№24

Вопрос про отказ пациенту в лечении

Как нам быть, у нас есть один очень странный и занудный пациент, мы его пока не начали лечить, но согласовали план лечения. Теперь главный врач решил, что не стоит начинать с ним какие-либо отношения и мы хотим ему отказать. Как это правильно сделать?
Ответ
Подготовлен: 15.06.2014

Отвечая на Ваш вопрос сразу стоит разделить юридические правила отказа пациенту и используемые фактически «работающие» правила и принципы отказа.

1. Юридические правила.

Договор о предоставлении платных медицинских услуг согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ признается публичным договором, т.е. соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится;

Признание права медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств, при том, что у него имеется возможность оказать соответствующие услуги, не только приводило бы к неправомерному ограничению конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и означало бы чрезмерное ограничение (умаление) конституционной свободы договора для гражданина, заключающего договор об оказании медицинских услуг, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требования справедливости, и, следовательно, нарушало бы предписания статей 34, 35 и 55 (часть 3) Конституции РФ.

Это подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 115-О, которое дало необходимые комментарии к п. 2 статьи 782 ГК РФ (Односторонний отказ Исполнителя от исполнения договора возмездного оказания услуг) и внесло понимание о возможности реализации отказов именно в сфере оказания медицинских услуг.

Толкуя понятие «возможность» оказания медицинской услуги следует использовать следующие критерии: невозможность обеспечить безопасность и качество услуги, наличие медицинских противопоказаний и иная явная техническая и организационная невозможность оказать услугу. Под технической и организационной невозможностью обычно понимается не работающее оборудование, отсутствие оборудования, материалов, лекарств, врачей, др.

То есть законными основаниями для отказа пациенту в лечении являются только медицинские основания, но никоим образом не финансово-юридические, например, такие как странность пациента, неоплата пациентом медицинских услуг. Несоблюдение им рекомендаций врача, пр. Если Вы сможете найти точное медицинское основание и обоснование невозможности оказать пациенту медицинские услуги, то отказ ему в лечении будет законным.

Также существует положение Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а именно: п. 3 статьи 70, который дает право лечащему врачу отказаться от лечения пациента по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации, если такой отказ не приведет к угрозе жизни пациента. Но такое право дано врачу, а отнюдь не клинике. Что касается права клиники на отказ пациенту, то об этом было сказано чуть выше.

2. Фактически «работающие» правила.

Существует достаточно много способов отказа пациенту "не вдаваясь в юридические формальности":

  • Можно уж очень сильно завысить цену. Также можно "излишне дотошно" подписывать все Добровольные согласия, на каждый шаг заведомо подписывать "отказ от гарантий" (ДИС как временное лечение). Да, Вы составили план лечения ... а вот теперь пришло время, дорогой пациент, подписывать необходимые по закону документы, отказы от гарантий и принятие на себя ответственности. Даже если пациент не сбежит после этого, то Вы все равно находитесь в достаточной безопасности.
  • Также можно пользоваться тем, что вряд ли пациент, который еще у Вас не лечился и денег не платил будет жаловаться на простой "человеческий" отказ. И сказать ему, что Главный врач, "внимательно разобрав" клинический случай пациента принял решение, что клиника, к сожалению, не справится со столь сложной и не однозначной задачей (работой). И уж лучше клиника признается "в своей слабости" до начала лечения, чем после. Обычно пациенты очень проникаются и радостно уходят.
  • Возможно также "замучать" пациента собиранием справок от кардиолога, уролога, аллерголога ... Обычно после третьей справки - сбегают.

Полный текст материала доступен
только по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На месяц
990 Р
Оформить
На год
2 490 Р*
23 880 Р
Оформить
На 1 день
499 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.
У вас есть вопрос? Задайте его нашему специалисту
Имя Отчество
Телефон
E-mail
Профиль деятельности
Ваш вопрос
Мы не рассылаем спам! Ваш email и телефон будут использоваться только для обработки заявки. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.
l>