Вывески должны располагаться на плоских участках фасада, свободных от архитектурных элементов, исключительно в пределах площади внешних поверхностей объекта, соответствующей физическим размерам занимаемых организациями, индивидуальными предпринимателями помещений на праве собственности, ином вещном праве или обязательственном праве.

К сожалению, это означает, что в связи с тем, что организация расположена на втором этаже, она не может разместить свою вывеску на поверхность объекта, расположенного на первом этаже. Даже если организация сместит вывеску выше, непосредственно под окна стоматологической клиники, то это также будет нарушать требования, установленные Правилами, в частности, требования пункта 10 Правил, в котором говорится о запрете на размещение вывесок выше перекрытия между первым и вторым этажами (вывеска физически будет висеть на уровне уже второго этажа). Помимо этого, будут нарушаться и иные требования Правил (например, пункта 15, 18 Правил, о которых коротко ниже).

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что при размещении на одном фасаде объекта одновременно вывесок нескольких организаций, индивидуальных предпринимателей указанные вывески размещаются в один высотный ряд на единой горизонтальной линии (на одном уровне, высоте). Однако размещение вывески стоматологической клиники невозможно данным образом ввиду нарушения пункта 14 Правил, о котором уже указано выше.

Согласно пункту 18 Правил настенные конструкции размещаются над входом или окнами (витринами), в простенках между окнами помещений, указанных в пункте 14 Правил, на единой горизонтальной оси с иными настенными конструкциями, установленными в пределах фасада, на уровне линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии.

Как видно из самой нормы, она отсылает нас опять к пункту 14 Правил, а следовательно, клиника не может разместить вывеску на фасаде первого этажа, так как не занимает данное помещение.

Вывески, предусмотренные пунктом 3.5.2 Правил

На такой вывеске (информационной конструкции) указывается информация, предусмотренная Законом о защите прав потребителей.

Справка: согласно части 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей на вывеске в обязательном порядке указывается фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Согласно пункту 27 Правил подобные вывески (назовем их таблички) размещаются на доступном для обозрения месте плоских участков фасада, свободных от архитектурных элементов, непосредственно у входа (справа или слева) в здание, строение, сооружение или помещение или на входных дверях в помещение, в котором фактически находится (осуществляет деятельность) организация или индивидуальный предприниматель, сведения о котором содержатся в данной информационной конструкции.

В рамках требований, установленных Правилами, именно такой вариант размещения таблички подходит клинике с учетом того, что она занимает помещение на втором этаже многоквартирного дома.

Отметим, что в поддержку данного вывода высказались специалисты профильного ведомства (Москомархитектуры) в устном разговоре по телефону.

Требования к подобной табличке следующие (пункт 30 Правил): не более 0,60 м по длине; не более 0,40 м по высоте.

Аналогичную табличку можно разместить также на заборе (если таковой имеется) непосредственно у входа на земельный участок, на котором располагается здание, строение, сооружение, являющиеся местом фактического нахождения, осуществления деятельности организации (абз.2 пункта 27 Правил).

О договоренности с организациями, занимающими первый этаж

В рассматриваемом случае никакие договоренности (в виде договоров или соглашений) с организацией, занимающей первый этаж, о том, что спорная вывеска может размещаться в пределах фасада первого этажа (над окнами организации, занимающей первый этаж), не дают никаких прав на подобное размещение вывески, ввиду того, что положения такого договора или соглашения будут предусматривать размещение вывески не в соответствии с законодательными нормами г. Москвы. Речь здесь идет о нарушении пункта 14 Правил.

Вывеска, размещенная таким образом также будет подлежать демонтажу.

Варианты решения сложившейся ситуации

В случае, когда Вас категорически не устраивает размещение только таблички у входа, рекомендуем рассмотреть несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

Аренда помещения. Данный вариант сводится к тому, чтобы арендовать небольшое по площади помещение на первом этаже здания. Это позволит организации размещать вывеску на фасаде первого этажа здания.

Рекламная конструкция. Здесь в первую очередь применим Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе.

Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Отметим, что даже если собственники помещений принимают решение о размещении рекламе на доме, то за пользование общим имуществом взимается плата.

То есть для легального размещения рекламы на стене или фасаде многоквартирного дома, необходимо заручиться согласием собственников по итогам общего собрания собственников помещений.

Помимо этого, согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органами местного самоуправления.

За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции необходимо заплатить государственную пошлину в размере 5 000 рублей.

Отметим, что данный вариант размещения информации о клинике займет немало времени. При этом оговоримся, что при применении такого варианта решения проблемы необходимо учитывать ряд нюансов, которые установлены законодательством о рекламе.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.